12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Людмила Б.7824
Россия, Татарстан респ., Высокогорский р-н, с. Высокая Гора

Презентация "Литература при Петре Первом"

Литература при Петре ӏ Подготовила : ученица 8 «В» класса Высокогорской СОШ №2 с.Высокая гора Республика Татарстан Белова Софья

Развитие литературы Жители городов замечали быстрый рост книжного дела. В особенности речь идет о светской литературе, научной и житейской. Здесь отметим, что при Петре лексика стала тяготеть к Западу, появилось множество иностранных словечек. Вообще элита при Петре I говорила на смеси русского с огромным количеством голландских, немецких, английских и др. слов, выражений, терминов. В литературе шло зарождение классицизма. Публицистические ораторские произведения заняли свою нишу в литературе. Самыми известными из таких сочинений являются труды Феофана Прокоповича. Прокопович был последовательным идеологом абсолютизма, несмотря на то, что он прошел и принятие униатства, и переезд в Европу, иезуитскую школу и католический монастырь. В конце концов, он вернулся в Россию, т.к. разочаровался в католицизме, глубоко его изучив. Лейтмотивом его трудом было восхваление Петра I, его дел и России в целом. Также в эпоху Петра I получила развитие проза. Особо популярной темой в жанре стало описание реалий жизни и ее новшеств. Наиболее известные произведения в этом жанре: «Повесть о Фроле Скобееве», «История о Александре, российском дворянине», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском».

«Повесть о Фроле Скобееве» Небогатый дворянин Фрол Скобеев, ябедник и плут, решил жениться на Аннушке, дочери знатного стольника Ордина-Нащокина (в повести его называют: Нардин-Нащокин) и получить за ней богатое приданое. Для этого он проникает на вечеринку в дом Нардина-Нащокина в его деревенских вотчинах, переодевшись в женское платье. Подкупив мамку Аннушки и открывши ей свои намерения, Фрол Скобеев продолжает видеться с Аннушкой и добивается ее любви. Когда же стольник Нардин-Нащокин выписывает дочь из деревенских вотчин в Москву, Фрол Скобеев едет за нею туда же: путем самого бессовестного обмана он увозит Аннушку из дома отца и тайно венчается с нею. Старый Нардин-Нащокин в отчаянии ищет пропавшую дочь и идет жаловаться царю. Государь велит «учинить публикацию о той стольничей дочери: ежели кто содержит ее тайно, чтобы объявили, а ежели кто не объявит и сыщется, то после смертью казнен будет». Услыхав о такой «публикации», Фрол Скобеев решается идти напролом. Заручившись протекцией другого стольника, Ловчикова, которого он тоже хитро обманул, он подходит к Нардину-Нащокину после обедни в Успенском Соборе, на Ивановской площади, падает ему в ноги и перед всем народом объявляет о том, что он женился на дочери его Аннушке. Старый стольник ошеломлен: радость найти пропавшую дочь и гнев на «плута и бездельника», женившегося на ней, борются в его душе. Стольник Ловчиков «предстательствует» за Фрола Скобеева. Фрол, заставив жену притвориться больной, доводит до сведения родителей, что она находится в тяжком недуге и молит их хотя бы заочно ее благословить. Посоветовавшись с женою своею, погоревав и поплакав вместе с ней некоторое время, Нардин-Нащокин решает послать дочери благословенный образ. Мало-помалу ловкий плут добивается того, что старый стольник завязывает сношения с обманувшей его дочерью и ее мужем и в конце концов приглашает их к себе в дом обедать. Но гордый стольник все же не может победить в себе отвращения к мошеннику, ставшему его зятем, и, принимая его в первый раз у себя в доме, приказывает «людям своим, чтобы никого в дом постороннего не пускали – сказывали бы, что время такого нет стольнику, для того, что с зятем своим, вором и плутом, Фролкою Скобеевым, кушает». Добившись прощения Нардина-Нащокина, Фрол Скобеев добивается и дальнейшего: стольник дарит ему вотчины и деньги, для того, чтобы дочь его жила без нужды. По смерти же доброго стольника Скобеев делается наследником всего его богатства. Небогатый дворянин Фрол Скобеев, ябедник и плут, решил жениться на Аннушке, дочери знатного стольника Ордина-Нащокина (в повести его называюУслыхав о такой «публикации», Фрол Скобеев решается идти напролом. Заручившись протекцией другого стольника, Ловчикова, которого он тоже хитро обманул, он подходит к Нардину-Нащокину после обедни в Успенском Соборе, на Ивановской площади, падает ему в ноги и перед всем народом объявляет о том, что он женился на дочери его Аннушке. Старый стольник ошеломлен: радость найти пропавшую дочь и гнев на «плута и бездельника», женившегося на ней, борются в его душе. Стольник Ловчиков «предстательствует» за Фрола Скобеева. Фрол, заставив жену притвориться больной, доводит до сведения родителей, что она находится в тяжком недуге и молит их хотя бы заочно ее благословить. Посоветовавшись с женою своею, погоревав и поплакав вместе с ней некоторое время, Нардин-Нащокин решает послать дочери благословенный образ. Мало-помалу ловкий плут добивается того, что старый стольник завязывает сношения с обманувшей его дочерью и ее мужем и в конце концов приглашает их к себе в дом обедать. Но гордый стольник все же не может победить в себе отвращения к мошеннику, ставшему его зятем, и, принимая его в первый раз у себя в доме, приказывает «людям своим, чтобы никого в дом постороннего не пускали – сказывали бы, что время такого нет стольнику, для того, что с зятем своим, вором и плутом, Фролкою Скобеевым, кушает». Добившись прощения Нардина-Нащокина, Фрол Скобеев добивается и дальнейшего: стольник дарит ему вотчины и деньги, для того, чтобы дочь его жила без нужды. По смерти же доброго стольника Скобеев делается наследником всего его богатства.

«История о Александре, российском дворянине» У московского дворянина Димитрия родился сын. И «лепотою» образа, и «остротою» разума выдавался он среди сверстников. 12 лет он решился ехать за границу учиться и повидать мир.Просьбы родителей ничего не могли с ним поделать.Здесь ему почему-то очень расхвалили город Лилль, и он отправился туда. Однажды, сидя на квартире, он впал в уныние и стал играть на флейте. Пасторская дочь Элеонора услышала его приятную игру и заинтересовалась им. Узнав об этом. Александр пошел под окно смотреть Элеонору. Увидя красавицу пасторскую дочь, он сразу влюбился и стал ее преследовать письмами, любовными «ариями». Сначала все было напрасно. После одного насмешливого ответа красавицы он даже сделался «изумлен». От несчастной любви он ушёл в уединённое место,оплакать своё горе. Любовь привела нашего героя к горячке, и пасторская дочь сжалилась над ним. Увидя его умирающим, она, придя домой, плакала.Между тем, поправившись, Александр стал каяться, что бесплодно для отечества проводит время на чужбине, и хотел, было, уже отказаться от любовных мечтаний, но Элеонора, призналась ему в любви. Долго оба они любили друг друга, но однажды герой встретился с «генеральской дочерью» Гедвигой-Доротеею, которая была в него влюблена. После недолгой борьбы Александр начинает сдаваться ей, так как, в случае его отказа, она грозилась заколоться. Элеонора узнала об измене Александра и захворала горячкой. Александр в стихах старается уверить Элеонору в своей верности, – она также в стихах отвечает ему и умирает с просьбой, чтобы Александр сам ее похоронил и хотя бы одну слезу уронил на её прах. Похоронив трогательно Элеонору и выругав заочно «генеральскую дочь» – виновницу всех несчастий,Александр покидает город Лилль и едет в Париж. В Париже, он встретился и подружился с другим российским дворянином, Владимиром, который также посвятил себя за границей не наукам, а любви. Владимир, впрочем, к любви относится не так требовательно, – оттого его похождения сортом ниже, чем у сентиментального, романтического Александра. Рассказы Владимира, большею частью, сводятся к пересказу комичных приключений, из которых он выходит и битый, и осмеянный. За границей предприимчивый Владимир и в театрах, и на гуляньях всегда делал даже незнакомым девицам «приятные мины», и «многие знаки, что желание его искати знакомство»... Так как почти все его смелые попытки кончались неудачей, то он затосковал и решил воздерживаться на будущее от таких ухаживаний за незнакомыми. В Париже Александр полюбил дочь гофмаршала Тирру и с ней бежал. Далее в романе сентиментальная любовь и бытовые подробности бледнеют. На первое место выступают приключения, битвы с разбойниками, разлука с Тиррой, рыцарские подвиги Александра, под девизом «рыцаря гнева и победы», его странствия по всему свету от Англии до Египта, Индии и Китая, кораблекрушения, рабство героя и, наконец, свиданье с Тиррой в Китае и поездка с ней в Россию. Теперь он – странствующий рыцарь, ищущий поединков, блистающий на турнирах, гордость европейского рыцарства, страх всем притеснителям слабых и беззащитных. Конец повести опять круто изменяет свой характер. Возвращаясь на родину, Александр утонул, купаясь в реке. Тирра умирает от горя на его бездыханном теле.После долгого словоизлияния она заколола себя мечом; Владимир похоронил их обоих в одной могиле. Вдруг подъехала к нему Гедвига-Доротея, искавшая по всей Европе Александра. Узнав о его судьбе, она, в свою очередь, стала держать над могилою стихотворную речь. Затем вытащила из могилы тело Тирры, с великою злобою её «главу, руки и ноги переломала и в той злости жизнь свою скончала». Владимир похоронил их троих вместе и вернулся на родину.

