12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Anna Leonidovna Kazantseva129
Россия, Свердловская обл., п. Калья

Презентация «Основные авторские педагогические системы прошлого»

Основные авторские педагогические системы прошлого Автор: Казанцева А.Л., учитель английского языка

Многообразие направлений гуманистической мысли и педагогических идеалов Западной Европы в эпоху Возрождения Томмазо Кампанелла (1568–1639 гг.)  Итальянский философ и писатель . Представитель раннего утопического социализма.   Написал сочинение «Город Солнца». Воспитание там носит общественный характер и равно для всех граждан государства, оно должно быть организовано так, чтобы дети развивали все свои силы и способности.   Все первоначальное обучение детей в государстве Солнца основано на наглядности. Большое внимание уделял умственному образованию, указывал, что оно должно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям. 

Многообразие направлений гуманистической мысли и педагогических идеалов Западной Европы в эпоху Возрождения Томас Мор (1478–1535 гг.) Родоначальник утопического социализма, крупнейший английский гуманист. Основное произведение – «Золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».  Выступал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет ко всеобщему равенству. В книге много внимания уделено вопросам воспитания. Первым из мыслителей выдвинул идею о соединении обучения с производственным трудом. 

Многообразие направлений гуманистической мысли и педагогических идеалов Западной Европы в эпоху Возрождения Мишель Монтень (1533–1592 гг.) Выдающийся французский мыслитель эпохи Возрождения, один из представителей философского скептицизма. Основной педагогический труд - «Опыты», своеобразная антология необычного, занятного и поучительного примера.  Выступал против феодализма и его идеологической опоры - католической церкви. Выступал за науку опытную, изучающую сами вещи, проникающую в их сущность. Сторонник развивающего образования. Высказывался против суровой дисциплины средневековых школ, за внимательное отношение к детям. Воспитание должно способствовать развитию всех сторон личности ребенка.

Многообразие направлений гуманистической мысли и педагогических идеалов Западной Европы в эпоху Возрождения Франсуа Рабле (1494–1553 гг.) Представитель французского гуманизма. Священник, врач и профессор анатомии. Автор романа - «Гаргантюа и Пантагрюэль». Выступал провозвестником нового, гуманистического воспитания, защитником реальных, практически полезных знаний, активных и наглядных методов обучения. Выступал с требованием гармонического развития детей.

Многообразие направлений гуманистической мысли и педагогических идеалов Западной Европы в эпоху Возрождения Витторино да Фельтре (1378–1446 гг.)  Итальянский педагог, профессор философии, «первый школьный учитель нового типа». В 1424 г. в доме герцога организовал школу под названием «Дом радости », где кроме детей герцога обучались еще 80 детей приближенных герцога, а также «даровитые» дети из бедных семей, которых Витторино обучал бесплатно. Помещением для школы служил загородный дворец, расположенный на лоне природы. Тем самым Витторино первый осуществил идею школы в природе, о которой говорили затем многие педагоги. 

Многообразие направлений гуманистической мысли и педагогических идеалов Западной Европы в эпоху Возрождения  Эразм Роттердамский (1467–1536 гг.) Крупнейший ученый, прозванный «князем гуманистов». Подверг критике всю средневековую схоластическую систему образования и противопоставил ей воспитание, развивающее человека умственно и физически, формирующее у него высокие нравственные качества. 

Значение Реформации в развитии мировой цивилизации и педагогической культуры Движение Реформации связано с именами: Мартина Лютера (1483–1546) в Германии, Жана Кальвина (1509–1564) во Франции, Ульриха Цвингли (1484–1532) в Швейцарии. Реформация стремилась к перестройке религиозного сознания людей в духе рациональной трактовки христианского вероучения. Идеологи проповедовали упразднение церковной обрядности, боролись за самостоятельное изучение и осмысление человеком Библии без посредничества служителей церкви.

940 Значение Реформации в развитии мировой цивилизации и педагогической культуры Существовало два направления – бюргерское, выражавшее интересы буржуазии и возглавлявшееся М. Лютером, и крестьянское во главе с революционно настроенным Томасом Мюнцером, которое под знаменем религиозных требований выдвигало идею уничтожения частной собственности и порабощения одних людей другими. В процессе реорганизации школьного дела деятели Реформации опирались на практику обучения и воспитания в «братских общинах». Одну из важнейших своих задач они видели в воспитании детей и распространении образования. Выдвинутая реформаторами идея обязательной начальной школы была шагом вперед в осуществлении всеобщей грамотности. Томас Мюнцер (ок. 1490 – 1525гг.)

