12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Запарова Елена Алексеевна6610
«Детей надо любить всем сердцем, и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм». Ш. А. Амонашвилли
Россия, Краснодарский край, Сочи

«Креативность – качество современного человека»

«Креативность – качество современного человека»

Мозг и творчество Подкорковая зона мозга: Дозревает в дошкольном детстве Ритмы, ощущения, эмоции Подсознательное и бессознательное Интуитивные решения

Этапы творческого процесса Предшествующая подготовка. На этой стадии происходит изучение материала. Обдумывание вопроса, поиск решения. Не находя ответов, мозг погружает вопрос в наше бессознательное. Инкубационный период. Обусловлен тем, что человек отвлекается на что-то другое. Расслабление, отдых, решение других вопросов. Этот период может измеряться годами. Вспышка, озарение, инсайт. Наконец наше бессознательное выдает решение задачи. В основном это происходит, когда человек меньше всего этого ожидает. Проверка фактов. Когда бессознательное выдает нам ответ, человек, уже сознательно, проводит проверку правильности внезапного решения, полагаясь на свои знания и опыт.

Правое полушарие Развивается раньше, чем левое Имеет анатомические связи с подкорковой областью «Настроено» на поиск индивидуальных различий Дивергентное мышление (поиск разных вариантов решения, а не одного возможного)

Чем больше создается творческой продукции, тем с каждым годом будут сниматься блоки со структур головного мозга. Те участки головного мозга, которые сейчас не функционируют, будут функционировать в будущем. Чем больше создается творческой продукции, тем с каждым годом будут сниматься блоки со структур головного мозга. Те участки головного мозга, которые сейчас не функционируют, будут функционировать в будущем. Таким образом, с точки зрения нейропсихологии творчество является высшим продуктом психической деятельности человека.

Для чего детям занятия творчеством? Освоение мира через образы, впечатления и эмоции

Способ выражения своего внутреннего состояния Способ выражения своего внутреннего состояния

Способ изучения себя Способ изучения себя

Способ оставить свой след в этом мире Способ оставить свой след в этом мире

Творческие занятия в педагогической практике 1. Способ передачи ребенку информации в более подходящей для него форме Словесная информация Образная информация Долго и медленно обрабатывается Требует многочисленных повторений Смысловые барьеры Быстро забывается Воспринимается как целостная и неделимая Принимается естественно Долго сохраняется Работает в «фоновом режиме», корректируя действия человека

Как это можно сделать: Терапевтические сказки Сказки-инициации Арт-практики Работа с МАК Кино-тренинги Арт-коучинг

Способ получения информации о психологическом состоянии ребенка Способ получения информации о психологическом состоянии ребенка Проективные методики бессознательное сознание Ребенок Сознание Взрослый

сознание Метафора, образ бессознательное Защиты смыслы сознание бессознательное

Какую информацию можно получить: Представления о себе Уровень самооценки Коммуникация Уровень агрессивности Скрытые и актуальные ресурсы Жизненная позиция Особенности характера Психологические травмы Отношения в семье…

Осознание эмоций Эмоция Преобразование в слово Словесное выражение Эмоция Образ Словесное выражение

С какими состояниями можно работать: Ярость и агрессия Тревожность, частые страхи Гиперактивность Робкость, зажатость Перфекционизм и страх ошибки – часто проявляются у современных детей

Развитие навыков, требующих усидчивости и повторения Развитие мелкой моторики Практических навыков работы с разными материалами Тренировка точности глазомера, координации глаза-руки Развитие речевых навыков Увеличение объема памяти Тренировка произвольного внимания

Творческие практики Графика Скетчинг Работа с нетрадиционными материалами Лепка из различных материалов Декоративно-прикладное творчество Театральные практики Съемки фильмов и мультфильмов

Методики Наблюдение за игрой Сочинение сказки Проективные рисунки Проективная диагностика в песочнице Работа с МАК Наблюдение за театральной импровизацией

Арт-практики Арт-терапия Развитие навыков Самопознание Креативность как soft skills

В большинстве арт-практик решается не одна а несколько задач В большинстве арт-практик решается не одна а несколько задач Занятия искусством помогают выровнять эмоциональный фон ребенка ,создают хорошее настроение ,снимают напряжение Воспитание искусством- универсально, интуитивно понятно и интересно для ребенка и педагога

Что такое творческие способности? Способность человека производить или обращать внимание на нечто новое, будь то новое решение проблемы, разработка нового метода или устройства, создание нового художественного объекта или формы. «У людей есть один чудесный недостаток – мы неспособны делать идеальные копии. (Остин Клеон из книги «Кради как художник»)

Четвёртая промышленная революция обеспечит мир передовой робототехникой, искусственным интеллектом и биотехнологиями. Изменится то, как мы живём и работаем. Некоторые специальности исчезнут. Один из необходимых навыков будущего — креативность. Роботы заменят человека в рутинных процессах, но в творчестве и изобретательстве роботизация пока невозможна. Четвёртая промышленная революция обеспечит мир передовой робототехникой, искусственным интеллектом и биотехнологиями. Изменится то, как мы живём и работаем. Некоторые специальности исчезнут. Один из необходимых навыков будущего — креативность. Роботы заменят человека в рутинных процессах, но в творчестве и изобретательстве роботизация пока невозможна.

Человек с развитым творческим мышлением: Получает преимущество в изменяющемся мире Владеет множеством механизмов адаптации к новым условиям Легко меняет профессию и сферу деятельности Легко обучается новым навыкам Видит много вариантов развития ситуации и может сделать правильный выбор Менее подвержен страхам и тревоге Имеет более высокое качество жизни

Сензитивный период для развития творческих способностей – 3-5 лет Сензитивный период для развития творческих способностей – 3-5 лет Уже есть: Опыт знакомства с внешними миром Воображение Возможность вербальной коммуникации Еще нет: Сформированного адаптивного поведения Жестких поведенческих схем

Способствуют развитию креативности: Широкий доступ к разнообразной информации Естественная, простая обстановка Образцы креативного поведения Отсутствие жестких условий задач Поддержка любознательности, желания задавать вопросы Поддержка независимых поступков Внимание к самостоятельным разработкам, мыслям, чувствам, наблюдениям Безопасная обстановка

Препятствуют развитию креативности: Конформизм. Дети не высказывают оригинальные суждения, чтобы не выделиться из среды окружающих людей Цензура Ригидность, которая не позволяет усовершенствовать привычные вещи Стремление немедленно дать ответ, тогда как для появления творческой мысли необходимо размышление Слишком жесткие требования к ребенку Низкий уровень творческих способностей у окружающих взрослых

Условия для формирования креативности Обогащенная среда, в которой есть результаты творческой деятельности других людей и множество разнообразных предметов и источников информации Образцы творческого поведения других людей Для формирования креативности необходим определенный (оптимальный) уровень социализации, предполагающий овладение элементарными навыками коммуникации Отсутствие жестких поведенческих стереотипов

Обогащенная образовательная среда: Обилие и разнообразие информации, поступающей с разных рецепторов – основа для формирования образного и логического мышления Формирование практического мышления, накопление компетенций Удовлетворение естественного любопытства ребенка Опережающее обучение

Игрушки с высокой степенью символичности

Материалы для творчества Много В свободном доступе Можно применять самостоятельно Стимулируют развитие Содержатся в порядке

Образцы творческого поведения Продукты творческой деятельности Наблюдение за творческой деятельностью взрослых

Право на ошибку и цена ошибки Возможность безопасно ошибаться –необходимое условие для развития творческих способностей детей Взрослым свойственно искусственно увеличивать цену ошибки: «Ошибка это: испорченный материал + потраченное время + потеря репутации + «мрачное будущее»… Чтобы поменять педагогическую позицию, можно ввести понятие «Цена ошибки»: Денежный эквивалент затрат, в пределах которого ребенок может позволить себе экспериментировать свободно, не опасаясь оценки взрослого.

Основные параметры креативности: Беглость — способность генерировать большое количество идей за некоторую единицу времени; Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем, переключаться с одной идеи на другую; Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи; Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи;