12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коломина Оксана Юрьевна55
преподаватель химии и биологии
Россия, Луганская Народная Респ., Луганск

Обобщение опыта работы

Использование интерактивной доски на уроках химии и биологии. Обобщение опыта работы Коломиной О.Ю.

Одной из основных задач, стоящих перед современным образованием является задача формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. Выполнение этой задачи невозможно без использования в учебном процессе СНИТ (средств новых информационных технологий). Интерактивная доска (ИД) – современное средство обучения, позволяющее поднять его на качественно новый уровень.

Интерактивное обучение -это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания.

Интерактивная доска - Одно из последних цифровых устройств – это сенсорная панель работающая в комплексе с компьютером и проектором. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, представляя большой экран для работы с мультимедийными материалами.

Интерактивная доска соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение студентов, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции

Интерактивная доска Работая с интерактивной доской, я имею возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике

Интерактивные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения: Как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного Как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков Как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы

Процессы восприятия и запоминания строятся следующим образом: Мы запоминаем: 10% того, что читаем, 20% того, что слышим, 30% того, что видим, 50% того, что видим и слышим, 80% того, что говорим, 90% того, что говорим и делаем.

Интерактивные технологии незаменимы:         на факультативных, индивидуальных занятиях;         для организации проверочных уроков, тестирования;         при проведении вводных лекций;         в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов;

Виды образовательной деятельности, которые можно применить при использовании интерактивной доски Работа с текстом и изображениями; Создание заметок с помощью электронных чернил; Сохранение сделанных заметок для передачи по электронной почте, печати; Коллективный просмотр Web-сайтов; Демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов; Демонстрация презентаций

Успех урока, конечно, полностью не зависит от новых технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, и важно понимать, что эффективность работы с ней во многом зависит от того, как преподаватель применяет ее те или иные возможности. К числу основных возможностей ИД относятся следующие:

1. Исправление ошибок Упражнения на исправление ошибок или на определение «лишнего» в группе слов, уравнений, формул, рисунков может быть дано с целью закрепления материала (инструменты «электронное перо», «маркер», функция перемещения объекта). Примеры заданий: Выберите лишнее насекомое в каждом ряду и объясните свой выбор (биология). Исправьте ошибки в схеме химической реакции (химия). . 2Ca + H2SO4 = CaSO4 + H2 2. FeCl2 + 3Cl3 = FeCl3 3. Na + S = Na2S 4. SO3 = 2SO2 + O2 5. 2Cr + 6HCl = 2CrCl3 + 2H2 6. HgO = Hg + O2 7. 2LiCl + AgNO3 =AgCl + 2LiNO3 8. CuSO4 = CuO + SO2 9. 5Sb + 2Cl2 = 5SbCl5 10. PbO + 2Al = Al2O3 + Pb

2Ca + H2SO4 = CaSO4 + H2 FeCl2 + 3Cl3 = FeCl3 Na + S = Na2S 2SO3 = 2SO2 + O2 2Cr + 6HCl = 2CrCl3 + 2H2 HgO = Hg + O2 2LiCl + AgNO3 =AgCl + 2LiNO3 CuSO4 = CuO + SO2 5Sb + 2Cl2 = 5SbCl5 PbO + 2Al = Al2O3 + Pb

2. Установление соответствия Задания на установление соответствия могут использоваться на разных этапах работы и позволяют выработать умение обобщения знаний, выявления причинно-следственных связей и т.п. (инструменты «электронное перо», «маркер», «линия»). Примеры заданий: Установите соответствие между строением цветка и соответствующим ему семейством (биология). Установите соответствие между типами реакций и химическими уравнениями, их описывающими (химия). Название вещества Общая формула А. Дивинил Б. о-толуол В. 3-метилпентин-1 Г. 2,2,3,3-тетраметилбутан Д. Ацетальдегид 1) CnH2n+2 2) CnH2n 3) CnH2n-2 4) CnH2n-6 5) CnH2nО 6) CnH2nО2 7) CnH2n+2О 8) CnH2n+2О2

3. Установление последовательности Задания позволяют сформировать умения выстраивания логических связей между изучаемыми объектами, явлениями и процессами (инструменты «электронное перо», «маркер», функция перемещения объекта). Примеры заданий: Установите правильную последовательность овогенеза.   1) образование яйцеклеток и полярных телец 2) мейоз ооцитов первого порядка 3) рост ооцитов и накопление питательных веществ 4) образование ооцитов первого порядка 5) образование ооцитов второго порядка 6) митотическое деление оогониев

4. Деление материала на группы Умение деления материала на группы необходимо при выполнении заданий на классификацию, при этом используется функция перемещения объекта». Примеры заданий:   6.Составьте «паспорт» животного, изображенного на рисунке, используя имеющиеся слова. Список слов: 1) Млекопитающие 2) Медведь 3) Медведь бурый 4) Животные

5. Корректировка текста Задания данного типа позволяют вставить пропущенные слова в текст, исправить ошибки, составить текст из предложений в правильной логической последовательности и могут применятся на разных этапах урока с использованием инструментов «перо», «шторка», «непрозрачный геометрический объект», функции перемещения объектов. Примеры заданий: Вставьте пропущенные слова в текст (биология, химия). Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. 1. Мутациями называются наследственные изменения в молекулах РНК. 2. Есть много разных видов мутаций – генные, хромосомные, комбинативные, геномные. 3. Мутация, возникшая в одной из соматических клеток, может изменить наследственные признаки самой этой клетки и тех частей организма, которые образуются из её потомков. 4. Мутации, происходящие в половых клетках, изменяют только геномы потомков. 5. Вызываются мутации мутагенами – например, радиоактивным излучением, химическими веществами. 6. Небольшое число мутаций оказывается полезным для организмов.

6. Работа с изображениями При изучении нового материала поэтапное открытие структурных компонентов рисунка, например, органоидов на рисунке растительной клетки (биология), характеристик химических элементов при работе с интерактивной периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева (химия). При обобщении и первичной проверке знаний может использоваться прием подстановки правильных ответов, либо выполнения надписей к рисунку с помощью пера, например, к рисунку внутреннего строения амебы (биология), рисунку лабораторного штатива (химия). При обобщении и контроле знаний сравнение (может быть множественное) объектов рисунка и занесение результатов в таблицу, например, сравнение строения животной и растительной клеток (биология), сравнение строения атомов разных химических элементов (химия).

7. Работа со схемами Упражнение позволяет структурировать изученный материал, систематизировать и обобщить, может использоваться на разных этапах урока (инструменты «шторка» или «непрозрачный геометрический объект», «электронное перо», функция перемещения объектов). Примеры заданий: В схеме химической реакции допишите формулы исходных веществ или продуктов (химия). Расставьте коэффициенты в приведенных ниже схемах химических реакций, определите тип реакции. Cu+S→Cu2S Ca+O2→CaO HI→I2+H2 Fe+Cl2→FeCl3 MnO2+H2→H2O+Mn

8. Работа с таблицами Поэтапное заполнение таблицы при изучении нового материала, исправление ошибок при обобщении, систематизации и контроле знаний (инструменты «шторка» или «непрозрачный геометрический объект», функция перемещения объектов). Примеры заданий: Заполните таблицу «Значение простейших в жизни человека» (биология). Исправьте ошибки в таблице «Классификация оксидов» (химия). Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

9. Работа с кроссвордами Данное упражнение позволяет в игровой форме проверить знание основных понятий темы. Заполнение кроссворда осуществляется одним или несколькими учениками с помощью инструментов «электронное перо» и «маркер». Ответы и ключевое слово при этом могут быть закрыты шторкой.