12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Уразова Галина Михайловна78

Сжатое изложение. Текст "Байкал"

Сжатое изложение Уразова Галина Михайловна

Cодержание Осмысление текста Словарная работа Сжатие текста Составление плана Поиграем

Осмысление текста Название текста Вид Месторасположение Основная мысль Содержание текста

Вид Байкала

Название текста л

Месторасположение Байкала Сибирь. Озеро Байкал.

Содержание текста Озеро Байкал – жемчужина Сибири Два друга гуляют вдоль берега Байкала Байкал славен и свят своим духом и силой Был август, лучшее благодатное время на Байкале Я был обманут прозрачностью воды Товарищ увидел на берегу нерпу Я получил восторженное письмо от своего друга

Основная мысль текста Просторы Байкала Гольцы Саяна Нерпа на Байкале Кругобайкальская дорога

Словарная работа Подбери синонимы к словам Подбери синонимичное словосочетание

Подбери синонимы к словам жемчужина – могущество – сопка – гольцы – подавлен – нерпа - украшение сила холм вершины наполнен эмоциями тюлень

Подбери синонимичное словосочетание Благодатное время – приятное время Полыхая красками – яркие цвета Высвечивает снег – снег блестит Лежит сыто – спокойное озеро Жимолость - ягода Редкостный день- редкий, особенный день Пахнет нагретым - теплота Разнотравья – разные травы Резким дыханием с моря – ветер с моря ? ? ? ? ? ? ? ? ?

Сжатие текста Вспо- мни План ответа Способы сжатия

Вспомни Какие способы сжатия ты знаешь? Д)Обобщение А) Замена Г) Сравнение В) Исключение Б) Сокращение Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста: замена, исключение, обобщение.

Способы сжатия текста Замена сложного простым однородные члены обобщающим Исключение повторов вводных слов Обобщение частей предложения ряда предложений необходимо  Найти в тексте мелкие факты.  Найти в них общее.  Объединить эти факты на основе общего.    необходимо   Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением. необходимо  Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.     

План ответа 1. Читаем предложение. 2. Проговариваем. Я исключаю слова (слово, предложение) … Я заменяю слова (слово, словосочетание, предложение) … словом(словосочетанием) … Я обобщаю слова (словосочетания, предложения) … словом (словосочетанием, предложением) … 3. Читаем предложение, которое получилось.

Составление плана Составь пункты плана Подбери ключевые слова Восстанови текст

Составь пункты плана (Озаглавь абзацы) Байкал – жемчужина Сибири Два друга гуляют вдоль берега Байкала Байкал славен и свят своим духом и силой Был август, лучшее благодатное время на Байкале Я был обманут прозрачностью воды Товарищ увидел на берегу нерпу Я получил восторженное письмо от своего друга

Составь план Озеро Байкал – жемчужина Сибири. Творца, любимцы, наделяет. Славен, духом, воли.

Восстанови текст У__________как единого творца есть свои любимцы, которые она наделяет особенной _______. Таков Байкал. Не зря его __________ жемчужиной Сибири. Байкал славен и свят чудесной ______, духом, не прошедшего, а настоящего, духом воли и притягательных _________. природы властью называют испытаний силой

Кроссворд Игра «А ну-ка, сократи!» Поиграем

Поиграем Правила Правила разгадывания кроссворда Нажми на цифру, обозначающую номер вопроса (разгадываем слова по порядку цифр) После того как появится текст задания, подумай Нажав на вопрос, ты можешь воспользоваться картинкой-подсказкой Вспомни слово и проговори вслух Проверь, нажав на текст задания Перейди к следующему заданию

В тексте говорится об озере… 1 3 2 8 6 5 7 4 Б А Й К А Л

Байкал – это… Сибири 1 3 2 8 6 5 7 4 Б А Й К А Л Ж Е М Ч У Ж И А Н

Месторасположение озера Байкал 1 3 2 8 6 5 7 4 Б А Й К А Л Ж Е М Ч У Ж И А Н И Б И Р Ь С

Это то, чем славится озеро, и что восхищает в озере Байкал 1 3 2 8 6 5 7 4 Б А Й К А Л Ж Е М Ч У Ж И А Н И Б И Р Ь С И Л А

Месяц, когда происходят события рассказа 1 3 2 8 6 5 7 4 Б А Й К А Л В Г С Ж Е М Ч У Ж И А Т Н И Б И Р Ь С И Л А

Она лежит на дне озера Байкал, на ней можно было разглядеть год чеканки сквозь 200-300 метров в глубину 1 3 2 8 6 5 7 4 Б А Й К А Л В Г С Ж Е М Ч У Ж И А М О Н Е Т А Н И Б И Р Ь С И Л А

Она лежала на берегу Байкала и так поразила друга рассказчика 1 3 2 8 6 5 7 4 Б А Й К А Л В Г С Ж Е М Ч У Ж И А М О Н Е Т А Н Е Р П А И Б И Р Ь С И Л А

Так в своём письме называет Байкал друг рассказчика 1 3 2 8 6 5 7 4 Б А Й К А Л В Г С Ж Е М Ч У Ж И А М О Н Е Т А Н Б Е Р П А Т Ю Ш К И Б И Р Ь С И Л А

А ну-ка, сократи!

С полок случайно упали книги. Нужно навести порядок: поставь книги на место. Но прежде выполни задания, и только после этого каждая книга окажется на полке Перейди на игровое поле. Нажми на книги (в том порядке, как они лежат рядом с полкой). Если не помнишь способы сжатия, повтори их: «Забыли – повторите!» Перейдя на слайд с заданием, выполни его. Убрать лишние слова можно кликом по ним. Они исчезнут в книге «Сжатые слова» По управляющей кнопке вернись на игровое поле. По окончании игры, когда последняя книга будет на полке, приходи на «Сюрприз»

Сюрприз Забыли – повторите!

«Сжатые слова» ень выдался редкостный солнце, безветрие, тепло. : . А тут ещё и д Д Сократи предложение, используя приём «исключение»

«Сжатые слова» Нам на каждом шагу по дороге встречаются то малина, ягоды. Сократи предложение, используя приём «обобщение» то смородина, то жимолость. ,

удивлён «Сжатые слова» Товарищ мой был поражён красотой. Сократи предложение, используя приём «замена»

«Сжатые слова» Нерпа только взмахнув хвостом. ушла под воду , . Сократи предложение, используя приём «исключение деепричастных оборотов»

«Сжатые слова» Я и большое хочу прочитать восторженное письмо моего друга. Сократи предложение, используя приём «исключение однородных членов»

Сюрприз

Способы сжатия текста Замена сложного простым однородные члены обобщающим Исключение повторов вводных слов Обобщение частей предложения ряда предложений необходимо  Найти в тексте мелкие факты.  Найти в них общее.  Объединить эти факты на основе общего.    необходимо   Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением. необходимо  Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.     

Уразова Галина Михайловна учитель русского языка и литературы ГОУ РК СКШИ №4; образование высшее; первая категория; педагогический стаж – 3 года; победитель конкурса «Лучший педагог специального коррекционного учреждения – 2018» в номинации «Молодой специалист»; электронная почта – Gvazer@ya.ru