12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Людмила Савина307
Украина, ДНР, город Донецк

Внеклассное мероприятие «Легенды Донбасса. Презентация книги об истории Донбасса»

Костыря, И. Думы о Донбассе : В двух частях / И. Костыря. – Донецк : ЧП «ЦСО», 2007. – 480 с. Эту книгу известного украинского писателя ХХ века составили документально – художественные произведения – «Думы о диком поле» и «Думы о Донецком кряже», в которых ярко и образно рассказывается о далеком прошлом Донбасса, его заповедной природе и подземных сокровищах, о первоселенцах и первооткрывателях, кто обживал дикие степи и осваивал полезные ископаемые. В краеведческих познавательных «ДУМАХ» множество легенд, преданий, шахтерских сказов, невероятных бывальщин и подлинных исторических событий, объединенных личным авторским восприятием донецкой земли, с присущими ему лиризмом, искренностью и любовью.

ЛЕГЕНДЫ ОБ АЗОВСКОМ МОРЕ. Среди азовских поморян издавна бытуют свои легенды о названии Азовского моря. Связаны они с именем дочери рыбака, некоей Азы. «По одной из легенд, Аза жила на самом берегу нашего моря со старым отцом. И была такой красивой, что все хлопцы не сводили с неё глаз. Она же ни на кого не обращала внимания, ибо, говорят, была слишком горда. Ещё и похвалялась, что ей никто не нравится. До сих пор, когда подходит вода к берегу, из моря слышится то ли плач, то ли стон. Старые люди говорят, что это красавица Аза плачет о своём ненайденном суженом. И море якобы зовётся от её имени Азовским…» Дума о Кривой косе // Костыря И.С. Думы о Донбассе: в двух частях. – Донецк: ЧП «ЦСО», 2007. – С. 41-58.

ЛЕГЕНДА О НИЗКОМ ТИПЧАКЕ И ВЫСОКОМ КОВЫЛЕ. «Еще раньше, когда шла нещадная война половцев с русскими князьями, супротивники послали, те — со своей стороны, а те — со своей, в разведку пронырливую Типчак, дочь половецкого хана, и храброго воина-русича по имени Ковыль. Ночью они чуть не столкнулись среди Каменных Могил. Озарила луна их ярким светом в тот миг. Девушку поразила сказочная красота молодого русича. И он тоже был пленен ее несказанным видом. Не смогли они убить друг друга. Как не могли и предать своих. Когда на землю пали первые лучи, их увидели вместе стоящими в горах. — Измена! — закричали противоборствующие стороны. С обоих станов полетели в них стрелы. Да высоко — не достать. Но и казнить их не успели. Влюбленные бросились вниз с высокого камня и разбились насмерть. Там, где упали капли их крови, выросли травы — низкий типчак и высокий ковыль. Природа же увековечила влюбленных в виде двух каменных тел, лежащих друг к другу головами». Дума о Хомутовской степи // Костыря И.С. Думы о Донбассе: в двух частях. – Донецк: ЧП «ЦСО», 2007. – С. 59-76.

ЛЕГЕНДА О КАМЕННЫХ МОГИЛАХ. «У древних было соответственное представление. Летел, мол, как-то черт по-над Днепром. Смотрит на его спокойную широкую гладь, на людей, которые плавали на чел­нах, на рыбаков, и сердце его черное затряслось от злости. — Ишь, как пристроились... Не годится, это не по-моему... И надумал Черт донять людей. Когда наступила ночь, взял дерюжину и полетел за море, на высокие горы. Набрал там камня дикого, вернулся к Днепру и высыпал посредине. — Попомните меня! — присказывал Черт. — Запружу всю речку камнем. Так он слетал за ночь несколько раз. Уже и каменистые пороги начали выступать из днепровской воды. А раз, уже перед самым рассветом, он набрал породы больше обычного. Летит, еле удерживает своими когтями де­рюжину. Где-то внизу громко закукарекал петух. Лапа у Черта дрогнула, один конец дерюжины выскользнул из нее, и камни полетели наземь, упали посреди степи. С тех пор-де и виднеются там эти темные нагромождения дикого камня, схожие со степными могилами. И люди назвали их Камен­ными Могилами». Дума о Каменных Могилах // Костыря И.С. Думы о Донбассе: в двух частях. – Донецк: ЧП «ЦСО», 2007. – С. 33-41.

