12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Домашева Татьяна Васильевна2513
преподаватель истории
Россия, Курская обл., Курск

Презентация к домашнему заданию "История отношений России и США"

Отношение России и США до распада СССР Сделано студентом группы ис-2.2 Саркисян Максим

XIX век В 1809 году Россия и США обменялись послами, положив начало дипломатическим отношениям. Первым послом США в России стал Джон Куинси Адамс, впоследствии ставший шестым президентом США. Первым послом России в США стал Андрей Дашков. В XIX веке отношения США и России носили в целом дружественный характер, несмотря на проблемы, возникшие в начале века в результате столкновения российских и американских интересов в районе Аляски и тихоокеанского побережья Северной Америки. 5 (17) апреля 1824 года в Санкт-Петербурге была подписана Русско-американская конвенция о дружественных связях, торговле, мореплавании и рыбной ловле, упорядочившая отношения между двумя государствами в северо-западной части Северной Америки. Именно в ходе переговоров, предшествовавших её подписанию, летом 1823 года до российского правительства было доведено намерение США выдвинуть в качестве одного из принципов своей внешней политики тезис «Америка для американцев», впоследствии оформленный в виде Доктрины Монро. Конвенция зафиксировала южную границу владений Российской империи в Аляске на широте 54°40’ с. ш. Согласно конвенции, севернее этой границы обязались не селиться американцы, а южнее — русские. Рыбная ловля и плавание вдоль побережья Тихого океана были объявлены на 10 лет открытыми для судов обеих держав. В середине века правительство Николая I привлекало американских инженеров к своим проектам модернизации империи.

Так, специалисты из США сыграли важнейшую роль в строительстве железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом и оснащении её подвижным составом, в проведении первых линий телеграфа и перевооружении армии после Крымской войны. Пиком сближения России и США стали 1860-е гг. — время Гражданской войны в США и Польского восстания 1863—1864 гг. Тогда у России и северных американских штатов имелся общий недруг — Англия, которая поддерживала как южан, так и польских повстанцев. Для противодействия действиям британского флота в 1863 г. в Нью-Йорк прибыла Балтийская эскадра контр-адмирала С. С. Лесовского, а в Сан-Франциско — Тихоокеанская эскадра контр-адмирала А. А. Попова. Базируясь в США, русские моряки должны были, в случае войны, парализовать английскую морскую торговлю. В 1867 году все российские владения к востоку от Берингова пролива были проданы США за 7,2 миллиона долларов. Кроме самой Аляски к ним относился весь Алеутский архипелаг и некоторые острова в Тихом океане.Однако и в XIX веке между Россией и США накапливались противоречия. В 1849—1850 гг. лидер венгерской революции Лайош Кошут посетил США и нашёл сочувственный отклик в американской провинции. В 1850 г. Сенат США по инициативе сенатора-демократа Льюиса Касса обсуждал «резолюцию Касса» о необходимости судить европейских монархов за подавление революций 1848 г. (прежде всего, как указывалось в проекте резолюции, «русского императора»). Активным сторонником резолюции выступал сенатор-демократ Джон Паркер Хелл.

Царствование Александра III (1881—1894) Россия для многих американцев в конце XIX в. стала страной, которая находиться на средневековой ступени развития, где деспотичное царское правительство угнетает население, жаждущее освобождения. Подобные настроения стимулировались мессианскими воззрениями, ставшими неотъемлемой частью национальной традиции, находили обоснование в доктрине «предопределения судьбы», учении англосаксонской школы и доктрине гуманитарной интервенции. Такие идеи, как «мессианская роль» США, притязания на мировое господство были заложены именно в тот период. В конце позапрошлого столетия в массовом сознании американцев начинает складываться убежденность в их предназначении осуществлять освободительную миссию и вмешиваться в дела других стран и народов. Именно в этот период в общественном сознании американцев складывается противоречивый образ России и закрепляются устойчивые негативные стереотипы в ее восприятии, которые и сейчас определяют отношение к нашей стране. Следовательно, изучение восприятия в США политического режима в царствование Александра III дает ключ к пониманию их современных взглядов; в-третьих, очевидной недостаточностью имеющихся исследований по конкретно-историческим проблемам общественного мнения США о политическом режиме России 1881-1894 гг.

