12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Романова Людмила Владимировна3231
Работаю учителем обслуживающего труда и технологии 23 года в г.Донецке (Донецкая Народная Республика). Квалиф.категория "Высшая", звание "Старший учитель". Проблема над которой работаю:"Развитие творческих способностей учащихся на уроках труда."
Россия, Ростовская обл., Ростов-на-Дону

Презентация «Проблемы активизации учебной- познавательной деятельности учащихся»

Презентация Проблемы активизации учебной- познавательной деятельности учащихся (Рекомендации молодому учителю)

Страшная эта опасность — безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни школьный участок, ни мастерская — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли. Сухомлинский В. А.

Активизация познавательной деятельности на уроках относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики. Необходимо развивать познавательную активность на уроке. Традиционные формы уроков не отвечают требованию современных стандартов. 

Для повышении уровня обученности и качества образования обучающихся на уроке необходимо: 1.использовать современные педагогические технологии; 2.использовать межпредметные и метапредметные связи, повышающие уровень познания; 3.учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Способы активизации познавательной деятельности учащихся. 1.Применение нетрадиционных форм урока Уроки-«погружения»; уроки — деловые игры; уроки — пресс-конференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки — творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; бинарные уроки; уроки- обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки — ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии.

2.Переход от монологического взаимодействия к диалогическому (субъект — субъектному). Такой переход способствует самопознанию, самоопределению и самореализации всех участников диалога.

3.Использование игровых форм, методов и приёмов обучения Ролевые, дидактические, имитационные, организационно-деятельные. Игра — одно из древнейших средств воспитания и обучения детей.  Игры в сочетании с другими методическими приемами и формами обучения могут повышать эффективность преподавания.

4.Широкое применение проблемно — задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций). Это самый главный и универсальный метод в интерактивном обучении.  Перед учащимся ставится некоторая проблема, и, преодолевая ее, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему и надлежит усвоить согласно программе курса. 

5.Использование на уроке разнообразных форм учебной работы учащихся. Формы учебной работы учащихся: коллективные, групповые, индивидуальные, фронтальные, парные. Организация групповой формы общения предусматривает два варианта: а) общеклассная (учитель → учащиеся класса), б) бригадная (учитель → группа учащихся).

6.Применение новых информационных технологий Мультимедиа-уроки положительно влияют на познавательную активность учеников, повышает мотивацию к изучению предмета. 

Мультимедийное оборудование позволяет демонстрировать на уроках:                     тематические презентации, теоретический материал в доступной, яркой, наглядной форме,                     Видеофрагменты и видеосюжеты, карты, картосхемы,                     таблицы и многое другое.

7.Систематическое использование различных средств контроля. Одно из интересных форм организации коллективной, познавательной деятельности учащихся — общественный смотр знаний, который является зачетом для учащихся. Он развивает активное сотрудничество школьников в их главном труде — учении, способствует созданию в детском коллективе атмосферы доброжелательности, воспитанию взаимопомощи, формированию ответственного отношения не только к своей учебе, но и к успехам своих одноклассников.

8.Вовлечение учащихся в создание творческих работ Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат — всё требует от личности максимального приложения сил.

Из творческих заданий учащиеся выполняют такие, как составление кроссвордов, викторин, сообщения и доклады учащихся, которые иллюстрируются презентациями. Учащиеся, самостоятельно создавая презентации, осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль.

9.Разработка и внедрение авторских развивающих дидактических приёмов. 1 «Хочу спросить» (любой ученик может спросить педагога или товарища по поводу предмета разговора, получает ответ и сообщает о мере соей удовлетворённости полученным ответом). 2)«Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения темы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуемых занятий). 3)«Экспертная комиссия» (группа учащихся-помощников преподавателя, которые выражают мнение о ходе занятия, либо выступают экспертами в случае спорных моментов).

9.Использование всех методов мотивации и стимулирования обучающихся 1.Эмоциональные: поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.              2.Познавательные: опора на жизненный опыт, учёт познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий. 3. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, будущей деятельности.   4.Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки. 

Таким образом, мотивации является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, имеющихся затруднений и проблем, и затем на каждом уроке целенаправленно и системно использовать оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях реализации личностно — ориентированного развивающего подхода.

С использованием активных методов обучения информационных технологий обучения повышается интерес у ребят к предмету, обеспечена объективность в оценке знаний учащихся, снижена трудоемкость процесса составления контрольных работ и экзаменационных материалов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету.