12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Галина Ивановна9413
Обучаю юных моряков (лоция, устройство судна, судовые устройства и системы, история флота, морские узлы и т.д.). Педагог ДО высшей кв. категории, Почетный работник общего образования РФ, общий, педагогический стаж и стаж работы в одном учреждении 34 года.
Россия, Пермский край, Березники

Презентация "Дедушка Российского флота"

Ефремов Александр (12 лет, 6 класс), курсант МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» г.Березники Пермского края Педагог Кузнецова Галина Ивановна «Дедушка Российского Флота»

Современников и потомков всегда удивляло, как Петр, живя в Преображенском, никогда не видев не только моря, но и большого озера, так пристрастился к морскому делу, что оно оттенило на второй план все прочие увлечения. Есть версия, что истоки этой страсти у царя, с детства боявшегося воды, связаны со знакомством с астролябией, а также со старым английским ботом.

Ещё будучи подростком, в селе Измайлово Петр I обнаружил в амбаре своего деда небольшую двухвесельную шлюпку с парусом и рулем на корме. Об этой находке Петр впоследствии писал: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца*, что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. Ещё будучи подростком, в селе Измайлово Петр I обнаружил в амбаре своего деда небольшую двухвесельную шлюпку с парусом и рулем на корме. Об этой находке Петр впоследствии писал: «Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца*, что это за судно? Он сказал, что то бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях — для езды и возки. *Франц Тимерман – старый голландский моряк, первый учитель Петра I морского дела

Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно». Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно».

В 1692 году Пётр I заложил на горе Гремяч у села Веськово верфь, где строились ладьи потешной флотилии для плавания по Плещееву озеру. В 1692 году Пётр I заложил на горе Гремяч у села Веськово верфь, где строились ладьи потешной флотилии для плавания по Плещееву озеру. Недалеко от дворца, слева от него, они устроили небольшое возвышение, поставив тут свои пушки, сами выстроились в боевой порядок и только ждали первого движения нового флота, чтобы встретить его залпом оружий. Место, устроенное ими, с того времени называют «Гремяч», от грома пушек, как говорят жители села Веськова, из которых палили во время спуска флотилии в озеро.

К сожалению, все корабли потешной флотилии сгорели. Единственным уцелевшим кораблем стал ботик «Фортуна», по местной легенде, сделанный самим Петром Первым. Флотилия была спущена на воду 1 мая 1692 года. Для этого торжества явилось сюда потешное войско, чтобы приветствовать рождение русского флота. Создание потешной флотилии юного Петра стало первыми шагами к созданию русского флота. К сожалению, все корабли потешной флотилии сгорели. Единственным уцелевшим кораблем стал ботик «Фортуна», по местной легенде, сделанный самим Петром Первым. Флотилия была спущена на воду 1 мая 1692 года. Для этого торжества явилось сюда потешное войско, чтобы приветствовать рождение русского флота. Создание потешной флотилии юного Петра стало первыми шагами к созданию русского флота.

Ботик в мае 1723 года доставлен из Переяславля в Санкт-Петербург, где участвовал в ряде торжественных мероприятий и в параде Балтийского флота в ознаменование второй годовщины заключения Ништадтского мирного договора11 августа 1723 года, рулевым при этом на ботике был Пётр I, лотовым — А. Д. Меншиков, канониром — главный артиллерист флота Х. Г. Отто, на вёслах — четыре адмирала. Ботик в мае 1723 года доставлен из Переяславля в Санкт-Петербург, где участвовал в ряде торжественных мероприятий и в параде Балтийского флота в ознаменование второй годовщины заключения Ништадтского мирного договора11 августа 1723 года, рулевым при этом на ботике был Пётр I, лотовым — А. Д. Меншиков, канониром — главный артиллерист флота Х. Г. Отто, на вёслах — четыре адмирала. Механик Андрей Нартов рассказал об этом: «Ботик был отправлен в Кронштадт, где от всего флота прибытие оного пальбою и другими морскими почестями поздравлено и в память величайших от сего ботика на море успехов торжествовано». Вернувшись на берег, Пётр I произнёс меткую фразу о ботике: «Смотрите, как дедушку внучата веселят и поздравляют!» Затем ботик поместили под навес в Петропавловско крепости, а в 1761 году архитектор А. Ф. Вист соорудил в крепости небольшой Ботный домик. Известно об участии ботика в парадах в 1744, 1745, 1803, 1829 и 1836 годах. В 1872 году ботик участвовал в Политехнической выставке в Москве в праздничном представлении на Москве-реке перед Кремлём.

Граф Дмитрий Иванович Хвостов посвятил ботику строки: Граф Дмитрий Иванович Хвостов посвятил ботику строки: А ты, преславнаго отец Российска флота, Ко плаванью тобой родилася охота, И первый в сих водах ПЕТРОМ твой взвеян флаг, Дивятся коему Евксин, Архипелаг; Чем дале Росский флот победы простирает, Тем более к тебе почтения вверяет.

В 1928 году ботик перевезли в Петергофский парк, где его поместили в бывшем Птичьем вольере. В 1928 году ботик перевезли в Петергофский парк, где его поместили в бывшем Птичьем вольере. В августе 1940 года исполком Ленинградского Совета депутатов трудящихся передал старинную лодку в Центральный военно-морской музей, и судно доставили туда 3 сентября. Во время Великой Отечественной войны ботик был эвакуирован. 16 июля 1941 года на речной барже ботик был доставлен в Ульяновск, а в марте 1946 года вернулся в музей по железной дороге. В настоящее время он бережно хранится в в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.