«Повесть о российском матросе Василии Кириотском» Послан он был и в Голландию для дальнейших занятий. Голландия пришлась по душе Василию – он увлекся торговым делом, и остался за границей. Когда, спустя некоторое время, он захотел съездить на родину, за родительским благословением для дальнейшего пребывания за границей, то буря разбила его корабль, и герой наш на доске был выброшен на какой-то остров. Здесь он попал в общество разбойников, сделался притворно их товарищем и даже атаманом. Когда его выбрали в атаманы, он сначала горько плакал, упирался и лишь боязнь быть изрублену мелко заставила его согласиться. У разбойников на острову был заповедный чулан, куда Василий не должен был входить. В отсутствие товарищей он зашел туда, увидал там красавицу-королевну. От красоты её наш герой не удержался на ногах и разумеется, влюбился. Она рассказала ему свою историю, как была похищена разбойниками в то время, как «гуляла с девицами в шлупках», как долго томится здесь «в чулане». Прошло некоторое время и, дождавшись случая, герой наш увез королевну и богатства разбойников. Затем он поселился с нею в Цесарии, зажил широко и пышно, обедал запросто у самого цесаря. Цесарь, выслушав историю Василия, очень удивлялся. Оказывается, спасенная российским матросом королевна была когда-то невестой его самого! Благодушие цесаря дошло до того, что он заявил: «я вас, мой государь Василий Иванович, иметь буду вместо брата родного!» – и велел его во всей Цесарии за родного брата почитать. Под конец, российский матрос перебрался во дворец, подаренный ему цесарем, и стал у него в великой славе пребывать. Счастие Василия скоро омрачилось. Из Флоренции явился в Цесарию адмирал, посланный на розыски королевны. Он коварно овладел Василием и Ираклией. Офицер этого адмирала не исполнил приказания утопить Василия, а бросил его в лодку и пустил в море. Узнав о происшедшем, цесарь был возмущен и послал во Флоренцию письмо, в котором рассказал случившееся и требовал казни адмирала, грозя, в противном случае, войною. Между тем, адмирал заставил Ираклию подтвердить её отцу его рассказ о том, как он ее спас из рук разбойников. В награду за этот вымышленный подвиг, Ираклия отдана адмиралу в жены. Назначено было уже венчание; печальная королевна ехала уже в «кирке», как появился Василий, спасенный старым рыболовом. Увидя невесту, герой наш взял арфу, «нача играть и петь жалостную арию». Ираклия признала Василия. Венчался в «кирке» с Ираклией он, а с коварного адмирала – с «живого кожу сняли». Василий Иванович впоследствии сделался королем флорентийским и «поживе в великой славе».