12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Елена Ивановна2183
Работаю учителем начальных классов в замечательной школе поселка Первомайский Республики Коми более 20 лет.
Россия, Коми респ., п.Первомайский

Презентация «Формирование самооценки младших школьников»

Что такое самооценка? Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, именно с младших классов мы учим оценивать самого себя.

Основные функции самооценки: - констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?); - мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца); - проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…)

Оценка - определение и выражение в условных знаках — баллах, а также в оценочных суждениях педагога о степени усвоения учащимися знаний, навыков, умений, установленных программой, об уровне прилежания и состояния дисциплины Планируемые результаты введения новой системы оценки: Обеспечение связи между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; Уточнение и конкретизация общего понимания личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки; Создание содержательной и критериальной основы для разработки программ учебных предметов, курсов и внеурочной деятельности; Получение общей и дифференцированной объективной информации о процессе преподавания и процессе обучения в школах всеми участниками образовательного процесса; Обеспечение обратной связи между учителем, обучающимися и родителями;

Виды оценки внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме– мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др). субъективные, или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; с целью получения информации. интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения. самоанализ и самооценка обучающихся. словесная характеристика (оценка) и знак фиксации результатов (отметка) в 5-ти балльной системе, адаптированной к уровням успешности

Если ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок. 1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение. Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов. Например, смайлики или кружки с цветами светофора.

Учимся сравнивать цель и результат. Учимся сравнивать цель и результат. Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы. Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы: – Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.) – Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка  обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.) 2-й шаг (через 2–4 недели).

Устанавливаем порядок оценки своей работы. Устанавливаем порядок оценки своей работы. К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения. В качестве «награды» за решение задачи учитель, например, может предложить ученику в тетради или в дневнике нарисовать кружок и закрасить его определённым цветом. 3-й шаг (примерно через месяц).

4-й шаг. Учимся признавать свои ошибки. Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки кружок в тетради или дневнике («награда» за решение задачи) либо закрашивается не полностью , либо другим цветом.

5-й шаг Учимся признавать свою неудачу. Далее учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В дневнике или в тетради это может (с согласия ученика) обозначаться определённым цветом кружка.

6-й шаг Используем умение самооценки. Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них (с опорой на схему).

1-й шаг.  1-й шаг.  Предложить ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого провести беседу по следующим вопросам: «Вы уже опытные ученики, скажите, как лучше: чтобы вы сами научились оценивать свои результаты или чтобы всегда это за вас делали другие?», «С чего начнем оценивать свою работу?», «Что сделаем после этого?» и т.д. Обучение правилу «Самооценки».

По итогам в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется алгоритм самооценки из основных пунктов: По итогам в виде опорного сигнала (рисунков, ключевых слов) оформляется алгоритм самооценки из основных пунктов: 1) В чём заключалось задание? 2) Удалось получить результат? 3) Полностью правильно или с ошибкой? 4) Полностью самостоятельно или с помощью? (далее – кроме 1-го класса) 5) Какую сам поставишь себе отметку? 2-й шаг

Время для развития умения самооценки 1-й шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое на весь материал, использовать на выработку у учеников умения самооценки. 2-й шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного или изучение нового) для использования алгоритма самооценки. 3-й шаг. Выбрать простое задание, после выполнения которого одному из учеников будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму

Оценку определяют учитель и ученик сообща! Если мнение учителя и ученика расходятся , у ученика есть право оспорить отметку учителя. В данном случае оценивание рассматривается по алгоритму и вместе приходят к общему мнению.  Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. Равный и честный разговор способствует выработке адекватной самооценки. Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки. Правило определения самооценки:

Правило: «Одна задача – одна отметка». Правило: «Одна задача – одна отметка». За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным умением, определяется и по возможности ставится отдельная отметка. Ученик дважды на уроке решал разные задачи (выполняя задания на разные умения) – ставятся две отметки. Ставить среднюю отметку за урок или за всю контрольную работу (из разных заданий) – нецелесообразно, так как в ходе решения разных задач урока или контрольной работы ученик демонстрировал разные умения, значит, по каждому из них – разные уровни своей готовности. При выведении одной отметки все эти различия исчезают. Если часть заданий выполнена блестяще, а часть – не выполнена, то при усреднённой отметке ученик лишается ситуации успеха, а учитель (отдав работу ученику, забыв содержание урока) – лишается информации о том, какие именно типы заданий вызвали у ученика трудности, над чем ему ещё необходимо поработать. Выставляются в – «Таблицу образовательных результатов» и «Портфель достижений» Оценки (в т.ч. в форме отметок) необходимо фиксировать и накапливать в таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и в портфеле достижений.   Как выставлять отметки

1 шаг. 1 шаг. Учитель перестаёт сокращать предметный материал . 2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается. После фразы учителя «оцените свой ответ», ученик говорит «цель достигнута, ошибок нет- «5», «цель достигнута, есть ошибки или подсказки - «4», если цель не достигнута - мне нужна помощь, я не справился. Использование сформированного умения самооценки