12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нестеренко Светлана Николаевна23
Россия, Краснодарский край, станица Балковская


Активные приёмы работы, способствующие повышению мотивации, при обучении русскому языку в средней школе

Учебная мотивация оказывает большое влияние на эффективность обучения, на развитие личности учащихся и, конечно, повышает успеваемость школьников. Педагогов и психологов всегда интересовал вопрос о том, как снизить тревожность и как повысить мотивацию учебной деятельности. Важное значение имеет развитие учебной мотивации на этапе перехода в среднюю школу, когда успеваемость многих учащихся по сравнению с начальной школой снижается.

Особый вклад в разработку проблемы мотивации учебной деятельности внесли работы М.Р. Гинзбург, Н.Ц. Бадмаевой [1], А.К. Марковой, Т.А. Матис, А.Б. Орлова [2], М.В. Матюхиной [3], и др. По мнению А.К.Марковой, мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, претерпевают изменения: интерес к конкретным фактам сменяется интересом к закономерностям. Познавательный интерес в среднем возрасте отчетливо приобретает ненасыщаемый характер, т. е. возрастает по мере удовлетворения. Он реализуется как в самостоятельном интенсивном приобретении знаний, так и во внешкольных занятиях. «Намечается интерес к способу приобретения знаний. Познавательные интересы в среднем школьном возрасте становятся более избирательными, устойчивыми» [4].

Общий уровень мотивации школьников связан с учебными и позиционными мотивами. Игровые мотивы учебной деятельности учащихся связаны с тревогой по поводу оценок, даваемых окружающими, и низкой физиологической приспособляемостью организма к стрессовым ситуациям. Позиционные мотивы имеют прямую связь с различными показателями школьной тревожности (со страхом самовыражения, со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих, с проблемами и страхами в отношениях с учителями, с общим уровнем тревожности в школе) и обратную связь с получением отметки, с учебными и социальными мотивами. Таким образом, необходимо снизить показатели тревожности, формируя учебные и социальные мотивы обучения.

Какие же приёмы работы могут помочь развитию мотивации детей при обучении русскому языку? По моему мнению, те, которые снизят личностную тревожность. Дающим положительный результат считаю применение в практике обучения технологии «Коллективно-взаимного обучения». Эта технология может быть использована на всех этапах урока.

На этапе актуализации знаний приём «Ты мне – я тебе!» позволяет не только отработать ранее изученный материал, установить осознанность его понимания, но и выявить места и причины затруднения. Этот приём помогает вовлечь учащихся в процесс активного взаимодействия. Каждый из ребят, работая в паре, желает показать, что усвоил. А значит, стремится лучше подготовиться к уроку.

На этапе открытия новых знаний ребята с интересом составляют Интеллект-карты. Эта работа необходима для того, чтобы при решении проблемы учащиеся активно мыслили, ведь это приводит не только к прочности и глубине знаний, приобретенных самостоятельно, но и к умению ориентироваться в любой ситуации и самостоятельно находить пути решения любой проблемы. На данном этапе необходимо создавать ситуацию успеха, чтобы каждый, в том числе и слабоуспевающий, почувствовал, что сможет понять новую тему, подобрав для себя опоры-помощники, которыми он воспользуется при ответе. Есть опора-помощник – есть уверенность, что всё получится!

На этапе закрепления считаю оправданным, дающим положительный результат применение приёма «Карусель» этой технологии, когда обучающиеся многократно возвращаются к материалу, что способствует запоминанию, расширению знаний и при знакомстве с новой темой. Приём «Карусель» состоит в том, что, разбившись на пары, ребята друг другу объясняют тот материал, который рассматривали дома. По команде «Карусель» пары меняются, двигаясь по часовой стрелке до того момента, пока каждый не вернётся на своё место. Во-первых, материал многократно повторяется, во-вторых, нет страха перед ответом, потому что отвечаю товарищу, в-третьих, появляется уверенность, а с ней и мотивация на успех, что и служит повышению успеваемости.

Применять эту технологию можно при изучении нового материала, расширении знаний по какой-либо теме, при повторении. Каждый школьник в процессе коллективно-взаимного обучения участвует в обсуждении информации с партнерами. Кроме этого, здесь действует принцип, установленный психологами: прочитанный материал усваивается на 20-30%, услышанный – 30-40%, а использованный на практике усваивается на 50-70%. Обмен информацией, идеями, собственным опытом, быстрое обсуждение - все это создает именно те условия, при которых совершенствуются навыки, включается в работу память; каждый ученик чувствует себя более свободно; несмотря на то, что обучение коллективное, способ деятельности для каждого индивидуальный; формируется умение ребенка работать в коллективе. Это и есть преимущество этого способа обучения, усиливающего мотивацию даже слабоуспевающих учащихся.

На уроке необходимо создавать условия, требующие от учащихся пробы своих возможностей самоопределения, самоутверждения. Для этого предлагаю детям разноуровневую самостоятельную работу, выбрав для себя категорию сложности задания «Зелёный-Синий-Красный» (соответствующую уровню 3-4-5). Ребёнок знает, что, выбрав зелёную карточку, соответствующую уровню 3, и освоив её, он всегда сможет пойти дальше, взяв задание следующего цвета. Результаты работы соответствуют ожиданиям.

Все эти приёмы технологии «Коллективно-взаимного обучения» помогают снизить тревожность, а значит, формируют учебную мотивацию, которая в итоге способствует повышению качества знаний.



Использованная литература

1. Гинзбург М.Р., Бадмаева Н.Ц. Диагностика учебной мотивации школьников и студентов: методические рекомендации. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. 175 с.

2. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 212 с.

3. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.

4. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. — М., 1983. — С. 69–87



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.