12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Запарова Елена Алексеевна6609
«Детей надо любить всем сердцем, и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм». Ш. А. Амонашвилли
Россия, Краснодарский край, Сочи

Групповые арт-практики в процессе формирования детского коллектива

Работа с группой. Групповые арт-практики в процессе формирования детского коллектива

Групповая арт-терапия групповая арт. терапия – одна из наиболее эффективных форм проведения занятий с детьми и взрослыми. отличается от индивидуальных занятий По целям и задачам Приемам работы Способу проведения Оптимальный вариант работы – сочетание групповой и индивидуальной работы, так как некоторые задачи возможно решить лишь оставшись с клиентом один на один.

Цели групповой работы в арт- терапии Преодоление проблем в общении со сверстниками. Умение отстаивать свою точку зрения Укрепление личных границ и уважение к чужим границам Диагностика отношений в паре и группе

Какие задания предлагают: Совместный групповой рисунок или фреска Совместное музицирование или танцы Разработка сюжета, съемки кинофильма и др. Обычно участникам группового занятия предлагаются следующие задания: – создание совместного группового рисунка или фрески; – совместное занятие танцем, музыкой; – парная разработка фотографии и прочие

Групповая арт-терапия может проводится в двух вариантах: 1. Закрытая. В закрытой группе постоянный состав участников на протяжении всего времени работы группы.  2. Открытая. В открытой группе, состав участников может меняться. В группу могут входить новые участники на любом временном отрезке существования группы.

Группы для занятий Группы могут формироваться в свободном/универсальном режиме или же для проработки каких то конкретных задач. Так же группы могут разделяться по особенностям участников, например группы для беременных, для молодых родителей, детские группы по возрастам, для пенсионеров и т.п. Группы могут быть открытыми или закрытыми

Студийная открытая группа Группа не имеет постоянного состава Глубокая психотерапевтическая работа не проводится Цель работы – свободное творческое самовыражение, проявление участниками своих мыслей, чувств, образов Группа не интерпретирует работы, а только задает вопросы и высказывает свои ощущения

Танцедвигательная терапия

Постоянная динамическая группа Закрытая группа с постоянным составом Арт-терапия – один из многих инструментов работы с группой Свободная структура занятий, которая следует за групповой динамикой Изменения в каждом участнике группы меняют атмосферу во всей группе в целом

Тематическая группа В большинстве случаев полуоткрытая группа – основной состав остается, но несколько участников могут прийти или уйти Работает короткое время, как правило, прорабатывая одну тему Требуется активное влияние тренера, чтобы сплотить группу и установить дружеские связи внутри нее

Арт-терапия в детских группах Групповая арт-терапия создает безопасную модель мира, в которой можно исследовать себя ,свои чувства ,мысли и модели поведения

Преимущества групповых занятий: Арт-терапия в группе становится общим занятием, поддерживающим каждого из членов группы. 2) В процессе работы, группа имеет возможность как вербального, так и невербального взаимодействия. 3) Ощущение поддержки 4) Ощущение, что тебя принимают 5) Взаимопомощь

Особенности работы в детских группах 1.Безоценочное восприятие всех работ. 2. Дети являются своего рода экспертами. Работу лучше строить таким образом, чтобы отправной точкой был опыт каждого ребенка. В этом смысле дети — сами «эксперты» в отношении своих работ. 3. Важен и уникален вклад каждого из детей. Все работы нужно рассматривать с равным уважением, вне зависимости от профессионализма. 4. Сохранение тайны необходимо, поскольку произведения, возможно, задействуют личный уровень. Детские тайны нужно охранять. 5. Важен рассказ о своей работе. Условия для рассказа и обсуждения работы ребенка не должны быть директивными. Нельзя интерпретировать работу ребенка, детей нельзя заставлять раскрывать больше, чем они того желают. 6. При работе с группой желательно установить основные правила

Области применения: Командообразование в группе Работа с личными границами Обучение коммуникациям и переговорам в частности Работа со страхами и тревогами Исследование отношений внутри группы и особенностей групповой принадлежности ее участников