ЛЕГЕНДА О СВЯТОГОРЕ. «…Встретился, говорят, однажды богатырь Святогор с пече­негами. Много их было, а он один. И завязалась битва меж ними. Долго длилось ожесточен­ное сражение. Немало печенегов полегло от большого Святогорового меча. А он, раненый, продолжал биться. Но вот вражья отравленная стрела впилась в тело богаты­ря... Святогор ощутил слабость во всем теле... Понял великан — пришел конец. Поглядел на белый свет: на высокие меловые кручи-горы, на голубые воды Донца, склонился к гриве своего верного гри­вастого друга и тихо сполз с него, лег под скалой над Северским Донцом. Там и опочил. А местность эту люди назвали его именем — Святогорьем». Дума о Святых горах // Костыря И.С. Думы о Донбассе: в двух частях. – Донецк: ЧП «ЦСО», 2007. – С. 91-98.

ЛЕГЕНДА О ЗОЛОТОМ КОЛОДЯЗЕ. «Пивал из него и царь Петр Первый, возвращаясь из последнего, на сей раз удачного, победного, Азовского похода в 1696 году. Крестьяне, а может, и сам помещик, обрадованный неска­занному гостю — как же, сам царь-батюшка препожаловал в его поместье! — преподнесли Петру Первому самое дорогое, что у них было — чашу целебной воды. Ибо давным-давно убе­дились в ее чудодействе — никто ни разу за все время пребы­вания здесь животом не маялся. Выпил царь келех залпом и зажмурился от неожиданнос­ти — уж больно студеной, до ломоты в зубах, оказалась води­ца, аж дух перехватило. Но и вкуса была редкого, невероятно мягкая и чуть ли не сладкая, прямо сама пьется, сколько ни пей. Наконец Петр протер по-щегольски задиристые усы, рас­пахнул во все зеньки свои большущие глазища и выказал бе­лые крепкие зубы в предовольной, по-детски счастливой улыбке. И выдохнул: — Ах, золотая водица! Достал из подсумка талер золотой, монету немецкого производства, поскольку российских-то покуда не начеканил— царствовал всего десять лет каких-нибудь, да и то не один, а до нынешнего, победного и потому торжествующего его славу года вместе с братом Иваном, — достал и бросил в криницу, громогласно присказав: — Быть ему отныне Золотым Колодезем! С тех пор так и прижилось это название — Золотой Ко­лодезь». Дума о Золотом колодязе// Костыря И.С. Думы о Донбассе: в двух частях. – Донецк: ЧП «ЦСО», 2007. – С. 108-121.

ЛЕГЕНДА О ДОНЕЦКОМ КРЯЖЕ. « О том, что поверх Донецкого кряжа некогда сплошь плеска­лось море, оставив на воле лишь его закраины, свидетельству­ют и легенды, и находки географов и геологов. В совокупности своей они предстают как бы легендами-былями, в которых порой и не отличишь правды от вымысла. Ими-то и богата ис­тория Донецкого кряжа. Случилось это в дремучую старину, еще в те времена, ког­да здешняя местность, на которой мы живем нынче, была мор­ским дном. У самого моря, на высоком скалистом обрыве стояла ма­ленькая хатка. И жил в той хатке ста­рый-престарый, как этот мир, рыбак со своей внучкой. Вышла девушка на своем челне одна в море. Глядь, откуда ни возьмись, появилась стая акул. И тут, словно бы из-под воды вырос, объявился рядом с нею парень-здоровяк. Размахнулся своей долбней, ахнул по голове одну акулу, она и ко дну пошла, еще взмахнул — и вто­рая только хвостом всплеснула, утопая. Когда последняя исчезла в морской пучине, парень подплыл поближе к девушке, усмехаясь, по­клонился... ...С тех пор минуло много-премного времени. На том месте, где плескалось море, якобы у его когдашней кромки высится Дружковская гора. В давно выработанном в ней карьере, где добывали камень-известняк, песчаник, археологи нашли це­лое скопище акульих, не тронутых временем, зубов. Скелеты рыб истлели, а зубы, покрытые крепкой эмалью, сохранились». Дума о Донецком кряже// Костыря И.С. Думы о Донбассе: в двух частях. – Донецк: ЧП «ЦСО», 2007. – С. 141-144.

