12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Запарова Елена Алексеевна6616
«Детей надо любить всем сердцем, и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм». Ш. А. Амонашвилли
Россия, Краснодарский край, Сочи

Театральные практики как способ познания себя

Театральные практики как способ познания себя

«Театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.» Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду»

Результаты театральной деятельности Эмоциональное развитие Всестороннее развитие речи Развитие гибкости, ловкости, мелкой моторики Совершенствование интеллектуальных способностей Развитие коммуникативных качеств Генерирование идей и умение воплощать их в жизнь Радость творчества

Основные принципы театральной деятельности в ДОУ Ориентация на художественную продуктивность – продуктом театральной деятельности должен быть законченный номер: этюд, сценка или спектакль. Принципиальная нацеленность на рост актерских умений. Обучение основам театрального искусства идет одновременно с подготовкой сценок и спектаклей. Материал спектакля должен чуть превышать умения его участников – тем самым создавать зону развития.

Формы работы: Театральная студия в рамках ДОУ Обучение театральному мастерству в рамках дополнительных занятий в группе Спектакль как проект Спектакль как часть утренников.

Стендовый театр 1. Фланелеграф – стенд, обтянутый тканью, на которой крепятся фигурки. Фигурки могут сделать сами дети Магнитная доска с фигурками – более современный вариант Теневой театр – нужен экран, любая светлая ткань, натянутая на основу, осветительный прибор и картонные персонажи

Настольный театр Все представление развивается на плоскости стола Картонный, изготовленный из бумаги Сделанный своими руками из природных материалов

Кукольный театр Подразумевает наличие ширмы и набора кукол – перчаточных или марионеток. Этот вид театра требует умения и ловкости. Предлагает полный цикл создания спектакля. Подходит для детей старшей и подготовительной группы.

Театр на сцене Это протяженный во времени проект. Подразумевает полный цикл создания спектакля. Требует от участников множества развитых навыков:

Сценическая речь Работа с текстом, способность запоминать большие объемы информации Пластика, жесты и мимика Сценическое движение и координация в пространстве Эмоциональная выразительность Умение участвовать в общей сценической игре Выдержка и смелость

Театр растет вместе с ребенком Первая младшая группа – дети выступать в качестве зрителей. Они могут знакомиться с персонажами, держать их в руках. Театрализация естественным образом входит в повседневные занятия Игры-театрализации, игры подражания

Мы весенним тёплым днём Мы весенним тёплым днём В зоопарк гулять идём. Посмотреть хотим скорей Мы на всяческих зверей. Входим мы через ворота И встречаем бегемота. Толстый серый бегемот Широко разинул рот, Напоследок нам зевнул И в пруду своём заснул. А смешные обезьянки Разыгрались спозаранку. Скачут весело по клетке И едят свои конфетки.

Музыкальные игры Музыкальные игры Солнышко и дождик

Ш-ш-ш, - шипела нам змея – Ш-ш-ш, - шипела нам змея – Познакомьтесь – это я. Здесь, на камнях, за стеклом, Мой змеиный тёплый дом.» Вот огромный зверь стоит, Длинным хоботом трубит. Он спокоен и умён, Догадались – это слон. Толстый мишка неуклюжий Очень любит мёд на ужин. И рычит он, и ревёт, Потому что хочет мёд. Серый ёжик – чёрный нос – Весь иголками зарос. Днём он прячется и спит, Ночью мышку сторожит.

У медведя во бору У медведя во бору Воробьи и вороны Кот и мыши Задачи театральных игр: Научить имитировать движения животных Научить соотносить свои движения с характером музыки и сюжетом С помощью голоса передавать голоса животных

Вторая младшая группа Дети становятся активными участниками сюжетов. Сюжеты - знакомые детям народные сказки, короткие истории в стихах. Внимание: дети этого возраста еще не способны передать динамику роли в полном объеме – выбираем спектакли с простым сюжетом. Подходящие варианты: «Репка» (на небольшую группу), «Теремок» «Мешок с яблоками» «Муха-цокотуха» и др.

Знакомство с новыми понятиями: театр, сцена, зрители, кулисы, спектакль. Знакомство на практике с разными видами театральной игры. Знакомство с новыми понятиями: театр, сцена, зрители, кулисы, спектакль. Знакомство на практике с разными видами театральной игры. Умения подражать повадкам животных, жестам и движению людей разного пола и возраста. показать в актерской игре эмоциональное состояние, характер героя – через речь, мимику, жесты. Изображать несложные действия, знакомые по повседневной жизни, или усвоенные в результате театральных занятий.

