12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ольга60
Россия, Приморский край, Лесозаводск

Проблема стимулирования речевой деятельности старшеклассника

проблема стимулирования речевой деятельности старшеклассника

 Изучение иностранного языка воспитывает логическое мышление учащихся: Учатся сопоставлять и сравнивать анализировать, делать выводы и умозаключения

Современный процесс обучения иностранному языку, построен: на коммуникативной основе с ориентацией на личность ученика формирует у школьников широкий гуманистический взгляд на мир вносит существенный вклад в повышение гуманитарного содержания школьного образования.

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию.  На практике стимулирование речевой деятельности во время учения – это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. 

Задача учителя – создание условий которые способствовали бы общению учащихся Для этого учитель должен учитывать  специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т. д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно состоится.

Формирование мотивации – одна из центральных проблем современной школы

5 ВИДОВ МОТИВАЦИИ Целевая мотивация Мотивация успеха Страноведческая мотивация Эстетическая мотивация Инструментальная мотивация

Проблемы при высказывании на иностранном языке: Ученики стесняются говорить, так как боятся сделать ошибку и подвергнуть себя критике. Недостаток информации по обсуждаемой проблеме, Нехватка языковых и речевых средств. Ученики не понимают речевую задачу. В то время как один ученик говорит, остальные молчат, а значит могут быть исключены из учебного общения. Переход на использование родного языка при парных и групповых формах работы на уроке

Речь педагога Недостатки Многословие слова-сорняки (ну, вот, так) слащавость речи СЛОВА-ЗАМЕСТИТЕЛИ диалектизм бедность словарного запаса неправильность произношения использование слов, недоступных для понимания обучающимися завышенный темп, тон речи невыразительность речи Требования Понятность и доступность речи соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, лексических, акцентологических) четкая дикция богатый лексический запас умение регулировать силу голоса, темп речи доброжелательность, искренность интонации

Пути преодоления максимальное использование групповых форм взаимодействия обучающихся во всех видах деятельности стимулирование коллективного обсуждения и совместного принятия решений группой подростков использование технологии группового взаимодействия при организации исследовательской и проектной деятельности интерактивные технологии («мозговой штурм», метод синектики) при поиске совместного решения проблемно-игровых ситуаций Применение простого языка во время дискуссий.  Тщательный выбор тем дискуссии и грамотнаяформулировка заданий. Избегание применения родного языка в дискуссии. Создание атмосферы доброжелательности и доверия, чтобы минимизировать боязнь совершения ошибки и чрезмерной критики.  Использование в работе различных источников мотивации (целевая мотивация, мотивация успеха, страноведческая, эстетическая, инструментальная). Создание достаточного уровня опор содержательного, языкового и речевого плана

Для стимулирования речевой деятельности нужно использовать: Игровую деятельность ИКТ на уроках Метод проектов (технология проектов) Музыку Видеоуроки Инсценировку песен, сказок Переписку учеников с их англоговорящими сверстниками в сети интернет.  

Для стимулирования речевой деятельности старшеклассников важно использование межпредметных связей Литература (изучение биографий известных личностей) История (при изучении знаменательных дат в жизни нашего государства) География (воображаемые экскурсии по стране, расположение известных городов, рек и пр) Музыка (изучение текстов современных песен) Искусство (изучение направление в искусстве, посещение музеев)

ВАЖНО применение нетрадиционных форм проведения занятий: видео-урок урок-дискуссия урок-спектакль урок-экскурсия

Открытое совместное действие педагога и ребенка Педагог в таком взаимодействии — партнер: не подавляет старшеклассника, а создает условия (среду, позволяющую ребенку выразить, проявить себя, речевые действия: мы-подход», объединяющий взрослого и подростка (мы с вами, мы с тобой, у нас); открытые вопросы; Словесное обращение по имени, похвала, поддержка), «подогревающие» словесные конструкции (хорошо..., молодец..., продолжай..., например..., то есть... и что потом...?); принимающая реакция на реплику, голос спокойный, подвижный (меняющийся), нерезкий, выразительный; использование пауз (остановок). Важно подчеркнуть, что при организации открытого совместного действия правила и способы коммуникативного поведения не навязываются обучающимся, а вырабатываются совместно. (Поздеева С.)

Открытое совместное действие педагога и старшеклассника подросток начинает участвовать своими вопросами, репликами, пробными действиями, в результате активизируется его устная диалогическая речь,подростки учатся общению и взаимодействию со взрослым и сверстниками ситуации подросткового выбора: они выбирают тему, по которой будет интересно работать , способ работы , способ соорганизации (один, в паре, в группе, с учителем), место для работы ( за столом, у доски)