12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Профиматика78
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Салехард

Техники формирующего оценивания на уроках математики

ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ УЧЕНИКИ Знать и понимать цели обучения Уметь анализировать свою работу Знать и понимать критерии оценивания

Формирующее оценивание  Формирующее оценивание — это оценивание, при котором педагог сравнивает результаты ученика с его предыдущими результатами и дает обратную связь по итогам обучения.

Девять шагов технологии формирующего обучения Спланировать образовательные результаты по темам. Спланировать цели урока как достижение образовательных результатов. Сформировать задачи урока как шаги деятельности учащихся. Сформулировать конкретные критерии оценивания деятельности учащихся на уроке (они должны быть ясны и понятны ). Оценивать деятельность учащихся по критериям. Осуществлять обратную связь. При оценивании сравнивать данные результаты достижений учащихся с предыдущим уровнем достижений. 8. Определить место учащегося на пути достижения цели. 9. Откорректировать образовательный маршрут учащегося

ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ Портфолио План инд. образ. траектории (ИОТ) Ментальные карты Листы самооценивания Маршрутные листы Составление тестов Опросники «Проверь себя» Сигналы, сигнальные карточки Взаимопроверка Самопроверка «Проверка ошибочности понимания». Формирующее оценивание — это всегда комбинация приемов и методов:

ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ Маршрутные листы «Маршрутный лист»-это путь на выполнение определенной работы, задания. При работе с ним, учащийся получает ряд рекомендаций, следуя по которым самостоятельно приобретает новые знаний, отрабатывает навыки их применения и проводит самооценку. Выбирая самостоятельно темп обучения, учащийся отрабатывает учебные действия в индивидуальном режиме. При его составлении можно моделировать проблемные вопросы, провоцируя учащихся на самостоятельный поиск необходимой учебной информации.

ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ» В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ «ИНДЕКС-КАРТОЧКИ» Первая сторона Вторая сторона . 1.Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала 2. Обобщите их. 1.Определите, какой материал вы не поняли в изученной теме 2.Сформулируйте вопросы.

На доске пишется задание с вариантами ответов. При этом неверные ответы должны иллюстрировать наиболее часто повторяющиеся ошибки. На доске пишется задание с вариантами ответов. При этом неверные ответы должны иллюстрировать наиболее часто повторяющиеся ошибки. 2. Ученики получают задание: разбор решения задачи, в которой допущены ошибки. Ошибки были сделаны в местах, где учащиеся допускают их чаще всего. ПРОВЕРКА ОШИБОЧНОСТИ ПОНИМАНИЯ ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ Например: Найдите неправильные утверждения, докажите их неверность и замените правильными. В приведенном квадратном уравнении все коэффициенты равны единице. 2. если дискриминант меньше нуля, то квадратное уравнение можно решить по теореме Виетта. 3. если квадратное уравнение имеет отрицательные корни, то его дискриминант отрицательный. 4. если + 6х +8 = 0, то х = 2 или х = 4 5. если = 16, то х = 4 6. Если = – 25, то х = – 5 7. Уравнение 5 = 0 не имеет корней  

ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ Шаги по составлению: 1.Определить тему, по которой будет составляться карта; 2.Определить вместе с детьми перечень основных понятий, которые раскрывают содержание выбранной темы, или предложить учащимся сделать это самостоятельно; 3.Предложить детям установить связи между вошедшими в карту понятиями и отметить их стрелочками. Этот этап работы также может выполняться учителем и учениками совместно. «КАРТА ПОНЯТИЙ»

КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ Цель урока должна должна быть: озвучена учителем в самом начале урока; (2) представлена ученикам в виде текста на слайде или иным способом; (3) понята и принята учениками. Например, после представления цели урока учитель при помощи вопросов обязательно проверяет, насколько ученики поняли поставленные цели. Ученики должны проговорить цель урока (ожидаемый результат) как личную цель, например: – К концу урока я смогу находить значения выражений, содержащих степень с натуральным показателем. ПОНИМАНИЕ И ОЗВУЧИВАНИЕ ЦЕЛИ УРОКА УЧЕНИКОМ

ИНСТРУМЕНТЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ Тетрадь «Справочник по математике», «ЧаВо» (частые вопросы») • Письменные комментарии • Наблюдения • Опросы – молнии • Фронтальный опрос • Постановка вопросов • Облачки для комментариев в СГО • Тетради самоконтроля и др. КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

Примеры обратной связи

ПОЭТАПНАЯ ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ Может осуществляться посредством: ƒВОПРОСОВ Например: Почему через точку, не лежащую на прямой, можно провести только одну прямую параллельную данной? ƒ ОПИСАНИЯ Например: Опишите схему построения биссектрисы угла с помощью циркуля. НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Например: Закончи предложение: Дробь равна нулю тогда и только тогда, когда… ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗЦА Например: Прямоугольник-это параллелограмм, у которого все углы равны. Ромб-это параллелограмм, у которого все стороны равны. Квадрат-это………… ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

УСТНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ФРАЗЫ ПРИ НЕПРАВИЛЬНЫХ, НЕПОЛНЫХ ОТВЕТАХ: «Близко...» «Хорошая попытка…» «Верное направление…» «… а вы как думаете?» «А что, если…?» «Еще¸ раз ... » «Вернемся …» ХВАЛИТЕ УЧЕНИКА! Я не видела ничего подобного! Ещё лучше, чем прежде. Это как раз то, что нужно. С каждым днём у тебя получается лучше. Прекрасно! Молодец! Умница! Хорошо! Удивительно! Остроумно! Несравненно! Очень точно! Ты увлек всех. Ты помог другому! Выдающаяся работа! Ты хорошо постарался! Великолепное открытие! Я знала, что ты сможешь это сделать. ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

САМООЦЕНИВАНИЕ При самооценивании можно использовать следующий прием: Завершив работу, ученик сам ставит себе отметку по критериям, с которыми ознакомлен в начале изучения темы. За ту же работу отметку ставит и учитель. Результаты обсуждаются с учеником. Со временем оценки все чаще будут совпадать. Прием можно использовать для оценивания докладов, тренировочных контрольных, самостоятельных работ, индивидуальных домашних заданий. Например, при решение квадратных уравнений» Критерии: 1.Наличие записи действий 2.Правильное применение формул 3.Верность вычислений. ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

ЛИСТЫ САМООЦЕНИВАНИЯ ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

ОПРОСНИК ДЛЯ САМОДИАГНОСТИКИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ Опросник по итогам урока Опросник по итогам изучения темы

«КАРТА ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ» «РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА» «ОЦЕНКА УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ»

ФОРМИРОВАНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОМУ УЧЕНИЮ Акцентировать внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках. Не угрожать отметкой. Проверочные работы должны способствовать познанию, а не внушать страх. Предоставлять своевременную обратную связь. ƒВознаграждать успех не просто похвалой, а положительным конструктивным комментарием. Всегда в первую очередь отмечать положительные стороны, а затем обсуждать проблемные места в работе учащихся. Негативная обратная связь должна быть очень специфичной и направленной на слабые стороны работы, а не на учащегося. Не торопиться с подсказкой, предоставлять учащимся возможность подумать. Давать возможность учащимся оценивать работы друг друга и комментировать как положительные стороны, так и то, что нуждается в доработке (без отметки!).

CОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВ Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме: Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал? Составление предметных тестов - эффективная форма самостоятельной работы, которая улучшает успеваемость по предмету и способствует формированию общих компетенций, развитию мышления школьников, овладению умениями применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях. ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ Вопросы помогают учителю определить стартовые позиции ученика, чтобы учитывать их в ходе обучения. Например: • Какие еще примеры ты знаешь? • Как ты можешь доказать, что … ? • Как можно решить задачу? • Что ты думаешь о … ? • Почему ты так думаешь? ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

Алгоритм самооценки на уроках математики (вопросы, на которые отвечает ученик): Что нужно было сделать в задаче (задании)? Удалось ли получить результат? Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? Какое умение развивали при выполнении задания? Каков был уровень задачи (задания)? (базовый, повышенный или максимальный уровень) Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (удовлетворительный, хороший, отличный). 8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить. По итогам самооценки учитель и ученик ставят отметку сообща! ТЕХНИКИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ

ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ! “УЧУ ПРЕДМЕТУ” • Передача “готового” знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы. • Ориентация на уровень восприятия “среднего” ученика. • “Предметность” “УЧУ РЕБЕНКА” • Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознание “смыслов” и использование знаний. • Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах. • Индивидуализация и дифференциация требований.

УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем лучше будет учиться ученик. Л. Н. Толстой

Результаты анкетирования учащихся 8б класса

Цифровые инструменты формирующего оценивания, дающие мгновенную обратную связь 1. LeaningApps : инструмент для создания интерактивных тестов для самопроверки. 2. Kahoot : прекрасная замена пультов для системы обратной связи в классе. 3. Google Form: создание тестов, анкет, опросников 4. Quizizz: тесты, составленные в сервисе можно давать учащимся в качестве домашнего задание. 5. Quizlet: легок в использовании и невероятно многогранен в представлении одного и того же теста. 6. Plickers: используется для быстрого голосования, проведения опросов, тестов. Диаграмма, показывающая результаты голосования, меняется в режиме реального времени. 7. Doodle : С его помощью, также, можно создавать быстрые опросы. 8. Socrative: схож с Kahoot - учитель создает опросники/тесты, а ученики могут ответить на него со своего телефона или планшета. 9. Flisti: простой инструмент, позволяющий без регистрации вбить вопрос и варианты ответов.