Средняя группа Актерские умения и коммуникативные навыки детей позволяют им разыгрывать более сложные сюжеты во взаимодействии – в дуэтах разных видов и общих сценами. Дети в состоянии передать мимику и жесты своего героя. Сюжеты становятся более развернутыми и динамичными. Примеры сюжетов: «Гуси-лебеди» «Кошкин дом» «Доктор Айболит» и др, «Петушок и бобовое зернышко»

Знакомство с новыми понятиями: жест, мимика, характер персонажа, настроение, актер, режиссер. Виды театра: музыкальный –опера и балет, драматический. Знакомство с новыми понятиями: жест, мимика, характер персонажа, настроение, актер, режиссер. Виды театра: музыкальный –опера и балет, драматический. Умения: с помощью речи, жестов, мимики передавать характер персонажа и его изменение в процессе разворачивания сюжета. Участвовать в дуэтах и массовых сценах, координировать свои действия с другими участниками спектакля.

Старшая группа Совершенствуется пластика и координация. Дети способны запоминать длинные тексты. Спектакли можно дополнять музыкальными и хореографическими номерами. Детям подвластны более сложные образы. Артисты сами могут принимать участие в оформлении спектаклей. Примеры подходящих сценариев: «Бременские музыканты» (высокий уровень) «Волк и семеро козлят» «Дикие лебеди»

Новые слова и понятия: дуэт, дуэт –ссора и дуэт-согласие, части спектакля: акт, действие, сцена. Театральные профессии: режиссер, сценарист, суфлер. Комедия и трагедия. История театра. Новые слова и понятия: дуэт, дуэт –ссора и дуэт-согласие, части спектакля: акт, действие, сцена. Театральные профессии: режиссер, сценарист, суфлер. Комедия и трагедия. История театра. Умения: передавать цельный образ своего персонажа в динамике. играть в дуэтах и общих сценах Использовать выразительное сценическое движение для подчеркивания выразительности роли Пользоваться реквизитом для создания яркого образа

Подготовительная группа Для детей очень важен сюжет спектакля, характер персонажа, смысл, мораль. В актерской игре интерес прикован к взаимоотношениям персонажей. Актерские образы – цельные, выразительные. Примеры подходящих сценариев: «Снежная королева», «Золушка» (вариант: вставная сказка из повести В.Крапивина «Журавленок и молнии»), Мюзикл: Б. Чайковский «Лоскутик и облако» - очень зрелищно, но сложный материал, требующий музыкальной подготовки.

Новые слова и понятия: сценарий, мизансцена, динамика речи и динамика роли. Работа режиссера. Смысловые части спектакля: зачин, развитие сюжета, кульминация, финал. Музыкальные спектакли: мюзикл, оперетта. Новые слова и понятия: сценарий, мизансцена, динамика речи и динамика роли. Работа режиссера. Смысловые части спектакля: зачин, развитие сюжета, кульминация, финал. Музыкальные спектакли: мюзикл, оперетта. Умения: понимать общую драматургию спектакля и координировать с ней свою роль. импровизировать принимать участие в режиссуре спектакля: выстраивании мизансцен, драматургии. оценивать работу других детей и обмениваться опытом оказывать помощь во время репетиций и спектаклей.

Развитие выразительной стороны речи Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.

Сценическая речь Дыхание Артикуляция Эмоциональность Сила звука

Постановка дыхания Тренировка вдоха через нос Задержка дыхания, произнесение речи с опорой на дыхании: вдох – задержка дыхания – плавный экономный выдох во время речи (пения) Тренировка грудного дыхания Результат: осознанное управление дыханием

Эмоциональная сторона речи Умение передать в речи эмоциональное состояние персонажа 1этап: наблюдение Сформировать умение определять эмоциональное состояние человека по его речи. Упражнения: просмотр и анализ фрагментов фильма, мультфильма, угадывание эмоций персонажей

План анализа: Сила голоса: речь слабая, возбужденная, вялая, активная… Темп речи: быстрый, замедленный, ровный, рваный… Тембр речи: речь звенящая, глухая, «плачущая»… Характерные особенности.

Упражнения на передачу эмоции через речь: Упражнения на передачу эмоции через речь: «Угадай эмоцию» один ребенок говорит фразу с определенной эмоцией, остальные должны угадать ее Чтение стихотворения с разными эмоциями Непосредственная работа над ролью: на основе полученных знаний проработать текст роли, подобрать средства для выражения эмоций.

