12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анастасия Гвоздянская58
Россия, Нижегородская обл.

Агрессивное поведение детей и подростков

Агрессивное поведение детей и подростков

Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.  Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.  Агрессия – это явление не только индивидуальное, но и групповое.  Импульсивная агрессия Инструментальная 

Цель агрессии Целью агрессии может быть: принуждение; усиление власти и доминирование;  управление впечатлением; заработок;  аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;  месть за перенесенное страдание;  причинение боли жертве, получение удовольствия от ее страданий. 

Формы и виды агрессии По форме агрессию подразделяют на: физическую (избиение, ранение, изнасилование);  вербальную (оскорбление, клевета, угроза); прямую;  косвенную (сплетни, злобные шутки); инструментальную (действия киллера);  эмоциональную (аффективную). Произвольная агрессия возникает из желания, намерения воспрепятствовать, повредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, во время которого действие неподконтрольно субъекту.

Причины агрессии  Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться  1. По степени личностной вовлечённости:  – ситуативные агрессивные реакции (краткосрочная реакция);  – агрессивное состояние (на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации); – устойчивое агрессивное поведение личности. 2. По степени активности: – пассивное агрессивное поведение (бездействие или отказ);  – активное агрессивное поведение (разрушение, насилие). 3. По эффективности:  – конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации, успеху и совладанию со стрессовыми ситуациями);  – деструктивное агрессивное поведение (наносящее ущерб самой личности или окружающим). 4. По выраженности психопатологической составляющей: – нормальное агрессивное поведение;  – агрессивное поведение в рамках патологических реакций; –агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (зависимое поведение);  –агрессивное поведение в рамках личностных расстройств (нарциссическое или пограничное расстройство личности);  –агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических синдромов (психоорганический, дементный, параноидальный и др.). 

Структура проявления агрессии В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:  поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, действия);  аффективный (негативные эмоциональные состояния чувства – гнев, злость, ярость); когнитивный (неадекватные представления, негативные ожидания и установки); мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления 

Особенности агрессии детей и подростков  Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр.  Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей. Агрессия часто возникает без реального повода.

Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения С самого начала необходимо начинать работу с семьёй;  Психо-коррекционная работа как индивидуальная, так и групповая;  Формирование круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей; Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка - включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.