12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Запарова Елена Алексеевна6613
«Детей надо любить всем сердцем, и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм». Ш. А. Амонашвилли
Россия, Краснодарский край, Сочи

Гендерное воспитание в детском саду. Вызовы современности

Гендерное воспитание в детском саду. Вызовы современности

Что такое гендер? Гендер – в переводе с английского - пол, род В отличие от понятия «пол», которое отвечает за биологические функции человеческих особей, гендер — это «социальный пол» Понятие о гендере включает в себя: Особенности внешнего вида и одежды Роли Идеалы Разделение труда Сценарии поведения Социальный контроль

Что такое гендерный подход в воспитании? Воспитание с учетом биологических характеристик биологического пола Создание гармоничных представлений о мужчинах и и женщинах индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка Избегание гендерных стереотипов и обобщенных представлений о мальчиках и девочках

Цели гендерного подхода: Сформировать у ребенка ощущение стабильности своего пола Создать положительное эмоциональное отношение к своему полу Закрепить представления о равенстве возможностей, вне зависимости от биологического пола

Гендерная идентичность Ощущение человеком своей принадлежности к определенному полу и выполнение правил поведения, принятых в данном обществе. Представления о женственности/мужественности Представление о моделях поведения Представление об успешности себя самого как представителя определенного пола

Этапы гендерной социализации I. Возраст 1-1,5 года. Ребенку сообщают кто он. Ребенок усваивает гендерные роди, копируя своих родителей. Мальчики находятся в более уязвимом положении – они нуждаются в близости с матерью, но должны отделиться от нее. Девочки усваивают гендерную роль, копируя мать и старших сестер

II этап: возраст 3-4 года II этап: возраст 3-4 года Ребенок точно знает какого он пола В жизни детей все чаще появляется отец. Мальчик усваивает мужскую роль, глядя на своего отца. При отсутствии влияния отца или близкого мужчины возможен негативный вариант усвоения мужской роли: подавление всего женского.

Мир девочек: Мир девочек: Ограниченный небольшой группой подруг Предпочтительно в уютном закрытом пространстве Несоревновательный Приватный (секретики) Мир мальчиков Нуждается в большом открытом пространстве Иерархичен Наполнен конкуренцией и борьбой за лидерство Громкий и шумный

Различия в поведении, обусловленный биологическими причинами Девочки Мальчики Ориентированы на межличностные отношения Ориентированы на отношения с окружающим миром Важно иметь личное пространство, желательно укрытие Важно иметь открытое пространство для игр (захватывают территорию) Мелкая моторика развивается быстрее. Усидчивость, внимание к деталям Больше развита крупная моторика, сила, выносливость Более развиты способности к языкам, литературе Более развиты способности к точным наукам, пространственное мышление

III этап: возраст 6-7 лет III этап: возраст 6-7 лет Происходит полное усвоение гендерных ролей Дети формируют представление о том, насколько его индивидуальные качества и социальное поведение соответствуют нормативам и ожиданиям определённой гендерной роли. (какой я мальчик? Какая я девочка?)

Гендерные стереотипы Стереотипы маскулинности - феминности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «активно-творческие» характеристики, инструментальные черты личности. Феминность наоборот рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополняющие.

Представления о распределении социальных (семейных и профессиональных) ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью является роль домохозяйки, матери. Мужчинам предписывается включённость в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли Представления о распределении социальных (семейных и профессиональных) ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью является роль домохозяйки, матери. Мужчинам предписывается включённость в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли

Содержание труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, торговли. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности Содержание труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, торговли. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности

Гендерные стереотипы на этапе детства Требования к одежде Для девочек: светлая одежда, платья, юбки, наличие украшений, банты, заколки для волос. Для мальчиков: запрет на любые намеки на женские атрибуты: украшения, яркий рисунок на одежде, длинные волосы и.т. д

Ограничения или предпочтения определенных видов активности Ограничения или предпочтения определенных видов активности Девочки: машинки, оружие, борьба, роботы и.т.д Мальчики: дом и кухня, шитье, парикмахерская и.т.д Убеждение в долженствовании по факту принадлежности к определенному полу: Женщина должна «хранить очаг», мужчина должен «содержать семью»

Запреты на выражение определенных эмоций Запреты на выражение определенных эмоций Ожидание определенного поведения Мальчики: участие в соревнованиях, игры с техникой и оружием, стремление к лидерству и соперничеству. Девочки: послушание и уступчивость, игры с бытовыми приборами, бьюти - игры