Дикция и артикуляция Проговаривание звуков: единичные гласные, гласные в связке, открытые слоги, закрытые слоги, слова. Чтение скороговорок – сначала шепотом и медленно, постепенно наращивая темп и силу «шумелки» «жужжалки» итд

Жесты и пластика тела С помощью движений рук и всего тела создается рисунок роли. Жесты и пластика не должны противоречить интонациям и смыслу слов. С помощью движений можно передавать огромный спектр эмоций, настроений. Они подчеркивают характер персонажа, его пол, возраст, характерные особенности.

Упражнения: Напряжение –расслабление. Задание детям: напрячь а затем расслабить все мышцы тела. Ведущий проверяет, как участники игры расслабились. Невербальные символы: вспомнить как можно больше невербальных символов, угадать значение символа Игра в жесты: В эту игру играют 7-15 человек. Каждый игрок выдумывает себе жест. Например: почесать ухо, хлопнуть в ладоши, показать рожки и т.д. Все садятся в круг, игра начинается. Кто-то начинает. Он показывает сначала свой жест, а потом чужой. Тот человек, жест которого показали, должен тут же повторить его сам, а потом опять показать чей-то жест. Если кто-то сбился, то он выходит из игры. Должно остаться два победителя. Узнать героя по походке.

Игра в крокодила. Для игры требуется как минимум 4 человека. Игроки делятся на две команды с примерно одинаковым количеством человек. Первая команда загадывает какое-нибудь слово, например, "ученик". Затем они вызывают одного любого игрока из противоположной команды и говорят ему это загаданное слово. Задача этого игрока - в пантомиме изобразить это слово для своей команды, чтобы та угадала его. Когда игрок будет показывать загаданное слово, то его команда вслух начинает угадывать. Когда слово угадано, команды меняются ролями. Упражнение на развитие пластики рук. Вся группа одновременно или по очереди делает следующие движения: Красит забор (кисточка – это ваша кисть руки) Пускает волны через плечо (волна должна быть плавной) Трогает невидимую стену (ладони должны как будто прикасаться к плоскости, ладонь и пальцы должны распластаться по «стене») Гребет на веслах Перетягивает невидимый канат (при этом вся группа разбивается на две части)

Собери по частям. Каждому члену театральной группы на листочке раздается задание изобразить следующее: Собери по частям. Каждому члену театральной группы на листочке раздается задание изобразить следующее: · Собираешь велосипед по частям · Устанавливаешь все четыре колеса на легковую машину · Собираешь по частям самолет · Собираешь по частям вертолет · Делаешь из досок лодку с веслами Делать это упражнение нужно так. Когда берешь какую-то запчасть, то показываешь ее форму (ощупываешь ее всю руками), чтобы у зрителей сложилось ясное представление, что находится в руках у актера. А потом уже устанавливаешь. Вся группа должна угадать, что сейчас собрал актер. Гладим животное. Детям предлагают «погладить» следующих животных: · Хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д.) · Кошку · Змею (она опутывается вокруг вашей шеи) · Слона · Жирафа Задача всей группы – угадать животное.

Сценическое движение Что развиваем: Чувство баланса - умение сохранять устойчивую Чувство координации - умение координировать движения в заданном рисунке и, прежде всего, управлять периферией тела, включая мышцы лица. Чувство скорости - умение управлять скоростью движения, играть скоростями, способность к взрывной реакции, рождающей активное движение. Чувство инерции- умение мягко и быстро тормозить и управлять процессом изменения действия. Чувство напряжения - умение управлять своим актерским напряжением и играть напряжением персонажа. Н. Карпов «Уроки сценического движения»

Взаимодействие актеров на сцене. Актерские дуэты Работа в паре - самый простой элемент групповой актерской игры: на одном человеке легче сосредоточиться. Виды: дуэт-согласие, дуэт-ссора, дуэт – «мнимое согласие» Инструменты взаимодействия: взгляд, жесты, движения

Упражнения для дуэтов «Я твое отражение» – один участник должен повторить выражение лица, жесты, пластику другого «Сочиняем историю по слову» участники говорят по очереди по одному слову, так, чтобы получилась связная история «Связанные одной нитью» участников связывают нитью за запястья. Один ходит по залу, второй должен повторять его траекторию. Цель: не порвать нить «Космос» один участник закрывает глаза, второй водит его по залу, оберегая от ушибов

Мизансцена Размещение актёров и сценической обстановки в разные моменты исполнения пьесы. Каждая мизансцена должна быть психологически оправдана, отражать состояние актеров, динамику пьесы Любой поворот действия должен сопровождаться сменой мизансцены

Виды мизансцены Круговая Полукруг

Диагональная Диагональная Фронтальная

Использование сценического пространства Глубина сцены Соотношение горизонталей и вертикалей Принцип Золотого сечения

