12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смирнова Екатерина Геннадьевна17

Функциональная грамотность на уроках информатики

«Функциональная грамотность на уроках информатики» Автор: Смирнова Екатерина Геннадьевна Учитель информатики МБОУ СОШ №2 г. Шахунья

Компоненты функциональной грамотности знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни; готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

Формирование функциональной грамотности школьников на уроках информатики возможно через решение трех основных задач: Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность самообразования. Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ. Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.

Для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций на уроках информатики необходимо соблюдать следующие условия: учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности на основе ИКТ; обучение на уроках информатики должно носить деятельностный характер; предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели; правила оценивания знаний и учений должны отличатся чёткостью; используются продуктивные формы групповой работы; обеспечить переход от фронтальных форм обучения коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, а также использования проектной деятельности.

Педагогические технологии проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; технология формирования типа правильной читательской деятельности; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; Информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Активные методы работы на уроках информатики метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость; мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника; групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек); кейс-метод – ознакомление с проблемой и способы ее решения.

Формирование функциональной грамотности на уроках информатики Логические приемы Примеры заданий 1. уровень - знание Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать 2. уровень - понимание Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому 3. уровень - применение Применить, проиллюстрировать, решить 4. уровень - анализ Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия 5. уровень - синтез Создать, придумать дизайн, разработать, составить план 6. уровень - оценка Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

1 уровень - знание 1. Составить алгоритм решения примера (15 – 7)*(8-3):2^2 в форме блок-схемы  2. Составить программу, которая запрашивает трехзначное число и выводит на экран количество сотен, десятков и единиц.

2 уровень - понимание Опишите алгоритм вставки рисунка из коллекции клипов. 2. Рассмотрите блок- схему и определите к какому алгоритму они относятся:

3 уровень - применение Составить таблицы истинности для логических операций: Установите соответствие операции со значком или командой

Установите соответствие между действиями человека и органами чувств, с помощью которых человек при этом воспринимает и распознает информацию: Действия Органы чувств 1 Чтение книги а – зрение 2 Разговор по телефону б – слух 3 Просмотр кинофильма в – вкус 4 Обед в школьной столовой г – осязание 5 Экскурсия в вычислительный центр д – обоняние

4 уровень - анализ Сравнить : Текстовой процессор : Табличный процессор: Выполнить алгоритм и придумать условие задачи:

5 уровень - синтез Создайте рекламный буклет фирмы по продаже компьютерной и оргтехникой; 2. Придумать дизайн: комнаты, спортивного зала, бассейна.

6 уровень - оценка Групповая работа: Создать мини-проект, используя известную вам программу, по одной из тем, предлагаемых ниже: Кодирование информации; Компьютерная графика Совместное использование информации компьютерами и сотовыми телефонами.

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их эмпирические показатели Индикаторы функциональной грамотности Умения (эмпирические показатели): Общая грамотность Написать сочинение, реферат. Считать без калькулятора. Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов. Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки. Компьютерная Искать информацию в сети Интернет. Пользоваться электронной почтой. Создавать и распечатывать тексты. Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам. Заботиться о своем здоровье. Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности. Информационная Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов. Читать чертежи, схемы, графики. Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение). Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки. Анализировать числовую информацию. Коммуникативная Работать в группе, команде. Расположить к себе других людей. Не поддаваться колебаниям своего настроения. Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям. Организовать работу группы. Владение иностранными языками Перевести со словарем несложный текст. Рассказать о себе, своих друзьях, своем городе. Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники. Грамотность при решении бытовых проблем Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах, в том числе интерактивных). Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи. Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями. Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой, GPS-навигатором Правовая и общественно-политическая грамотность Отстаивать свои права и интересы. Объяснять различия в функциях и полномочиях Правительства, Президента, Парламента, Сената, Мажилиса, символику РК