ЛЕГЕНДА О СОЛИ. «Гадючий вырей, загадочный их край или земной рай — не то, что птичий. Пошла немощная девка в лес и провалилась в этот вырей. Провалилась, упала па дно, а гадюки как зашипят. И лежал там особняком серый камень. Вот какая гадюка ни подберется к нему, то и лизнет, и лизнет тот камень. И тут же убирается в сторону, да куда проворнее, чем подходила. А та, старшая, возле той дивчины так и вьется да кланя­ется, кивком головы показывает, чтоб и она тот камень лиз­нула. — Я, — рассказывала потом дивчина, — долго крепи­лась: аж девять дней! А потом и сама лизнула. И враз оклема­лась и голод пропал — даже есть не хочется. Кто знает, возможно, серый камень и был первообразом того «лизунца», который делается из каменной соли для жи­вотных и поныне». Дума о соли// Костыря И.С. Думы о Донбассе: в двух частях. – Донецк: ЧП «ЦСО», 2007. – С. 181-226.

ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ УГЛЕ. «Однажды бродил охотник по дикой степи, по балкам и выбалкам, по овражным перелескам в поисках добычи. Уже и подустал малость. Снял с плеча добытого на охоте зайца, тетерева, пойманного сельца­ми, рогожную торбу с несколькими окуньками, которых он поймал горстями на мелких и узких перекатах в Лугани. А еще на подходе сюда приметил родничок в байраке, к нему он и спустился. Затем начал собирать сушняк для костра. Видит, у подно­жия крутолобого склона балки свежий скат — лисья нора. Однако что за диво: земля, которую выгребала лапами рыжая наружу, какая-то необычная — черная-пречерная с виду, а в ней поблескивают черные камушки, большие и маленькие. Охотник, вернувшись, расчистил старое пастушье кост­рище, обложил его черными камнями, принесенными от ли­сьей норы, высек огонь. Когда сушняк разгорелся, положил на жар завернутого в лопух окуня целиком, а сверху присыпал той же черной землей, чтоб он побыстрее упарился и равно­мерно спекся. И прилег отдыхать ... Через какое-то время кинулся поглядеть на пекшуюся рыбу и страшно удивился: земля и камушки, принесенные от норы, были теперь не черные, а красные, охваченные поверху синими огоньками. Разгреб поскорее костерок, а от окуня одна зола осталась — сгорел вместе с лопушиными листьями. — Ты смотри? — поразился охотник. — Земля горит! Или наваждение бесово? Он посидел, в раздумье и недоумении разглядывая неслы­ханное доселе явление, а потом еще взял из норы тех же ка­мешков, бросил в жар. Сначала задымило слегка, и вслед за­тем сквозь дым выткнулись небольшие языки зеленовато-красного пламени. «Вот так чудасия! — еще больше поразился охотник. — Горит-таки земля!» Быстро набрал в свобод­ную торбу тех камешков и земли черной, подхватил дичь, зай­ца и рыбу, притужил ремень для ходкости и заторопился в слободу, чтобы рассказать односельчанам о невиданной чудо-находке. А перед глазами у него все время было видение не­давно горящей земли». Дума о каменном угле// Костыря И.С. Думы о Донбассе: в двух частях. – Донецк: ЧП «ЦСО», 2007. – С. 226-272.

Эти и многие другие легенды и думы можно прочитать в книге И. Костыря. Думы о Донбассе, которая находится в библиотеке МОУ школы № 115 г.Донецка, а также прочитать на сайте http://bookree.org/reader?file=1336583