Этапы создания спектакля Замысел. Обязательно обсуждается со всеми участниками процесса. Читаем пьесу вслух Выделяем основную мысль Выделяем смысловые эпизоды Обсуждаем пьесу и распределяем роли Проблема «отрицательных» персонажей: Отрицательного героя сможет сыграть только по-настоящему хороший артист Отрицательного героя нужно сыграть так, чтобы никто не захотел ему подражать В финале спектакля отрицательный герой «исправляется»

Разучивание ролей и этюдные пробы Разучивание ролей и этюдные пробы Определяем рисунок роли: характеристики речи, мимики и жестов. Развитие образа в динамике предполагает смену средств выразительности Выстраиваем сценическое общение с партнерами, характер взаимодействий, их изменение в процессе развертывания сюжета Репетиции в выгородке – расстановка персонажей в пространстве, поиск верных мизансцен. От артистов требуется показать умение владеть своим телом, сценическую пластику.

Репетиции на сцене. С реальными декорациями, костюмами, реквизитом. Репетиции на сцене. С реальными декорациями, костюмами, реквизитом. Очень важный этап, которому нужно уделить достаточно много времени! Часто возникают затруднения в игре, которые решаются регулярными репетициями. Прогонные репетиции. На сцене, со световым и звуковым сопровождением, с минимальным вмешательством режиссера. Проблема: новизна ощущений притупляется, дети начинают играть менее выразительно. Решение: разговор об общем смысле спектакля, о том, что нужно передать зрителям

Генеральная репетиция и премьера. Окончательная шлифовка всех элементов спектакля. Совет: перед показом для родителей покажите 1-2 спектакля на «внутреннего» зрителя: для детей младших групп, персонала ДОУ. Генеральная репетиция и премьера. Окончательная шлифовка всех элементов спектакля. Совет: перед показом для родителей покажите 1-2 спектакля на «внутреннего» зрителя: для детей младших групп, персонала ДОУ. Жизнь спектакля после премьеры. «Гастроли» в других детских садах, благотворительные спектакли, конкурсы. Очень нравится детям и родителям стенд с фотографиями. Стоит прекратить показы, когда дети начинают терять интерес к игре в этом спектакле.

Решение часто встречающихся проблем Отрицательный персонаж, которого никто не хочет играть Что можно сказать: Отрицательного героя сможет сыграть только по-настоящему хороший артист Отрицательного героя нужно сыграть так, чтобы никто не захотел ему подражать В финале спектакля отрицательный герой «исправляется»

Распределение главных ролей. Распределение главных ролей. Решение: Несколько дублерских составов Выбор и/или корректировка сценария под конкретный состав воспитанников Играем главные роли по очереди (есть запасной спектакль/сценка, где могут солировать дети с более скромными данными) Стеснение, боязнь публичных выступлений Решение: Участие в массовке, роль без слов Обязательно! Создать ситуацию успеха. Участие в спектакле в качестве декоратора, суфлера, осветителя, «шумового оркестра» Использовать виды театра, где ребенок спрятан от зрительного зала (кукольный театр, театр теней)

Взаимодействие с родителями. Взаимодействие с родителями. Проблемы: слишком высокие ожидания, отсутствие желания помочь. Решение: откровенный разговор на равных, вовлечение в работу – в качестве костюмеров и декораторов. Заранее обговорить правила поведения на детских спектаклях: запрет на реплики из зала, условия фото и видео съемки. Жизнь спектакля после премьеры «Гастроли» в других детских садах, благотворительные спектакли, конкурсы. Очень нравится детям и родителям стенд с фотографиями. Стоит прекратить показы, когда дети начинают терять интерес к игре в этом спектакле.

Театрализация как терапевтический процесс

Какие задачи можно решить Укрепление самооценки Развитие поведенческих навыков Осознание и проявление эмоций Проигрывание и исцеление сложных ситуаций Поиск путей выхода из кризисных ситуаций

Формы работы Драматерапия Психодрама Имаготерапия

Драматерапия Проигрывание готовой пьесы Проигрывание сценок, по проблеме ребенка Сочинение пьесы на определенную тематику

Психодрама Основатель метода – американский психиатр, психолог, социолог Якоб Леви Морено. Сам ученый воспринимал психодраму не только как метод психотерапии и творчества, но и как отдельную форму искусства, философию жизни.