Общественное мнение США о России на рубеже XIX—XX веков Как отмечает российский историк Р. Sh. Ганелин, 19. и 20. в начале века. Отношения между США и Россией "не носили интенсивного характера" [35]: торговые отношения развивались очень плохо, американский капитал только начинал поступать в Россию, и правительства не рассматривали друг друга как важных внеш декоммунистических партнеров. Тем не менее, уже во второй половине XIX века. Начали формироваться представления о биполярности мира, в котором Россия и США находятся на разных концах. Образ России по определению русского историка. B. Носк Декоммунизация [36] "состояла из трех основных элементов - представлений: идей о фундаментальном противопоставлении исторических путей развития России и Америки, исключающих возможность мирного сосуществования; Россия, в первую очередь, как экспансионистская держава, действия которой на мировой арене особенно угрожают интересам США; об особом — бескомпромиссном и всеобъемлющем характере и неизбежности борьбы между Амер Декой и Россией. " Русско-японская война и последовавшая за ней революция 1905-1907 годов, а также интенсивное экономическое развитие России на рубеже веков способствовали росту интереса американской общественности к России. 19. и 20. Определяющими факторами, повлиявшими на американо-российские отношения на рубеже веков, были враждебное отношение администрации президента США Теодора Рузвельта и американских СМИ к России, особенно во время русско-японской войны, столкновение экономических интересов на Дальнем Востоке и в Маньчжурии, а также трения по «еврейскому вопросу», связанные с ограничением прав евреев в России и активной иммиграцией российских евреев в Соединенные Штаты.

Соперничество на Дальнем Востоке В 1880-х годах США наконец обосновались в Тихом океане. В 1886 году по инициативе президента Гровера Кливленда Конгресс провел слушания по будущей политике США в Тихом океане. Участники слушаний пришли к выводу, что из всех тихоокеанских стран только Российская Империя потенциально может угрожать интересам США. В связи с этим США не поддержали российско-германо-французский ультиматум Японии (1895 г.). В 1899 году Соединенные Штаты провозгласили политику «открытых дверей», которая предусматривала сохранение территориальной целостности Китая, в первую очередь за счет предотвращения продвижения России в Маньчжурию и Корею. 1900-1902 года. Американский военно-морской теоретик контр-адмирал А. T. Махен разработал теорию «сдерживания» России как могущественной «континентальной» державы путем создания блока «морских» государств во главе с США. A. T. Махан и президент США Теодор Рузвельт, которые разделяли его концепцию, считали, что США должны проводить активную политику экспансии на Дальнем Востоке. Вашингтон и Св. Соперничество между Петербургом было одной из причин ухудшения российско-американских отношений из-за экономического господства в этом регионе (особенно в Маньчжу Деки). Идеологи внешнеполитического курса США считали, что распространение влияния России на Дальнем Востоке угрожает экономическим и политическим интересам США.

Выступая за нейтрализацию российского влияния в этом регионе, он заявил, что "Россия не является цивилизованной страной и, следовательно, не может играть цивилизованную роль на Востоке... Они отметили, что "в октябрьских условиях недемократический режим, архаичность социальной структуры и экономическая неразвитость служат дополнительным аргументом против России". С 1901 года администрация Теодора Рузвельта оказывала финансовую и военно-техническую поддержку Японии, главному сопернику России на Дальнем Востоке.Русско-японский военный конфликт 1904-1905 гг. Он установил новый рубеж в развитии американского общественного мнения о России, поставив его выше необходимости определять свое отношение к каждой из воюющих держав. Теодор Рузвельт фактически поддерживал Японию, а синдикат американских банков Дж. Он был организован Рузвельтом. Шифф оказал Японии значительную финансовую помощь. В то же время были предприняты усилия по закрытию доступа России к западным кредитам. Таким образом, Россия и США вступили в новый этап отношений - открытое соперничество. Общественное мнение в США также было крайне враждебно по отношению к российскому правительству.

Первая мировая и Гражданская война. Октябрьская революция В Первую мировую войну ситуация изменилась — США занимали позицию благожелательного нейтралитета по отношению к державам Антанты, включая Россию, а затем стали и союзниками.[39] Война активизировала экономическое сотрудничество России и США, на американских предприятиях стали размещаться российские военные заказы.[40] Переломным для отношений двух стран стал 1917 год. В феврале США поддержали свержение царской власти, открыв Временному правительству доступ к американскому финансированию. После того, как в России произошла Октябрьская революция, США отказались признавать Советское правительство. В 1918—1920 годах американские войска приняли участие в иностранной интервенции в России.

Вторая мировая война В ходе Второй мировой войны отношения США и СССР оставались умеренно доброжелательными. Германское нападение 22 июня 1941 года на Советский Союз вызвало среди американского народа волну уважения и сочувствия к СССР, практически в одиночку противостоявшему нацистской агрессии. Решением президента Рузвельта с ноября 1941 года на СССР был распространён закон о ленд-лизе, в рамках которого в СССР стали поставляться американская военная техника, имущество и продовольствие. Но союзного договора между СССР и США (как между СССР и Великобританией) подписано не было. Отношения СССР и США строились на основе международного документа — Декларации Объединённых Наций от 1 января 1942 года. Позднее, 23 июня 1942 года, было подписано советско-американское соглашение о поставках военных технологий. При этом США, ссылаясь на текст Атлантической хартии 1941 года, отказывались признать Прибалтику частью СССР. Конгресс США также регулярно ставил вопрос о соблюдении религиозных свобод в СССР. Договорённости между членами Антигитлеровской коалиции, достигнутые в ходе и после окончания войны, определили создание биполярного мира, в котором объединённый Запад при лидерстве США противостоял блоку социалистических стран, сплотившемуся вокруг Советского Союза.

Холодная война Внутренняя логика противостояния требовала от сторон участия в конфликтах и вмешательства в развитие событий в любой части мира. Усилия США и СССР направлялись, прежде всего, на доминирование в политической сфере. США и СССР создали свои сферы влияния, закрепив их военно-политическими блоками — НАТО и ОВД. Хотя Соединённые Штаты и СССР не вступали официально в непосредственное военное столкновение, их соперничество за влияние приводило к вспышкам локальных вооружённых конфликтов в различных частях третьего мира, протекавших обычно как опосредованные войны между двумя сверхдержавами. Холодная война сопровождалась гонкой обычных и ядерных вооружений, временами угрожавшей привести к третьей мировой войне. Наиболее известным из таких случаев, когда мир оказывался на грани катастрофы, стал Карибский кризис 1962 года. В связи с этим в 1970-е годы со стороны США были предприняты усилия по «разрядке» международной напряжённости и ограничению вооружений, которые поддержал и СССР. 1 февраля 1992 года в совместной декларации Российской Федерации и США, подписанной президентами Б. Н. Ельциным и Джорджем Бушем — старшим, был ещё раз документально закреплён факт окончания холодной войны.

1985—1991 С приходом к власти в СССР Михаила Горбачева (1985 г.) и после советско-американского саммита в Рейкьявике (1986 г.), благодаря «декоммунизационной дипломатии», отношения между двумя сверхдержавами начали переходить от соперничества к партнерству что было достигнуто в значительной степени за счет односторонних внешнеполитических уступок со стороны руководства СССР. Июнь дек. 1990 г., в частности, было подписано соглашение между СССР и США о линии разграничения морских территорий (Соглашение по линии Шеварднадзе-Бейкер), в соответствии с которым часть исключительной экономической зоны СССР и континентальный шельф площадью 46,3 тыс. кв. М были переданы Соединенным Штатам. Это территориальные воды площадью дек. км в открытой центральной части Берингова моря, а также территориальные воды в небольшом районе Берингова пролива между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерн. Кроме того, в октябре 1980-90-х годов СССР спокойно отреагировал на смену режимов в странах Варшавского договора, что привело к реальному краху сферы влияния и изменению баланса сил в мире в пользу США. Прямое влияние на отношения между США и СССР привело к изменению подходов в американской внешнеполит дек. С конца 1980-х годов на первый план в американской внешней политике вышел тезис о продвижении демократических ценностей как национальных интересов США, и госсекретарь Дж. Выдвинут Джл. Бейкер. В отношениях с СССР этот подход выражал поддержку политике «реконструкции» и внешнеполитическому курсу Михаила Горбачева — Эдуарда Шеварднадзе, направленному на создание демократического общества с соответствующей внешней политикой в Советском Союзе. В 1985 году, после встречи в Женеве, Михаил Горбачев и Рональд Рейган приняли заявление, в котором говорилось, что «ядерная война неприемлема», потому что «в ней не может быть победителей».

Это заявление стало сигналом к прекращению гонки ядерных вооружений, началу конструктивных переговоров по контролю над вооружениями. На встрече на Мальте 3 декабря 1989 года Джордж У. Буш и Михаил Горбачев положили конец холодной войне. июль декабря 1994 г., 30-31 июля 1991 г., было подписано Соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений (вступившее в силу 5 декабря 1994 г.), в соответствии с которым СССР и США должны были сократить свое ядерное оружие в течение 7 лет таким образом, чтобы ни одна из сторон не имела более 6000 единиц. Декомму Декоммунизация между тем политический, идеологический и межнациональный кризис, охвативший Советский Союз в конце 1980-х годов, привел к распаду государства. Многие консервативные американские политики склонны приписывать победу в «холодной войне» Соединенным Штатам в этом контексте. Так или иначе, распад СССР (и декоммунизация предшествовавшей ему социалистической системы) считается окончанием холодной войны и началом новых отношений между Востоком и Западом.