12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Николай27
Я Саражаков Николай Аркадьевич, с детства занимаюсь спортом и саморазвитием.
Россия, с.Аскиз

Праздники и обычаи хакасов

13. 02 . 2023

Выполнил: Учитель начальных классов, Саражаков Н.А. Традиции и обычаи хакасского народа.

Символы Хакасии Флаг Герб

Национальная одежда .

Пальчиковая гимнастика

Традиции и обычаи имеют большое значение в жизни народов Хакасии В культуре хакасов сочетаются степные традиции кочевников с таежным охотничьим укладом. В жизни хакасов большое значение имеют традиции с их обычаями, обрядами и ритуалами. По хакаскому календарю осуществлялись хозяйственные работы, праздники, религиозные обряды.

Традиции и обычаи Драгоценное наследие Поклонение природе Истинный хакас никогда не соберет всю ягоду, орехи, грибы. Охотник оставит детенышей для потомства. Уважение к старшим, забота о младших Наставления старших в детстве человек проносит через всю свою жизнь и передает своим детям.

Традиции и обычаи Драгоценное наследие Уважительное отношение к своему роду. Имя ребенку давали из самых достойных из рода. Взаимопомощь. Хакасы сохранили взаимопомощь в любых жизненных ситуациях: в радости, беде, строительстве.

Традиции и обычаи Духовное наследие Раньше молились небу, горам, воде, священному дереву – березе. Во время моления в жертву приносили нечетное количество белых ягнет с черными головами. Женщины и дети к обряду не допускались.

Хакасский шаманизм Шаманы играли важную роль в жизни общества – они проводили обряды, лечили от болезней, провожали душу умершего в иной мир. Шаманы обладали даром ясновидения. Шаманы сохраняли и передавали народные знания следующим поколениям.

Шаманизм хакасов . Шаманизм в целом можно назвать особой религиозной системой взаимодействия с силами природы. Шаман считается посредником между миром людей и сверхъестественными силами. При этом у каждого народа имеются присущие только ему особенности шаманской практики. Шаманы играли важную роль в жизни общества они проводили обряды, лечили от болезней, провожали душу умершего в иной мир.      Шаманский дар давался либо от рождения, что бывало довольно редко, либо давался при жизни. По представлению хакасов, сами духи выбирали себе хозяина. Служебные духи, найдя кандидатуру, подвергали ее мучительным испытаниям. Отказаться добровольно от шаманского дара было делом очень сложным, для этого нужна была помощь сильного шамана, который мог запереть духов в горы.     Будущему шаману необходимо было обладать силой слова, знать ритуалы, благословления и песнопения. Обычно обучение занимало три месяца, после чего должен был отправиться на поклонение к мифическому покровителю всех шаманов - Адам-хану. Его дворец находился на священной горе Борус в Саянах. Главным религиозными атрибутами шамана считаются бубен с колотушкой,онгон и шаманский костюм.

Почитание духа огня Огонь является оберегом семьи и дома. На огонь нельзя сметать мусор. Запрещается плевать на огонь. Велика роль огня в хакасской медицине. Огонь в другую юрту не давали. Разрешалось брать огонь из родительского жилища.

Хакасский национальный костюм Традиционным мужским видом одежды хакасов была рубаха, женским - платье. Рубаха была с поликами на плечах, разрезом на груди и отложным воротником, который застёгивался на одну пуговицу. Подол и рукава рубахи были широкими. Платье не слишком сильно отличалось от рубахи – разве что длиной. Задний подол был длиннее переднего

Жилище хакасов Жилищем служила юрта. До середины IX в. бытовала переносная круглая каркасная юрта, летом покрытая берестой, а зимой войлоком. В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое отверстие (тунук). Очаг был выложен из камня на глиняном поддоне. Здесь же ставился железный треножник, на котором находился казан. Дверь юрты была ориентирована на восток.

Хакасские календарные праздники ЧЫЛ ПАЗЫ - праздник начала года; ТААН-ТОЙ - праздник прилета первых весенних птиц ― галок; УРЕН ХУРТЫ - праздник земледельцев; ТУН-ПАЙРАМ - праздник первого айрана; УРТУН-ТОЙ - праздник урожая; АЙРАН СОЛЫНДЫЗЫ - праздник последнего айрана.

Физкультминутка

Тун пайрам - праздник первого айрана Первый айран считался лекарственным напитком. Вся приготовленная первая молочная пища должна была быть съеденной во время праздника. Обряд: Старец мыл ритуального коня молоком. Привязывал к нему ленточки и отпускал на волю. Затем брызгал айран на огонь, березку и коновязь и желал чтобы скот и молочные продукты не переводились в семье.

Главный праздник хакасов Каждый год в конце мая - начале июня, после перекочевки на летник, хакасские скотоводы праздновали праздник «Тун пайрам». К празднику «первого айрана» готовились заранее: готовили молочные продукты, в первую очередь, айран, шили новую одежду. Первый айран и первая арака (молочная водка) считались лекарственными напитками. Праздник проводился на вершине горы. На него собирали жители соседних селений - аалов. Праздничная площадка состояла из коновязи, берез, большого костра. Руководителем являлся алгысчы, который делал ритуальное жертвоприношение, обращался к силам Неба и Земли, освящал ритуального коня - ызыха. Алгысчы обмывал коня молоком, окуривал его богородской травой (ирбен), после чего ызых отпускался на волю. По окончании ритуала приступали к общей трапезе. Желающие принимали участие в соревнованиях по борьбе, стрельбе из лука, конным скачкам. .

Чыл пазы - хакасский новый год Название праздника «Чыл пазы» означает «начало года». Пик праздника приходится на день весеннего равноденствия-22 марта. Во время праздника « Чыл пазы» жители аала ходили друг к другу в гости. Обряд: завязывание и сжигание ленточек (чалама) на счастье и на удачу

Завязывание чалама

Кормления огня, сжигания чалама.

Урен хурты - праздник земледельцев Основной праздник хакасских земледельцев, посвященный благополучию посева, чтобы червь не губил зерно. Обряд: Почетный старец брызгал засеянные поля вином и читал молитву. После ритуальной части, собравшиеся на поле потчевали друг друга вином со словами: « Жуй зернового червя!».