Роль-проблема Психосоматическая: часть тела ,которая болит, или «не слушается» Роль-эмоция (Роль каприза, обиды, страха) – помогает ребенку превратить эмоциональные сигналы в слова Роль – способ поведения (роль агрессии, смущения, непослушания) Роль- человек с определенными характеристиками

Должности участников 1. Протагонист – главный герой занятия, именно его переживания, идеи или пожелания разбираются в конкретном занятии. Сам протагонист является актером, режиссером и сценаристом «своей истории». С помощью других участников он воспроизводит свои истории и эмоции, посредством других людей он разбирается в себе. 2. Руководитель, организатор группы. Побуждает к активности, направляет, помогает. 3. Вспомогательные «я» – участники, которых протагонист выбрал для воплощения ролей в своем сценарии. Они импровизируют, но направление движения диктует протагонист и руководитель. 4. Зрители – участники, которые не задействованы в играх. Они просто наблюдают со стороны.

Фазы психодрамы 1. Разогрев включает в себя создание доверительной атмосферы, различные упражнения на знакомство, доверие и сплоченность. Обязательно на этом этапе проговорить настроение участников, важно определить, о чем сегодня хотят поговорить участники. 2. Основная часть подразумевает определение сцены и темы, выход протагониста на сцену, подбор конкретной ситуации из недавно случившихся, обсуждение ожиданий от работы, саму игру. 3. Шеринг – обсуждение, рефлексия, обмен эмоциями, чувствами, переживаниями, ассоциациями. Шеринг обязательно проводится в круге.

Упражнения для детей Упражнение «Два маленьких медвежонка» Цель: создание доверительной обстановки. Инструкция: ребенок и психолог включаются в роль двух маленьких медвежат, которые ищут с чего бы им построить свою уютную берлогу, где будет тепло, уютно и весело. Берлогу можно строить из всего, что попадется под руку: стулья, простыни, шарфы. Ребенок так же может изнутри обустроить эту берлогу: принести игрушки, ручки, листики.

Упражнение «Встретились два существа» Цель: научится выражать мысли и идеи невербальным способом общения. Участники группы получают задание придумать и показать сценку, как встретились два существа и чем это закончилось. При этом участникам необходимо выполнить одно условие: они должны представить каждое существо без слов. То есть надо жестами, мимикой, возможно, типичными для этого существа звуками показать характерные его особенности. Нужно также показать реакцию этих существ друг на друга. Упражнение «Встретились два существа» Цель: научится выражать мысли и идеи невербальным способом общения. Участники группы получают задание придумать и показать сценку, как встретились два существа и чем это закончилось. При этом участникам необходимо выполнить одно условие: они должны представить каждое существо без слов. То есть надо жестами, мимикой, возможно, типичными для этого существа звуками показать характерные его особенности. Нужно также показать реакцию этих существ друг на друга.

Упражнение «Беспорядок» Цель: помочь человеку раскрыться, понять запрос. Речь идёт о том, чтобы создать беспорядок. Можно положить сколько угодно объектов в кучу посредине сцены. Например, перевернуть два-три стула или опрокинуть стол, сумки членов группы, обувь, зонты, одежду, книги, ручки, карандаши и всё что можно, всё что есть вокруг, чтобы сделать кучу. Участники делают все по очереди: встаёт лицом к этому беспорядку и говорит, о чём это ему напоминает и, например, делает то, что ему хочется сделать. Когда первый участник закончил, беспорядок создают для следующего участника. Упражнение «Беспорядок» Цель: помочь человеку раскрыться, понять запрос. Речь идёт о том, чтобы создать беспорядок. Можно положить сколько угодно объектов в кучу посредине сцены. Например, перевернуть два-три стула или опрокинуть стол, сумки членов группы, обувь, зонты, одежду, книги, ручки, карандаши и всё что можно, всё что есть вокруг, чтобы сделать кучу. Участники делают все по очереди: встаёт лицом к этому беспорядку и говорит, о чём это ему напоминает и, например, делает то, что ему хочется сделать. Когда первый участник закончил, беспорядок создают для следующего участника. Источник: https://nacedu.by/assets/files/psihodramaticheskie-tehniki-raboty-s-detmi-i-podrostkami-perezhivshimi-travmiruyushhee-sobytie.pdf

Имаготерапия Исцеление позитивными образами. Само название методики произошло от латинского слова «imago» — образ. Ребенок примеряет на себя образы, работает с ними, при этом проигрываются различные ситуации    Результат — закрепление у ребенка позитивного образа себя, стабилизация и улучшение состояния.

Способы работы Ребенок выбирает себе роль героя и проигрывает ее. Н примеряет на себя характер героя, модель его поведения, сильные качества Куклотерапия – ребенок делает куклу и история разыгрывается с ее участием Кинопробы: придумайте сюжет и предложите ребенку сняться в кино в образе героя. Затем он сможет посмотреть свои действия на экране