Распространенные гендерные стереотипы Женщина становится настоящей, когда рожает ребенка Женщина отвечает за «погоду в доме» Мужчины полигамны ,и женщинам нужно с этим смириться Мужчины не плачут и не должны проявлять свои чувства Мужчины чинят, женщины вышивают У женщин от природы есть «ген чистоты» Мужчина должен платить за женщину в кафе Список можно продолжать…

Гендерные представления в современном российском обществе Одновременно присутствуют три гендерные модели: Традиционная: мужчина добытчик и глава семьи, женщина – хранительница очага. Проблемы: Более низкая зарплата у женщин «Стеклянный потолок» в карьере Высокий уровень семейного насилия Низкий уровень представительства в органах власти На бытовом уровне представления о неполноценности женщины («женщина за рулем – обезьяна с гранатой» )

2 «Советская модель» основанная на идее равенства полов. Проблемы: 2 «Советская модель» основанная на идее равенства полов. Проблемы: Двойная нагрузка на женщину Родители мало времени проводят с детьми Падение авторитета мужчины в семье. (Основная деятельность мужчины ребенку не видна, в быту ведущую роль играет женщина)

«Бабья яма» Бабушка Мама Дочка/сын Пережила гибель супруга/развод/насилие. Растила дочь одна, совмещая мужскую и женскую роли Совмещает функции папы и мамы. Не имеет опыта партнерских отношений Тесная связь с бабушкой, отсутствие воли, хрупкость

Европейская модель: партнерство и равноправие, стирание границ гендеров, разнообразие гендерных ролей, гендерно-нейтральная культура. Проблемы: Европейская модель: партнерство и равноправие, стирание границ гендеров, разнообразие гендерных ролей, гендерно-нейтральная культура. Проблемы: Отсутствие четких ориентиров у мужчин и женщин Требования социума входят в противоречие с биологической природой человека. Эмоциональное выгорание женщин, которые вынуждены проявлять мужские качества, кризис мужественности у мужчин.

Эволюция гендерных представлений в современном мире Границы гендерных ролей становятся менее жесткими Массовый выход женщин в общественное пространство Насыщение культуры женскими образами Противоречия между стереотипными представлениями о гендерной роли и реалиями современной жизни

Изменения института семьи Основные тенденции: Малодетность Уменьшение связей между поколениями Рост количества семей с партнерскими, демократическими отношениями Рост семей с одним родителем Брак с проживанием на разных территориях Гостевой брак Гражданский брак Увеличение количества межэтнических браков

Воспитание мальчиков Современная ситуация рассматривается как кризис маскулинности Традиционная модель мужского поведения: Ориентация на физическую силу Стремление быть первым Право властвовать над женщинами и детьми Сдерживание эмоций(страх, нежность)

В современном мире: Физическая сила не является критерием успеха Женщины добились равенства с мужчинами в образовании, профессиональной деятельности и политической жизни В современном браке больше равенства, главенство отца заменяется авторитетом обоих родителей

Один из путей решения проблемы – знакомство детей с мужскими и женскими архетипами Что это дает: Понимание того, что мужчины и женщины бывают разными, нет «идеальных» Представление о собственной индивидуальности без выхода за рамки гендера Принятие себя и своих сильных качеств Подробнее о системе гендеров Пирсон К., Марк М. — «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов»

Проблемы в воспитании мальчиков Система воспитания построена по женскому образцу, отсутствует традиционное обучение мальчиков мужчинами Рамки нормативных представлений о мужественности, которые еще сильны в обществе, достаточно узкие, далеко не все мальчики им соответствуют Важный элемент в воспитании мальчика – компания сверстников. У современных детей этот элемент общения часто отсутствует Традиционный запрет на выражение эмоций приводит к бедности эмоционального словаря, трудностям в формировании эмоциональной компетентности.

Мужские архетипы 1. Воин Непоседливы, активны Склонны к дракам Отстаивают свою территорию и имущество, захватывают чужую территорию Склонны попадать в сложные ситуации, высокий травматизм Стремление к победе Как воспитывать: Серьезная физическая нагрузка Обучение способам расслабления Внимание к соблюдению границ - ребенка и окружающих Формирование «кодекса чести» Возможность переживания победы

2. Монарх Стремление к власти Самостоятельность в принятии решений Восприятие других людей в качестве объектов своей игры Как воспитывать: Учить наблюдать за людьми, видеть и понимать возможности других Научить брать на себя ответственность

3. Купец Хорошо взаимодействует с другими детьми, умеет договариваться Склонен к авантюрным играм Привлекает к себе людей артистизмом и чувством юмора Рано проявляет интерес к деньгам Как воспитывать: Как можно раньше знакомить с законами денег Учить рассчитывать риски и продумывать последствия поступков Предоставлять возможность заниматься разнообразной деятельностью, избегая скуки