Значение Реформации в развитии мировой цивилизации и педагогической культуры Задача перед средней школой – с помощью организованной системы воспитания и образования готовить чиновничество, готовое служить интересам протестантских государств Европы. Изменения в организации школьного дела в эпоху Реформации были учтены последователями Лютера – Филиппом Меланхтоном и Иоганном Штурмом. Главная цель преобразований состояла в разработке рационального содержания образования и воспитания, предусматривавшего преемственную связь между средней школой и университетом. Филипп Меланхтон (1497 – 1560 гг.) Иоганн Штурм (1635 – 1703 гг.)

Значение Реформации в развитии мировой цивилизации и педагогической культуры Первым учебным заведением, ставшим эталоном европейской школы, стала гимназия, основанная И. Штурмом в 1538 г. в Страсбурге на базе латинской средней школы. Она строилась на трех принципах: благочестии, красноречии и знании. Система обучения вобрала черты гуманистической педагогики. В Англии с Реформацией связывались надежды на трансформацию общества, находившегося под гнетом абсолютизма. Новые чаяния широких слоев населения связывались с «библейской культурой», проповедовавшей идеалы общности и трудолюбия. Для неимущего населения на церковные средства и светские пожертвования в городах и сельских приходах стали открываться «паблик скулз» – школы для народа.

Развитие образовательных систем в эпоху Нового времени Педагогические теории и идеи Нового времени базировались на гуманистических традиция. В XVII–XVIII вв. создаются первые научные педагогические теории. Вольфганг Ратке (1571–1635) - выступал за реформирование процесса обучения, изменение принципов и содержания образования. - Сформулировал принципы обучения. Воспитание должно быть природосообразным. Дети равны от рождения. Настаивал сделать все школы государственными. В обучении следует учитывать особенности процесса познания, в котором на базе восприятия предметов и явлений осуществляется осмысление этих восприятий. Считал необходимым широко использовать различные формы наглядности, следовать от конкретного к абстрактному, систематически вести упражнения и повторения, поддерживать у учеников интерес к знаниям и к обучению. Сторонник классической формы преподавания – лекции. Последователь гуманистов, выступал за обучение на родном языке. Создал ряд учебников и хрестоматий для немецкой школы. Предъявлял высокие требования к методической подготовке учителя и ратовал за повышение социального статуса учительства.

Основоположник научной педагогики Я.А. Коменский (1592 – 1670 гг.) Я.А. Коменский – отец педагогики, учитель народов.   Создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду.  Выделил причины трудностей научных знаний: рабский способ постановки занятий; порочный способ изучения вещей; несовершенство метода. Требует демонстративности при объяснении (наглядность). Воспитание – важнейшая предпосылка установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Правильное воспитание – природосообразное. Выделил возрастную периодизацию развития ребенка, для каждого особая ступень образования. Считал важной систематичность обучения.

Основоположник научной педагогики Я.А. Коменский Выдвинул дидактическое требование посильного обучения для учащихся. В педагогике Коменского важное место уделяется роли учителя. Учитель – профессия и призвание. Нравственное воспитание - одно из главнейших в человеческой жизни. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек. Основную роль в воспитании играют родители, на втором месте учитель. Всеобщее обучение (богатых, бедных, мальчиков, девочек). Школа должна давать всестороннее образование. Выдвинул и обосновал идею всеобщего обучения на родном языке. Автор трудов: «Великая дидактика», «Материнская школа», «Открытая дверь к языкам», «Школа-игра» и др.

Становление педагогической идеологии эпохи Просвещения Переход от начала Нового времени к веку Просвещения связан с именем Д. Локка. Творчество Д. Локка сыграло огромную роль в формировании идеологии Просвещения. Понятие естественности развития и человека, и общества, и государства противопоставляется искусственности. Вера идеологов в возможность преобразования общества в соответствии с умопостигаемой природой человека посредством просвещения народа, воспитания«особой породы людей», способных организовать социальную жизнь на разумных началах. Различные взгляды на природу человека: «индивидуальный полюс природности», абсолютно естественный и общественный полюс «второй искусственной природы», даваемый человеку в результате общественной жизни. Идеи Локка, нашедшие широкий отклик и в континентальной Европе, во многом определили содержание педагогической мысли эпохи Просвещения.

