12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Петровна Чумак23
1

Актуальные вопросы комплексной работы с текстом на уроках русского языка как основа формирования сильной языковой личности

Актуальные вопросы комплексной работы с текстом

на уроках русского языка как основа формирования сильной языковой личности


Чумак Е.П.,

учитель русского языка литературы

ГОУ ЛНР «Лутугинская специализированная СШ»


Аннотация: В статье освещаются актуальные вопросы, связанные с организацией комплексной работы с текстом на уроках русского языка, позволяющие оптимизировать процесс подготовки обучающихся к ГИА, развивающие творческий потенциал обучающихся, направленные на формирование сильной языковой личности.

Ключевые слова: работа с тестом, комплексный анализ, сильная языковая личность, исследовательский метод, стилистический анализ текста.

Постановка проблемы: организация комплексной работы с текстом, направленная на формирование сильной языковой личности.

Цель статьи: осветить актуальные вопросы организации комплексной работы с текстом.

Современное общество предъявляет новые требования к выпускникам школ. Они должны уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различного рода информацией; быть коммуникабельными и уметь адаптироваться в меняющихся условиях жизни.

Задача учителя заключается не только в том, чтобы подготовить выпускников к успешной сдаче ГИА, но и в том, чтобы помочь ученикам развить учебную мотивацию и оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.


Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего общего образования Луганской Народной Республики ставит перед филологами важные задачи, связанные с формированием сильной языковой личности. Для решения поставленной задачи важными условиями являются обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета.

Анализ результатов ГИА по русскому языку выпускников и ГИА за курс основной школы свидетельствует о недостаточности уровня сформированности ряда речевых умений и навыков, лежащих в основе интеллектуальной компетенции обучающихся.

Работа над данной проблемой для творческого учителя начинается, как правило, с ознакомления с основными положениями ученых-лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков: Ф.И.Буслаева,

И.И. Срезневского, А.Д.Дейкиной

Стержневой методологической идеей является мысль о необходимости использования текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.

Это должна быть кропотливая, осознанная, системная работа, которая начинается уже в среднем звене. Она осуществляется не только на уроках развития речи, но и на каждом уроке при изучении морфологии, лексики, синтаксиса и других разделов лингвистики, когда на уроке предлагается текст, а к нему система заданий, ориентированных как на тему данного урока, так и на глубокое понимание содержания текста, его структуры, языковых особенностей.

На уроках русского языка я успешно использую тексты из Сборника диктантов и Сборника изложений под редакцией С.В.Вылиток. Важно отметить, что материал этих текстов может использоваться обучающимися, помимо их основного предназначения, в качестве аргументов при написании сочинений-рассуждений. Готовясь к ГИА, старшеклассники проводили комплексную работу с текстами сборников, затем мы решили объединить тексты в тематические группы: «Человек и природа», «Наши великие соотечественники», «Мир науки», «Литературные биографии», «Родной язык», «Воспитываем себя». Все это создает возможность соединить в единый комплекс образовательные, практические и воспитательные задачи, развивать творческий подход старшеклассников к процессу обучения. В сочинении по предложенному тексту проверяется не просто способность обучающихся находить разрозненные олицетворения и метафоры, а умение видеть как совокупность всех изобразительно-выразительных средств языка (в том числе фонетических, морфологических, лексических, синтаксических, стилистических способностей) способствует выражению главной мысли (идеи) текста, характеризует замысел автора. Таким образом, проверяется умение понимать не значение отдельных слов и предложений в тексте, а смысл этого текста в целом. При этом ученик должен не только осознать, но и сформулировать в сочинении основные положения, прочувствовав (эссе) и оценив (рецензия) их.

В практике работы над исходным текстом использую план-памятку:

1. Прочитайте тест и составьте план к нему.

2.Сверьте пункты плана с текстовой информацией.

3. Кратко ответьте на поставленные вопросы:

- как можно озаглавить текст?

-какие проблемы затронуты в тексте?

-какая основная идея писательского высказывания?

- выразите свое отношение к проблеме, поднятой автором.

4.Какое утверждение верно (неверно) .

6.Убедите оппонента, приведя аргументы из личного опыта.

7. Вспомните произведения русской классической литературы, в которых бы рассматривалась такая же проблема.

В моей педагогической деятельности приоритетными целями являются как интеллектуальное и речевое развитие обучающихся, так и формирование навыков общения, повышение качества знаний обучающихся на основе работы с текстом.

Следовательно, стратегия деятельности учителя должна быть направлена на углубление знаний обучающихся о тексте как единице речи, совершенствование умений и навыков различных видов анализа текста, формирование навыков исследовательской работы, практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм и стилистических особенностей.