4. Крестьянин Терпеливый, покладистый, послушный, дотошный Любит порядок во всем, привязан к вещам и игрушкам, не любит делиться Всегда просчитывает ситуацию Как воспитывать: Дать понимание о личных и общих вещах Обучать практическим умениям и навыкам

5. Философ Интерес к исследованиям, науке, происхождению и устройству вещей Задает множество вопросов Интерес к шарадам, головоломкам, загадкам Предпочитает общение со взрослыми Как воспитывать: Помочь наладить общение со сверстниками Научить получать нужную информацию самостоятельно Научить проявлять внимание к людям, правильно выстраивать диалог и дискуссию

Воспитание девочек Традиционная модель женского поведения Введение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми родственниками Единственное предназначение женщины – рождение и воспитание детей. Подчинение мужчине – главе семьи Женские качества – терпение, нежность, готовность к послушанию, компромиссу

Современные тенденции Активное участие в экономической и политической жизни Количество социальных ролей увеличивается Высокий уровень образования Чувственность, культ тела в современной культуре Обращенность на себя, уверенность в себе Стремление к совершенству, уходу за собой, развитие индустрии красоты

1. Мать Щедрость, доброта, забота, милосердие к окружающим, скромность по отношению к себе Упорство в достижении цели Отсутствие (блокирование агресии) Точное выполнение правил Как воспитывать: Учить говорить о своих чувствах и потребностях Помочь поставить адекватные цели

2. Охотница Проявляет мужские модели поведения Стремиться защищать слабых, в том числе взрослых, если они кажутся слабыми Стремление к аскетичности, возможно аутоагрессия Интерес к спортивным соревнованиям, желание побеждать Как воспитывать Дать возможность без запретов проявить свои качества Обучение эмоциональной компетентности, умению создавать близкие, доверительные отношения Создание ситуаций партнерства, совместных игр

3. Исследовательница Рано обнаруживает мыслительные способности Очень наблюдательна Часто привязана больше к отцу, чем к матери Подруг мало или нет совсем Как воспитывать: Учить находить контакт со своим телом Поощрять проявления эмпатии по отношению к другим людям

4. Принцесса Очень любит быть в центре внимания Любит наряды, украшения, праздники. Всегда хочет играть главную роль Может быть легкомысленной, капризной и непоследовательной Как воспитывать: Поощрять творчество в любом виде, особенно сценические искусства Учить последовательно добиваться целей, проявляя волевые качества Обращать внимание на общепринятые моральные принципы

5. Хозяйка Предпочитает традиционные патриархальные гендерные роли Стремится к достижению успеха и постоянству «правильная» девочка Стремиться занять роль лидера среди девочек Очень чувствительна к границам, отстаивает свою территорию Как воспитывать Поощрять лидерство, при этом учить наблюдать за другими детьми, видеть их достоинства и возможности Показывать разные пути развития событий и решения проблем Учить разным формам взаимодейстия со сверстниками Предлагать разнообразные занятия

Гендерные сюжеты в детских сказках Сказки с героинями- женщинами 1. Образы традиционной женственности: «Золушка», «Крошечка-хаврошечка» «Морозко» Девочка остается без матери Ей предстоит выполнить ряд трудных заданий – проявить терпение, смекалку, умение звать на помощь Присутствует волшебное превращение Финал сказки – заслуженная награда

Сказки – дороги. «Снежная королева» «Финист-ясный сокол» «Гуси-лебеди» Сказки – дороги. «Снежная королева» «Финист-ясный сокол» «Гуси-лебеди» Девушка переживает потерю (друг, возлюбленный) Она отправляется на поиск, по дороге переживает различные испытания, которые делают ее сильнее На финальном этапе, чтобы вернуть своего возлюбленного, нужно проявить нежность, доброту и другие традиционно женские качества

3.Сказки про красавицу и чудовище 3.Сказки про красавицу и чудовище Девушка отправляется жить к чудовищу, чтобы спасти отца (образа матери в таких сказках нет) Она учится жить рядом с чудовищем и не испытывать страх Сюжет возвращения домой Необходимость сдержать свое слово Превращение чудовища в прекрасного принца силой любви

4. Сказки про девушек-воинов «Синеглазка», «Марья-моревна» 4. Сказки про девушек-воинов «Синеглазка», «Марья-моревна» Главная героиня – женщина, которая обладает физической силой и/или магическими способностями Способна самостоятельно постоять за себя В отношениях с мужчиной выступает как равный партнер, или превосходит его силой/умом Действует вместе со своим возлюбленным, добиваясь общих целей

Сказки с героями-мужчинами Сказки с героями-мужчинами Сказки про богатырей Герой с детства обладает физической силой Ему нужно совершить путешествие, чтобы добыть приз По дороге ему предстоит продемонстрировать свою силу, а так же научиться находить союзников и принимать помощь

Сказки про «Иванушку-дурачка» - «Лягушка- царевна», «Конек-горбунок» Сказки про «Иванушку-дурачка» - «Лягушка- царевна», «Конек-горбунок» Герой не обладает традиционными мужскими качествами При этом демонстрируют способности договариваться с силами природы, уважение ко всему живому, жалость, т.е. типично женские качества Умеют пользоваться силами магии, чтобы достичь своих целей.

