12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна12625
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Сочинение-рассуждение «Верно ли, что чтение-лучшее учение?»

Управление образования Брянской городской администрации Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «ГИМНАЗИЯ №5» г. Брянска 241035, г.Брянск, микрорайон Московский, д.56, тел.: 51-65-73, 51-63-41, факс: 51-65-73 E-mail: gum5bryansk@yandex.ru

Сочинение-рассуждение «Верно ли, что чтение-лучшее учение?» Урок развития речи в 7 классе Легоцкая Вера Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска

Формулируем цель урока Развивать умение создавать текст в соответствии с заданной темой и стилем на морально-этическую тему Вспомните, что такое тема? Приведите примеры узкой и широкой темы. Какие стили речи вам известны? В каком стиле мы будем писать сочинение? Почему вы так решили?

Работа ем с эпиграфом Обращение писателя к читателям    Я к вам обращаюсь, товарищи, дети: Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (С. Михалков) Какова роль книги, по мнению С.Михалкова, в нашей жизни? Можно ли стихотворение С.Михалкова взять эпиграфом к нашему уроку? Ответ аргументируйте.

Обсуждаем тему Знаете ли вы, кому принадлежат слова, заявленные в теме? Известно ли вам продолжение этой фразы?   «Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная» Пушкин А.С. Согласны ли вы с мыслью великого поэта?  

Обсуждаем тему На какую роль книги указывает великий мыслитель Просвещения?  

Обсуждаем тему Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению. Фрэнсис Бэкон Читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну. Д. Мартин

Обсуждаем композицию сочинения Вспомните, какова композиция сочинения-рассуждения. 1. Тезис 2. 1-й аргумент 3. 2-й аргумент 4. Вывод Вспомните, что такое тезис. Каким может быть тезис, раскрывающий предложенную тему? Сформулируйте тезис.

Обсуждаем композицию сочинения Что такое аргумент? Какие виды аргументов вам известны? Какие аргументы вы могли бы привести к сформулированному тезису? Книги наделяют человека мудростью, обогащают его словарный запас, они служат воротами в давно минувшие эпохи, знакомят с иными культурами и позволяют заглянуть в сердца других людей.

Информационная обработка текста Внимательно прочитайте отрывок из сочинения вашего сверстника. Из какой части сочинения этот отрывок? Что бы вы сделали бы иначе? Книги наделяют человека мудростью, обогащают его словарный запас, они служат воротами в давно минувшие эпохи, знакомят с иными культурами и позволяют заглянуть в сердца других людей.

Информационная обработка текста Внимательно прочитайте отрывок из сочинения вашей сверстницы. Из какой части сочинения этот отрывок? Что бы вы сделали бы иначе? Сейчас большая часть населения, особенно молодое поколение, свободное время «убивает», сидя за компьютерными играми, праздно проводя свою жизнь, они не интересуются ничем, тем более уж книгами. Что в итоге такие люди получат от  жизни? Ничего! А что если бы эти минуты посвятить чтению? Я уверена, что духовный мир таких людей сразу преобразился бы, стал красочным, ярким, полным жизненных эмоций: любви, дружбы, добра…  

Обсуждаем стиль сочинения Публицисти́ческий стиль функциональный  стиль речи, который используется в жанрах: статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, памфлет, ораторская речь. Публицистический стиль служит для воздействия на людей через СМИ (газеты, журналы, телевидение, афиши, буклеты).

Языковые особенности публицистического стиля Лексика Сочетание книжной лексики с разговорной и просторечной. Применение общеупотребительной лексики с новым расширительным значением. Широкое использование неологизмов, индивидуально-авторских слов. Употребление иноязычной лексики, интернационализмов. Большая активность оценочной лексики. Использование крылатых слов, пословиц и поговорок. Широкое использование собственных наименований, аббревиатур.

Языковые особенности публицистического стиля Синтаксис Употребление сложных предложений и простых, осложненных обособленными членами, вводными словами и предложениями в сочетании с неполными предложениями. Широкое применение побудительных и вопросительных предложений. Употребление простого глагольного сказуемого, выраженного устойчивыми глагольными сочетаниями, личным глаголом для обозначения обобщенного действия. Своеобразное использование однородных членов: соединение парами, повтор, градация. Предпочтительное использование сложноподчиненного предложения среди других видов сложного предложения.

Языковые особенности публицистического стиля Использование образных средств Широкое употребление образных средств с ярко выраженной эмоциональной оценочностью. Использование средств словесной образности: тропов (постоянных для газетной речи метафор, метонимии, олицетворений, парафраза и т. д.) и фигур (антитезы, параллелизма, инверсии, анафоры, эпифоры и т. д.). Намеренное «столкновение» книжной лексики с разговорной и просторечной в целях создания экспрессивности.

Языковые особенности публицистического стиля Способ изложения Сочетание обобщенности и авторской индивидуальности в изложении: - использование форм 1-го и 3-го лица в обобщенном значении; - автор-повествователь  выступает как обобщенное лицо; - обобщенность  и  понятийность изложения; -  обобщенность и открытая оценочность изложения. Адресованность речи широкому кругу читателей, что требует простоты, ясности и точности изложения. Аргументированность изложения. Фактологичность изложения.  

Продумайте план, запишите ключевые слова к каждому пункту плана

Пишите сочинение согласно плану, четко, разборчиво