Так как комплексный анализ текста (особенно в старших классах) предполагает наличие опыта работы обучающихся, связанного со стилистическим анализом текста, остановлюсь на некоторых аспектах этой работы.

Умение определять стиль текста - это первый уровень усвоения стилистики, начальный этап овладения понятием стиля.

Преподавание русского языка в школе решает две главные взаимосвязанные задачи. Одна из них состоит в том, чтобы воспитать подготовленных слушателей и читателей.

Вторая - связывается с необходимостью научить школьников свободно пользоваться родным языком, воспитать подлинных носителей образцовой речи. Умело использовать средства языка можно только при условии знания его ресурсов. И здесь, конечно, не обойтись без знания стилистики.

В школьном курсе русского языка наряду с фонетикой, лексикой, грамматикой изучается также культура речи и стилистика.

О стилистических достоинствах текста говорится при рассмотрении исходного материала для выполнения письменных работ: изложений и сочинений по предложенному тексту. Опора на стилистику необходима и на занятиях по литературе и в процессе анализа художественного текста.

Как показывает практика работы в классах филологического профиля, схему стилистического анализа текста можно расширить, включив ряд пунктов, отражающих последовательное доказательство стилистической и жанровой природы текста:

Стиль, подстиль и жанр текста.

Сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован.

Основные функции текста (общение, сообщение, воздействие).

Характер адресата с учетом стилистических особенностей текста.

Тип мышления, отраженный в тексте (конкретный, обобщенно-абстрагированный, образный).

Форма речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог).

Стилевые черты текста (с учетом его стилистической принадлежности).

Языковые приметы стиля, отраженные в тексте.

Образ автора и цель его текстовой деятельности.

Индивидуально-авторские стилистические особенности на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.

Таким образом, работа по стилистике на уроках русского языка должна быть направлена на достижение воспитательной, образовательной, информационной целей и на формирование компетенций обучающихся.

Развитию интеллектуальных способностей и формированию сильной языковой личности способствует использование элементов современных образовательных технологий и методов.

В своей педагогической деятельности я с успехом применяю исследовательский метод, который обеспечивает творческое применение знаний, позволяет приобретать опыт творческой деятельности, формирует интерес к исследовательской работе.

Хочу отметить, что проведение исследовательской работы в области русской словесности, особенно в классах среднего звена обучения, в классах невысокого потенциала, - непростая задача. Мой опыт работы показывает, что тема исследования зачастую находится в заданиях творческого и поискового характера, помещенных в учебнике.

Микроисследования предполагают формирование у обучающихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада), развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос, сочинение на лингвистическую тему, исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры.

Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания этой группы расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к обучающимся в процессе обучения русскому языку.

Мои ученики - активные члены школьного научного общества «Эврика». В зависимости от объекта исследования ученические работы по русской словесности, подготовленные и успешно защищенные обучающимися, можно разделить на следующие виды:

1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя. Например: «Роль эпиграфа в художественном произведении».

2. Работы, предполагающие интеграцию литературы и языка, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Особенности лексического строя стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», «Жанры СМИ. Реклама», «Речь и имидж делового человека», «Названия вокруг нас».

3. Работы, связанные с историей языка. Например: «Потерянные буквы русского алфавита», «Происхождение слов Русь, Россия, русский».

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с текстами разных стилей, применить имеющиеся умения анализировать текст. Приобретенный мной опыт за годы руководства ШНО «Эврика» и исследовательской деятельностью обучающихся в области русского языка и литературы с успехом используется моими коллегами.

Выводы: Такие подходы в преподавании предмета трудно переоценить. Они позволяют обучающимся самостоятельно работать с текстом, способствуют обогащению читательского и языкового опыта, формированию оценочной позиции, развивают коммуникативные способности, формируют культуру учебного труда, предопределяют профессиональный выбор старшеклассников и их дальнейшую социализацию.

Список использованной литературы

1.Буслаев Ф. И.  Преподавание отечественного языка / Ф. И. Буслаев. – М.: Просвещение, 1992. – с 27, с 67.


2.Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Универсальные дидактические материалы по русскому языку (6-7 кл.). – СПб: Питер Паблишинг, 1997.


3.Государственная итоговая аттестация по русскому языку ХI класс: Сборник изложений /сост. Вылиток С.В.. – Луганск, 2015.


5.Государственный образовательный стандарт основного общего и среднего общего образования Луганской Народной Республики.


6.Срезневский, И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте [Текст]. — М. : КРАСАНД, 2010. — 120 c.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.