Арт-практика «Моя Галактика»

Арт-практика «Моя галактика» Цель: Обучение искусству переговоров Задачи: Дать участникам представление об особенностях собственных личных границах Научить бережно относиться к своим и чужим границам Научить договариваться

Ход работы Детям выдаем длинный лист бумаги из расчета 50х50 см свободной площади для каждого участника и много материалов для рисования Просим нарисовать свою собственную планету и заселить ее обитателями После того, как планеты нарисованы, выясняем, какой ресурс есть на каждой планете, кто готов обменяться А так же: как участники будут защищать свою планету от вторжения и с кем будут дружить

Ход работы После этого участники начинают заключать торговые договоры, и устанавливать правила обмена ресурсами. В процессе работы могут создаваться альянсы и «межгалактическое правительство»

Упражнение «Таможня» Каждый ребенок придумывает себе страну, дает ей название, заселяет героями. Каждый для себя определяет «таможенные правила» Кто может въезжать в страну? Что можно привозить? На каких условиях Что запрещено в стране? Какое наказание ждет провинившихся?

Групповая мандала На большом листе бумаги нарисуйте большой круг и разделите его на секторы, как торт, в соответствии с количеством членов группы. Каждый может решать, останется ли он лишь в пределах отведенного ему пространства, изображая все, что пожелает, или же войдет на чужую территорию. Каждый может решать сам, будут ли границы его территории с соседними выраженными или незаметными. Дискуссия может происходить вокруг того, каким образом решения участников группы повлияли на изображение в целом и каким образом разворачивалось общение людей в процессе работы.

Арт-практика «Разные истории» Каждый участник группы начинает рисовать какую-либо историю на бумаге или на отведенном ему пространстве. По мере развития событий кто-то из участников заходит на территорию другого человека. Следуйте за этими индивидуальными историями для того, чтобы раскрыть детали историй других людей.

Упражнение «Рисунок по кругу» Каждый участник группы получает карандаш или фломастер определённого цвета Дети сами могут выбрать цвет, но карандаш или фломастер будет только один Каждый на своём листе бумаги рисует своём карандашом какое-то изображение Теперь рисунок передаётся по часовой стрелке новому участнику, который должен дорисовать своим карандашом какое-то изображение . Так рисунки передаются друг другу пока не вернутся к твоему хозяину После этого идёт этап обсуждение дети говорят понравилось ли им то когда рисовали их рисунок и чем они были недовольны  Эта практика дает большой материал для обсуждения в теме личные границы

Арт-практика «Ладошки»

Ход работы Для работы понадобится длинный лист бумаги и карандаши и фломастеры участники группы карандашом или фломастером любого цвета обводят свою ладошку в это время тренер внимательно наблюдает за тем как распределяется пространство листа и как дети умеют совместно работать после этого детям даётся задание: превратить свою ладошку В какое-нибудь животное . Ему можно нарисовать уши, глаза, лапы когти и раскрасить по своему разумению затем ребята рассказывают о своих персонажах 

Арт-терапия подростков Признаки возраста: поиск идентичности и повышенная уязвимость в межличностных отношениях Повышенное внимание к своим личным границам и обостренное чувство автономности Чувство принадлежности к определенной гендерной и социокультурной группе

Что дает групповая арт-терапия подросткам Контроль границ своих чувств и эмоций. Подросток сам решает, о чем сказать а о чем промолчать Автономность и чувство принадлежности. (рисуют ВСЕ, и я тоже, но эта работа только моя )

Советы тренеру Подростки лучше работают в закрытой группе Постарайтесь объяснить цель и задачи работы, рассказать, как будет проходить занятие. Возможно, дети захотят внести собственные изменения в ваш план Предоставьте разные изобразительные материалы и не ограничивайте в использовании техник Следите за соблюдением личных границ между участниками, и в отношении ведущего к работам участников

Занятие по коррекции самооценки в технике «Коллаж» Цель: коррекция заниженной самооценки Задачи: Познакомить с механизмом самооценки Создать индивидуальную систему оценивания Показать многообразие образцов для подражания и создать свой собственный эталон Планируемый результат Создание собственного эталона и критериев оценивания себя, формирование стабильной и независимой самооценки

