12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ушакова Наталья304
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Ноябрьск

Слова и вещи. Археология гуманитарных наук

Слова и вещи Археология гуманитарных наук Краткий обзор

Мишель-Поль Фуко – представитель современного французского структурализма Фуко Мишель-Поль (1926-1984) – философ, историк и теоретик культуры. Преподавал в Колледже де Франс, в университетах Клермон-Феррана и Парижа. Основные работы: «Психическая болезнь и личность» (1964), «Рождение клиники: археология взгляда медика» (1963), «Археология знания» (1969), «Надзор и наказание» (1975), «Воля к знанию» (1976), «Забота о себе» (1984).

Художник, модель, зритель. Кто лишний? Вместо того, чтобы без конца использовать язык, неадекватный видимому, ведущий к двусмысленности обозначений было бы достаточно указать автора картины и подписать всех, кто на ней изображен? Сколько бы не называли видимое, оно никогда не умещается в названном. Имена собственные отбрасываются и все внимание уделяется бесконечности поставленной задачи. Диего Веласкес. Менины. 1656

Категория сходства. Четыре типа подобия Пригнанность – это сходство, связанное с пространственным отношением «ближнего к ближнему». Мир – это всеобщая «пригнанность» вещей. Соперничество – вид соответствия, свободного от ограничений. Посредством соперничества вещи, рассеянные в мире, вступают между собой в перекличку. Аналогия. Рассматривает не массивные, зримые подобия вещей самих по себе, а всего лишь более тонкие сходства их отношений. Симпатия. Обладает опасной способностью уподоблять, отождествлять вещи, смешивать и лишать индивидуальности.

Материальный мир. Взгляд в Эпоху Возрождения Познания XVI века слагались из неустойчивой смеси рационального знания, из понятий, порожденных обрядами магии, и из всего культурного наследия, воздействие которого было приумножено вновь открытыми античными текстами. Однако, оно не лишено структурированности. Мир покрыт знаками, нуждающимися в расшифровке, и эти обнаруживающие сходства и родства знаки являются не чем иным, как формами подобия. Итак, знать — значит истолковывать

Письменность вещей Язык составляет часть великого распределения подобий и примет. Поэтому он сам должен изучаться как вещь, принадлежащая природе. Язык одновременно является скрытым откровением и откровением, которое мало-помалу возвращает себе все возрастающую ясность. Авторитету людей отдано предпочтение перед непогрешимостью непредубежденного взгляда, но природа сама по себе есть непрерываемое сплетение слов и признаков, рассказов и характеров, рассуждений и форм. Все то, что было увидено и услышано, все рассказанное природой или людьми, записано языком мира, традиций или поэтов.

Дон Кихот и знаки подобия Истинность Дон Кихота не в отношении слов к миру, а в той тонкой и постоянной связи, которую словесные приметы плетут между собой. Несостоятельная иллюзия эпопей стала возможностью языка выражать представления. В начале XVII века мысль перестает двигаться в стихии сходства. Отныне подобие — не форма знания , а, скорее, повод совершить ошибку, опасность, угрожающая тогда, когда плохо освещенное пространство смешений вещей не исследуется.

Знак на пороге Классической эпохи Знак, поскольку он всегда является или достоверным, или вероятным, должен найти свое пространство внутри познания. Начина я с XVII века вся область знака распределяется между достоверным и вероятным. Вторая переменная знака: форма его связи с тем, что он означает. Для того чтобы знак был знаком, нужно, чтобы он был дан сознанию вместе с тем, что он означает. Когда знак устанавливается по соглашению, то его всегда можно (и действительно нужно) выбирать так, чтобы он был прост, легок для запоминания, применим к бесконечному числу элементов, способным делиться и входить в состав других знаков.

Всеобщая наука о порядке В плане упорядочивания сложных объектов знаки выполняют ту же функцию, что и алгебра в упорядочивании простых объектов. Простые объекты Матезис Алгебра Сложные представления Таксономия Знаки

Всеобщая грамматика Познание и язык тесно переплетены между собой. В представлении они находят один и тот же источник и один и тот же принцип функционирования; они опираются друг на друга, беспрестанно дополняют и критикуют друг друга. Знать — значит говорить так, как нужно, и так, как это предписывает определенный подход ума; говорить — значит знать нечто и руководствоваться тем образцом, который навязан окружающими людьми. Всеобщая грамматика не стремится определить законы всех языков, она рассматривает поочередно каждый особый язык как способ сочленения мысли с самой собой. В любом отдельно взятом языке представление приписывает себе «характерные черты». Всеобщая грамматика определяет систему тождеств и различий, предполагающих и использующих эти спонтанные характерные черты.

Анализ богатств. Почему бриллиант стоит дороже воды? Понятие денег, цены, стоимости, обращения, рынка в XVII и XVIII рассматриваются уже с точки зрения политической экономии. Настал момент, когда вновь, но в ином свете, обратившись к анализу производства, Адам Смит выяснил процесс усиливающегося разделения труда, Рикардо — роль капитала, а Ж. Б. Сэй — некоторые из основных законов рыночной экономики. Отношения между богатством и деньгами устанавливаются в обращении и в обмене, а не в «драгоценности» самого металла.

Уход знания и мысли за пределы пространства представления Знание в его позитивности меняет свою форму и природу. Жизнь, как основная форма знания вызывает появление и новых объектов и новых методов. Производство заменяет собою обмен и вызывает, появление новых объектов познания (например, капитал) и получает новые понятия и новые методы (например, анализ форм производства). Стоимость перестала быть знаком, она стала продуктом.

Уход знания и мысли за пределы пространства представления Языки становятся объектами филологии. Язык образует вместилище традиций, немых привычек мысли, темного духа народов, вбирает в себя роковую память. В XIX в. возобновилась практика толкования текстов. Литература бросает вызов филологии: она приводит язык к чистой речевой способности, где сталкивается с диким и властным бытием слов, как трудящегося индивида или говорящего субъекта.