3. Сюжет про изгнание сына - «Сказка о царе Салтане» 3. Сюжет про изгнание сына - «Сказка о царе Салтане» Отец выгоняет своего сына за какой то проступок или по наговору злых людей Сын должен пройти множество испытаний, создать царство лучше ,чем у отца Финал сюжета – отец приезжает в гости к сыну и следует примирение

Теория архетипов – Аналитический подход (Автор – Т.Б. Василец )

Игры по гендерному воспитанию Дидактические «Одень мальчика, одень девочку» «Професии» «Кто построил новый дом» «Опиши соседа справа» Сюжетно-ролевые «Гости» «Новоселье» «Семья» с привлечением мальчиков. Задача: научить детей взаимодействовать в бытовых ситуациях, проявлять уважение друг к другу. Необходимо дать возможность попробовать себя в сюжетных играх и мальчикам и девочкам: например, «кухня» «пожарные» «больница» «конструкторский отдел» «лаборатория» и.т. д

Тренинговое упражнение «Обычный вечер в обычной семье» (подходит для детско-родительских тренингов)

Игры на взаимодействие и доверие Кис - брысь(для любого возраста) Водящий стоит спиной к игрокам. Ведущий показывает рукой на любого игрока противоположного пола (по отношению к Водящему). И произносит: <Кис?>. Если Водящий отвечает <брысь>, то ведущий показывает на другого игрока, задавая тот же вопрос. Если ответ <мяу>, то ведущий спрашивает что, должен сделать этот игрок в паре с водящим (или предлагает Водящему вытянуть задание из шапки). Пара выполняет задание. Например: танцует, поет, изображает известный памятник, рисует связанной парой ног и др. Далее Водящий присоединяется к игрокам, а вызванный игрок становится водящим.

«С завязанными глазами». «С завязанными глазами». Для этой игры необходимо свободное помещение. Всем участникам игры нужно плотно завязать глаза. Сначала все хаотично двигаются по комнате, стараясь не толкать друг друга. Затем предлагается игрокам мужского пола попытаться образовать свой кружок в одной части помещения, а игрокам женского пола в другой. Тут потребуется интуиция, чутье, т.к. разговаривать и вообще издавать какие-либо звуки нельзя. Можно прикасаться друг к другу и определять на ощупь. Ведущий следит за соблюдением правил.

«Зеркало» (любой возраст) Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока! Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей. Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку). «Зеркало» (любой возраст) Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока! Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей. Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).

"Слепой", цель – научить взаимодействию детей, наладить коммуникацию. Одному ребёнку завязывают глаза, а второй берёт его за руку и ведёт по залу, обводя предметы – стулья, препятствия. "Скульптор", цель – научить взаимодействию детей, наладить коммуникацию. Один ребёнок – глина, другой – скульптор. Скульптор «лепит» из глины, и «глина» должна любую позу принимать. Потом дети меняются ролями. В заключение не забудьте расспросить, какая из ролей больше понравилась ребёнку и почему. "Слепой", цель – научить взаимодействию детей, наладить коммуникацию. Одному ребёнку завязывают глаза, а второй берёт его за руку и ведёт по залу, обводя предметы – стулья, препятствия. "Скульптор", цель – научить взаимодействию детей, наладить коммуникацию. Один ребёнок – глина, другой – скульптор. Скульптор «лепит» из глины, и «глина» должна любую позу принимать. Потом дети меняются ролями. В заключение не забудьте расспросить, какая из ролей больше понравилась ребёнку и почему.

Упражнение «Комплименты». Упражнение «Комплименты». Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы. Ведущий предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная прическа». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Дискуссия «Гендерные стереотипы» Стереотипы Мужчины Женщины Выгоды Потери Выгоды Потери

Беседа «обязанности в семье» Обязанности мамы Обязанности папы Общие обязанности

Новый взгляд на ценности семьи Семья - система, и у нее больше возможностей, чем у каждого по отдельности. Цель создания семьи – обеспечение счастья, благополучия и развития каждого ее участника Вклад каждого – важен Все вопросы решаются в мирном диалоге