12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Владимир Макаров679

Молодежь как социальная группа

Молодежь как социальная группа Раздел «Социальные отношения» Тема № 4.

План занятия : Молодежь : понятие , особенности социально-психологического положения. Типы молодежных движений. Молодежь в российском обществе.

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА. Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и определенных социально-психологических свойств. Современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.

Особенности социально-психологического положения молодёжи : 1) особая эмоциональная восприимчивость; 2) стремление идти на риск; 3) высокая степень мобильности; 4) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям; 5) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей; 6) определённое критическое отношение к старшему поколению; 7) определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности; 8) ощущение зависимости от третьих лиц; 9) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками; 10) стремление к идеалу.

Завершение молодёжного возраста связано с: окончание обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей.

Основные черты молодёжной субкультуры: 1) вызов ценностям взрослых; 2) включение в группы сверстников; 3) своеобразие вкусов; 4) культура досуга, а не работы.

Типы молодежных движений : 1) увлечение современной молодежной музыкой; 2) стремление к правопорядковой деятельности; 3) активно занимающиеся определенными видами спорта; 4) околоспортивные – различные фанаты; 5) философско – мистические; 6) защитники окружающей среды.

1) романтико – эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, байкеры); Эскапизм (ескейпизм) (от англ. escape – бежать, спастись) – стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазии в ситуации кризиса, бессилия, отчуждения. 2) гедонистическо – развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.); 3) криминальные («гопники», «бритоголовые»); 4) анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» революционно-террористического толка), которые можно также назвать радикально – деструктивными.

Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь. с рождения до года, с года до 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции – 25). Пифагор делил жизнь человека по временам года. Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста.

В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние (инициация).

Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития. Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями. удлинение периода общего образования. ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.

На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. 11-15 лет 16 до 25 лет

Молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская – городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре.

Молодёжная субкультура. Субкультура и контркультура. Субкультура (подкультура, лат. sub под, + культура) – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества. контркультура – это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры.

Классификация молодёжных субкультур(по социально-правовому признаку): 1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды); 2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты); 3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

Легко ли быть молодым? Трудности социализации в молодёжном возрасте связаны с: 1) несовпадением высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом; 2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, связанных с психофизиологическим повзрослением; 3) противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту. Инфантилизм психический – особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость.

Молодёжь в российском обществе. Российское общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются. Проблема семьи и брака. В нашей стране не уделяется должного внимания молодым семьям. Рыночная система привела к росту безработицы, «квартирному вопросу». Проблема духовного и интеллектуального развития.

Молодёжь в российском обществе. Проблема социализации. Произошёл разрыв между поколениями. Усиливается конфликтность, девиантное поведение. Падение интереса молодёжи к труду, невозможность удовлетворить свои потребности за счёт добросовестного труда (от 2 до 4 млн. не работает и не учится).