1 этап Сплочение группы Упражнение «Цвет настроения» (аналог техники «Рисуем эмоции») Время выполнения: 10 минут Цель упражнения: определить эмоциональные состояния участников. Психолог предлагает каждому участнику назвать цвет, который соответствует его настроению («Я Оксана, цвет моего настроения – синий») Психолог подсчитывает количество людей по каждому цвету и определяет настроение, превалирующее в группе. Задает по очереди участникам вопросы для размышления: «Расскажите, что для вас значит этот цвет? А какой цвет хотелось бы увидеть?»

2. Этап Введение в тему занятия Дети индивидуально делают тест Шкалы «Дембо-Рубинштейн» (см.доп материалы) Вопросы: Что такое самооценка? Что входит в понятие оценка? Кто создает эталон в системе оценивания? Предлагаем ребятам рассмотреть несколько фотографий, предлагая определить, кто лучше?

3 этап Создание коллажа Каждый ребенок создает на своем листе или на части общего листа коллаж «Мой идеал» Для работы понадобится: много журналов РАЗНОЙ тематики (! Не берите только одни журналы мод) А так же – листы бумаги, ножницы, клей, цветные карандаши и фломастеры Просим детей вырезать фото людей которые понравились, ничего не объясняя, и приклеить их на лист бумаги

4 этап обсуждение Вопросы к обсуждению: Чем тебе понравился этот персонаж? В чем его сила? Чем он похож на тебя? Какие его черты у тебя присутствуют? Каких еще нет, но хочется забрать?

Выводы и принятия решений Нет единого эталона красоты, ума, и.т. д Самооценка это не оценивание себя как «хорошего» или «плохого» а представление о своих сильных качествах и опора на них В процессе оценивания себя мы сравниваем не себя и других, а свой собственный прогресс

Упражнение «Дороги, которые мы выбираем» Цель упражнения: налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния. Психолог предлагает участникам несколько минут подумать о том, как идет взаимодействие с окружающими людьми. Психолог раздает чистые листы белой бумаги формата А4 и предлагает оформить эти мысли в виде дороги. Задает по очереди участникам вопросы для размышления: «Расскажи, по какой дороге ты идешь и почему она такая».

Арт-терапия в детско-родительских группах Роль семьи в процессе воспитания детей очень велика До совершеннолетия ребенок находится «в поле» родителей, менять поведение ребенка в отрыве от родительских установок – невыполнимая задача Работа с родителями «лекционного типа» не приносит желаемых результатов

Цели семейной арт-практики (педагогическое воздействие) Диагностика детско-родительских отношений Диагностика родительских стратегий воспитания Коррекция коммуникаций на уровне – ребенок-родитель Возможность всем участникам процесса увидеть другого со стороны Возможность выработать новые правила взаимодействия в семье

Семейная арт-терапия (область работы психолога) Изучение прошлого и текущего опыта семьи Извлечение на поверхность сценарных поведенческих паттернов, непроговариваемых установок Выражение и осознание невысказанных переживаний Определение семейных транзакций

Особенности работы В семейных арт-практиках крайне важно наблюдение за процессом: Кто первым подал идею Как договорились Как разделили пространство Были ли нарушены границы Как общались в процессе работы С каким настроением закончили работу

Упражнение «Герб семьи» Цель: Декларация системы семейных ценностей и создание свода правил. Задачи: Выявить качества, которые являются ценными для детей и родителей Научиться правильным коммуникациям Дать родителям опыт совместной работы со взрослеющими детьми

Ход работы Ведущий рассказывает о гербах и законах геральдики . Можно посмотреть этот фильм: https://www.youtube.com/watch?v=C7cAhO29QWI&t=7s Галилео. Геральдика Далее семьям предлагают сделать герб семьи

Ход работы Семьи должны определить предметы, которые будут изображены на гербе Совместно выбирают цвет, материалы, количество секторов, надписи Защита герба: нужно рассказать о самом важном что отличает семью от других