12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильина Анна Юрьевна663
Педагог-психолог в детском саду.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

Основные направления по оказанию психологической помощи детям с ОВЗ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ по оказанию психологической помощи детям с ОВЗ

Концепция семейного воспитания «Особые дети в России» Стратегия: Воспитание особых детей в специальных учреждениях. Сейчас стратегия: Воспитание особых детей в семье.

Главные направления: Приоритет семейного воспитания детей с различными нарушениями; Разработка эффективных методов помощи семьям, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии.

НЕОБХОДИМО: Единая программа системы раннего выявления и помощи особым детям; Организация выявления младенцев с отставанием в развитии и оказания им и их семьям ранней комплексной помощи

НЕОБХОДИМО: Обучение и консультирование родителей; Согласованная работа государственных и негосударственных учреждений по социальной защите семье и сохранение ребенка в семье.

НЕОБХОДИМО: Гуманизация связей семьи с обществом; Просветительская работа с родителями, создание благоприятного климата в семье; Создание специальных условий для развития ребенка с ОВЗ, воспитания и обучения

ИНФОРМАЦИЯ, которую можно получить от родителей Удобная форма- предоставление информации в форме вопросов и ответов. МЕТОДЫ: анкетирование, опросы, интервью.

ИНТЕРВЬЮ по генограмме: Информация по следующим вопросам: 1) Структура семьи (возраст, род занятий и др.) 2) настоящее состояние проблемы (каждый видит проблему по – разному) 3) недавние жизненные проблемы (переезды, болезни, развод и др.) 4) реакция семьи на важное событие (когда узнали диагноз ребенка, что было в вашей семье) 5) семейные взаимоотношения (какие члены семьи близки к др.другу)

Опрос по генограме Трудные темы для семьи (задаются особенно тактично): медицинские проблемы в семье, алкоголь. Сфокусирован не только на трудностях, но и на успехах семьи, эффективных способах.

Метод анкетирования (письменный опрос) Тесты- опросники: тест –опросник родительского отношения (А.Я.Варга) дает возможность проанализировать отношение родителей к ребенку, определить базовый тип воспитания. «Живая беседа» (создание условий для искренних ответов)

ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРУЮ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ОТ ДЕТЕЙ Проективные методики, основанные на проекции , т.е перенесения на других людей своих отношений.

МЕТОДИКИ Методика «Рисунок семьи» (Е.С. Романова, С.Ф. Потемкина) Ребенок может показать свое одиночество в семье, свою тревожность. (отсутствие на рисунке члена семьи – конфликтность, если вводится новый персонаж в семью – расширение семьи: восполнение дефицита любви.

ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ «Поступки» Ребенку предлагают рассмотреть картинки (изображены хорошие и плохие поступки, рассмотреть картинки и разложить их) позволяет выявить ценностные ориентиры в семье. Методика завершения рассказа «я придумаю начало, а ты конец»

ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (раннего вмешательства) это программы ДОМАШНЕГО обучения (участие родителей, подготовка родителей) Приемы обучения демонстрирует вначале сам специалист, а потом родители. Обучение навыкам сотрудничества

ПРОГРАММЫ Программа «Каролина» (игровое развивающее обучение, взаимодействие с детьми младенческого и раннего возраста) Программа «Маленькие ступеньки» ( ранней психологической и педагогической помощи): упражнения по взаимодействию.