12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бадалина Галина Ивановна1656
1

Статья на тему «Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы»

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ.

 

Бадалина Галина Ивановна, ГБПОУ «Профессиональное училище № 44», преподаватель

 

Любому шагу урока отвечают собственные функциональные способы изучения. В начале урока, на стадии вызова, мотивации, актуализации познаний возможно применить рассмотрение  творческой работы, «мозговой штурм» (индивидуальный, парный, массовый, фронтальный), притчу, игру, синквейн.

На этапе подачи нового материала уместны будут различные формы дискуссий, изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица), продвинутая лекция (в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией), форма группового взаимодействия «большой круг».

На этапе рефлексии – эссе, мини-сочинение, глоссарий (составление словаря), юмористический рассказ, сказка, незаконченное предложение.

Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий. При их применении студенты активно работают, размышляют, сравнивают, анализируют, расширяют свой кругозор. Основными составляющими активного метода обучения является анализ конкретных ситуаций: творческих заданий, электронных презентаций, метод проектов, обучающие игры и т.д. Остановлюсь на них. Наивысший уровень активности наблюдается в тех случаях, когда обучающийся сам формулирует проблему, выдвигает предположения, доказывает свою точку зрения и проверяет правильность собственных решений и выводов. Решение различных типов проблем связано с умением соотносить, например, такие языковые категории: лексическое значение слов, фразеологизмов и их роль в речи, специфические особенности языковых средств и их употребление в зависимости от задач и условий общения (при изучении стилистики); слово и процесс его образования (при изучении словообразования); интонационно- смысловые и интонационно- семантические особенности предложения и знаки препинания (при изучении пунктуации).Обязательно включается в занятие работа по исправлению текстов или исправлению ошибок в предложениях. Прежде чем найти правильный ответ, обучающиеся должны сами найти правила и указать ошибки в тексте. На данном этапе обучающиеся становятся активными. У них развиваются исследовательские умения и системное мышление. Исследовательский метод помогает выработать навыки творческой работы, развивает внимание, умения анализировать, обобщать, делать выводы, формирует способность к суждениям и их аргументации. Я хочу представить некоторые методы, адаптированные к применению и используемые мною у студентов, осваивающих программу 10-11 классов. [1]

На этапе инициации (начало урока) чаще всего использую метод “Пусть говорят”. Я озвучиваю эпиграф урока, слова выдающихся людей и прошу учащихся ответить на вопрос: “Как вы понимаете эти слова?” Эпиграф я выбираю неслучайно. Он должен отражать или содержание урока, или деятельность учащихся на занятии. Затем предлагаю студентам придумать свой эпиграф, так чтобы он означал тоже, что и авторское изречение.

Метод “Посвящается уроку”. Озвучиваю приветствие собственного сочинения, свои пожелания и прошу студентов сочинить свое приветствие, используя первую строку моего приветствия, пожелания.

На этапе вхождения или погружения в тему обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока, сообщают цели урока. Здесь я использую такие методы, как  “Незаконченная фраза”.

На рубеже рефлексии я использую такие активные методы как:  

Метод “Мудрый совет”. Группа обучающихся пишет в конце урока совет тем, кто ещё не совсем понял тему урока, либо пишут напутствие на выполнение домашнего задания.

Метод “Итоговый круг”. Педагог даёт минуту. Подготовленные члены группы встают в круг, задают вопросы обучающимся других групп, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу). Этот метод помогает эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для преподавателя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что студенты усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от обучающихся позволяет педагогу скорректировать урок на будущее.

Метод “Дневник истории”. Студенты, у которых на уроке что-то получилось впервые, делают запись в этот дневник, фиксируют свои открытия.

На занятиях литературы обширно применяю коммуникативно- групповой метод обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Самые эффективные из них занятие - дискуссия, занятие - игра, занятие - презентация и занятие - представление. Основа занятия - презентации изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, фотографиями. Информационные технологии стали надежными помощниками преподавателя. Каждой группе обучающихся дается план работы по теме, обсуждаются цели, задачи, содержание. Все подобранные материалы объединяются в одну общую презентацию. В ходе урока такая презентация демонстрируется. Можно дать такое групповое задание: выбрать понравившееся стихотворение М.Ю. Лермонтова, оформить иллюстративно (подобрать зрительный образ из галерей художников) и озвучить (подобрать музыкальное сопровождение). Групповые презентации используются также на занятиях - семинарах. В презентациях используются разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаются обучающимся дополнить или создать одну из недостающих частей. Построение таблиц, схем в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. При выполнении домашнего задания предлагается найти учебный материал в Интернете: подготовка словарной работы, создание докладов и рефератов, подборка терминов или определений по данной теме.

Одним из способов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающий в себе глубокий литературоведческий анализ.

Применение на уроках русского языка и литературы активных форм и методов обучения наилучшим образом активизируют творческое развитие обучающихся на уроке, способствует обеспечению необходимых условий для активизации познавательной деятельности каждого обучающегося, предоставляют каждому возможность для саморазвития и самовыражения.


 

Список литературы

Лернер И.В. Пути совершенствования методов обучения М: Народное образование, 2012.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.