12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Malahanova Valentina106
Говорят, что мастерство учителя во многом определяется его учениками. Поэтому я стараюсь побуждать жажду к знаниям и поддерживать моих учеников, воспитывать в них человечность и доброту.
Россия, Иркутская обл.

Тайны бурятского орнамента

Проект «Тайны бурятского орнамента» Иноземева Наталья Руководитель: Малаханова Валентина Георгиевна

        К культурным ценностям любого народа относятся орнаменты, которые широко распространены в быту, народном искусстве, архитектуре и т.д. Орнаменты мы видим везде. Они - одно из древнейших проявлений народного творчества.         Слово "орнамент" - латинского происхождения, в переводе означает "узор", "украшение". Латинский корень - cultus (культ, культура) восходит к древности, связан с почитанием духов, богов, напоминает о связях орнамента с представлениями человека о Вселенной.         Орнамент монголоязычных народов носит название "хээ угалз", по-бурятски слово звучит "угалза", что означает узор. Древнейшая функция орнамента - магическая: человек разрисовывал свое тело, лицо, личные предметы теми или иными узорами, выступающими в роли защиты, оберега. Декоративная функция узора - узор как украшение; информационная функция сводится к получению того или иного сведения о человеке, предмете или явлении.

  Самые распространенные орнаменты у бурятского народа –геометрические.        Ведущими мотивами геометрического орнамента являются "меандр" или "алхан хээ" - (молоточный орнамент), рисунок стеганого матраса -шэрдэг - "шэрэмэл шэрдэгэй хээ", "улзы" - (плетенка) и сложные сочетания крестообразного орнамента "хас" - (свастика), круг.  Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения.

   Улзы - "плетенка" - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие.  Круг - имеет свое символическое выражение в культурах всех народов, так как изначальным кругом служил диск Солнца, и все строилось по этому образцу и подобию. Древний дохристианский знак колеса - знак Солнца.

   Круг - имеет свое символическое выражение в культурах всех народов, так как изначальным кругом служил диск Солнца, и все строилось по этому образцу и подобию. Древний дохристианский знак колеса - знак Солнца.

  Зооморфные орнаменты столь же древние и популярные, как и геометрические. К ним относятся натуралистические или схематизированные изображения фигур животных, части их тела. Это группа орнаментов, без которой трудно представить себе бурятское народное искусство. На самых разных предметах встречаются изображения пяти главных видов скота ("табан хушуу мал") .

 Третья группа орнаментов - растительная включает в себя изображения листьев, цветов, стеблей, побегов: лиственный узор (набшаhан угалза), цветочный узор (сэсэг угалза) и лотосовый узор.  Этот тип узора широко применяется в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, буддийской скульптуре. Деревья, растения -символы материнства, плодородия и воплощения жизненной энергии, красоты, долголетия и мира на Земле.

         Окружающие человека объекты природы легли в основу природной или космогонической группы орнаментов. До сих пор кочевники применяют в украшении художественных изделий древнюю символику, идущую от времени поклонения стихийным силам и явлениям природы.         Главными объектами создания этой группы являются, прежде всего, древнейшие культы почитания и поклонения человечества - Солнце, Луна, звезды, огонь, вода, горы, облака, радуга. Орнаменты этой группы символизирует твердость, устойчивость, постоянство, чистоту, красоту и радость, возрождение.

        Культовая группа орнаментов в себя сочетание некоторых элементов орнаментов четырех групп с ламаистской символикой.         К главным изображениям этой группы орнаментов относятся восемь жертвоприношений ("найман тахил"): белый зонт, рыбы, священный сосуд, цветок, раковина, улзий, жалсан и хорол (хорло). Рисунки этих жертв изображались над входом в храм, на дверных филенках, на лентах музыкальных инструментов, на различных ритуальных предметах и т.д. Их делали также объемными из позолоченной меди или серебра и устанавливали на престоле -тахилын шэрээ. Кроме того, было еще несколько видов изображений - "долоон эрдэни", "гурбан эрдэни", "зэндэмэни эрдэни" и т.д. Бурятская орнаментика пока еще мало исследована. Она хранит в себе множество загадок, раскрытие которых значительно обогатит представления о самобытной культуре бурятского народа.  

        Спасибо за внимание!