Философия сенсуализма Джона Локка Джон Локк (1632 – 1704 гг.) – английский философ материалист.   В труде «Опыт о человеческом разуме» (1690 г.) Локк развил теорию познания материалистического эмпиризма. Идеи возникают вследствие действия внешних вещей на органы чувств (идеи ощущения), или вследствие внимания, направленного на состояние и деятельность души (идеи рефлексии).  Материал идей перерабатывается деятельностью рассудка - становится знанием. Сенситивный вид знания выше простой вероятности, но ниже достоверности умозрительного знания. Язык – условие возможности общего знания. Источник внешнего опыта - объективный материальный мир. Сенсуализм (от. лат. sensus – чувство, ощущение) – учение в гносеологии (в теории познания), признающее ощущение, единственным источником познания.

Философия сенсуализма Джона Локка Внутренний опыт (рефлексия) – это деятельность нашего ума, когда он занимается переработкой приобретенных идей. Рефлексия выступает как форма рационального познания, которая в опирается на чувственный опыт. По способам образования и формирования идеи делятся на простые и сложные.  Исходный источник знания - ощущения. Внешний опыт - главный и первоначальный источник знаний.  Внешний и внутренний опыт - основа абсолютно всех знаний.  Существуют только идеальные единичные вещи.  Общие идеи – продукт абстрагирующей деятельности разума. Слова - знаки общих идей.  Локк придавал большое значение рациональной форме познания.  Три рода познания: интуитивное, демонстративное, опытное.

Обращение к природному началу человека – основа теории естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо Концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо изложена в произведении «Эмиль, или О воспитании» (1762). Отвергал современную образовательно-воспитательную традицию. Считал необходимым ввести демократическую систему, которая способствует выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание должно иметь естественный, природосообразный характер. Воспитание - дается человеку природой, людьми и окружающими его вещами. Воспитание человека начинается вместе с его рождением и продолжается всю жизнь. Цель воспитания - подготовка из ребенка доброго христианина и добропорядочного гражданина. Ребенок - в центре воспитательного процесса, но не предоставлен самому себе. Жан Жак Руссо (1712 – 1778гг.) – французский философ.

Обращение к природному началу человека – основа теории естественного воспитания Ж.-Ж.Руссо Воспитатель должен сопровождать ребенка в испытаниях, направлять его формирование, способствовать естественному росту, создавать условия для его развития, но не навязывать своей воли. Ребенку необходима среда, в которой он сможет реализовать заложенные от природы добрые начатки. Педагогический подход должен основываться на значении передаваемого знания с учетом интересов каждого воспитанника. Трудовое воспитание связано с умственным, нравственным и физическим. Сделал попытку наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи. Полезные науки: география, химия, физика, биология, развивающие у ребенка интерес и любовь к природе. Естественное назначение женщины – быть женой и матерью. Свобода – одно из естественных прав человека, а роль педагога -развитие активности, инициативы ребенка без принуждения.

Полемика французских просветителей (К.А Гельвеций, Д.Дидро) вокруг проблемы места и роли воспитания и обучения в становлении человека Дени Дидро (1713— 1784 гг.) К.А Гельвеций (1715—1771 гг.) Утверждению "воспитание значит все"' Дидро противопоставил утверждение ''воспитание значит многое". Критиковал точку зрения, согласно которой ум, дарования и добродетели являются только продуктом воспитания, которое всесильно и может исправить в человеке все. В 1775 г. по просьбе императрицы Екатерины II Дидро составил "План университета для России» (систему народного образования). Дидро доказывал необходимость предоставления возможности получения образования представителям всех слоев населения. Дидро свою критику преувеличенной роли воспитания в жизни человека направил прежде всего против Клода Анри Гельвеция, который в трактатах "Об уме" и "О человеке" объявил, что все в человеке и обществе зависит от воспитания. Дидро и Гельвецци критиковали французскую феодальную систему воспитания.

Полемика французских просветителей (К.А Гельвеций, Д.Дидро) вокруг проблемы места и роли воспитания и обучения в становлении человека Дидро придавал большое значение ощущениям, однако он не сводил к ним познание, а справедливо указывал, что большое значение имеет переработка ощущений разумом.  Гельвеций отрицал врожденные идеи и полагал, что все представления и понятия у человека образуются на основе чувственных восприятий.  Гельвеции считал необходимым сформулировать единую цель воспитания для всех граждан – стремление к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Гельвеции утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, так как они рождаются с одинаковыми духовными способностями. Гельвеции считал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания.  Гельвецци считал, требуется перестроить школу, сделать ее светской и государственной. Необходимо широкое просвещение народа. Дидро высоко оценивал роль воспитания, однако в своих возражениях Гельвецию он не считал воспитание всемогущим. Дидро написал в форме диалога «Систематическое опровержение книги Гельвеция «Человек».