12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72140
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»


 Разработка занятий. Млекопитающие. Рекорды природы.


Пояснительная записка

Занятие кружка «Я познаю мир » 3год обучения

Возраст: 9-10лет

Тип занятия - Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Занятие разработано:

Н. Е. Макарова «Животные. Рекорды природы» Серия основана в 2000году.

Н. Непомнящий ; Энциклопедии; Издательский дом: Вече; 2008год

Основой занятия – Является беседа, сообщения воспитанников с просмотром видеоматериалов и презентации.

Авторские продукты: видеоматериал и презентация (Gif) по теме.

 Необходимые технические средства и материалы для проведения занятия: Мультимедийный проектор, компьютер, онлайн трансляция видеоматериала с Сайта YouTube

Методы и приемы: репродуктивный, интерактивный, проблемный, диалогический,

 Деятельность воспитанников: фронтальная, парная,

Технологии: ИКТ, личностно-ориентированная, здоровье сберегающая.

Основные принципы при проведении занятия:

применение различных форм групповой работы;

не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального фона занятия;

создание условий для общения учащихся как основы внутренней мотивации к учению;

уважительное отношение к детскому знанию и незнанию;

оценка не только знаний, но и стремления к ним, находчивости;

Цель – создание условий для формирования склонности обучающихся для самостоятельного приобретение недостающих знаний из разных источников эффективного использования ресурсов ДОД в интересах детей.

Задачи:

Образовательные:

- расширять знания о природе на основе глубокого и прочного освоения учебного материала;

-обрабатывать, обобщать и анализировать полученную информацию;

Развивающие:

- развить способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемую информацию;

формировать эмоционально-эстетического и нравственного восприятия природы, памяти и внимания;

создавать необходимых условий для развития творческой личности и выработки у каждого воспитанника жизненной позиции;.

Воспитательные:

- воспитывать ответственного отношения к окружающей среде;

- формировать чувство ответственности за судьбу родного края, развитие культуры в формирование умений, навыков, приёмов исследования условий существования животных;

- развитие чувств коллективизма и коммуникативных навыков в общении.

Структура занятия

Первичное усвоение. (Просмотр видеоматериала, презентации)

Осознание и осмысление . (Беседа)

Индивидуальные сообщения обучающихся по теме

Первичное закрепление

Рефлексия и подведение итогов занятия

Анонс занятия

k1591506345.gif

ГРЫЗУНЫ

Грызуны — преимущественно растительноядные живот­ные. Число грызунов очень велико, по мнению мно­гих систематиков — около 1700 видов, что составляет 2/5 всех млекопитающих.

В отряде грызунов около 30 семейств. Сейчас его обычно разделяют на 3 подотряда: белкообразные (белки, суслики, сурки, бурундуки, бобры и др.), мышеобразные (мыши, крысы, хомяки, полевки, тушканчики и др.) и дикообразные (дикобра зы, иглистые крысы, морские свинки, водосвинки, агути и др.). Продолжительность жизни этих животных колеблется от 2 до 22 лет.


Презентация Бобры


Презентация Бобры
PPT / 55.77 Мб

БОБРЫ

Бобры обитают в тех местностях Старого и Нового Света, где находятся обильные реки. В Европе встречаются весьма редко. Эти грызуны завоевали себе славу четвероногих инже­неров, так как строят из срезанных собственными зубами стволов деревьев и веток плотины, удерживающие воду на уровне, необходимом для затопления выхода из бобровой хат­ки. Они уже давно пользуются всеобщим уважением и не только стали символом трудолюбия и упорства, но и многому научили людей, которые позаимствовали у них некоторые приемы и инженерные решения в строительстве плотин.

Пять миллионов лет назад предки бобров могли посоперничать с самим медведем. Современные бобры, конечно, гораз­до меньше. Взрослый бобр весит 20—30 кг при длине 1,2 м. От холода его спасает густой слой жира и густая прекрасная шерсть, которую он содержит в образцовом порядке, расчесы­вая ее или же смазывая для водонепроницаемости маслянис­тым веществом своих желез. На задних лапах у него есть пла­вательные перепонки, связывающие все 5 пальцев. Толстое и неуклюжее туловище расширяется к хвосту, широкому и плоскому, который служит животному рулем при плавании и нырянии, а также опорой, когда он сидит. Уши небольшие и скрыты в шерсти; во время ныряния слуховые отверстия за­ крываются. Подвижные мясистые ноздри тоже могут плотно смыкаться, так что вода в них не попадает. Благодаря таким приспособлениям бобр может проводить под водой до 15 минут! А отталкиваясь от воды сильными задними лапами, он разви­вает скорость до 10 км/ч! Его передние, довольно маленькие лапы лишены перепонок, зато вооружены длинными сильными когтями для копания. Плавая, бобр сжимает передние лапы в кулачки и отталкивает ими всякие помехи. Ими же он носит ветки и глину, прижимая их к груди и нижней челюсти.

Из пяти чувств у бобров наиболее развиты слух и обоня­ние. Питаются они растениями, в основном корой лиственных деревьев. Образ жизни ведут ночной. Живут обыкновенно от­дельными парами и лишь в наиболее уединенных местах со­единяются в колонии. Зимней спячки у них не бывает. На зи­му они запасают ветки под водой, иногда до 50—80 кубометров! Детенышей (3—5, реже — 8) рожают раз в году, в апреле-мае. Через день-два бобрята уже плавают, а через 3 недели едят растения, хотя мать еще некоторое время продолжает кормить их своим молоком.

Бобры, обитающие у большой реки или озера, нередко по­просту выкапывают себе нору в крутом берегу. Но прослави­лись они тем, что перегораживают плотиной ручьи и строят не­доступные для врагов хатки-островки, которые бывают до 2 м высотой. Причем высота такого строения всегда вдвое меньше ширины, а в длину оно тянется на 100—200 м.

Для строительства и питания бобры используют ольху и осину, которая густо растет по берегам рек и озер. Деревья валят, перегрызая ствол. Куски дерева в зубах перетаскивают к месту строительства и втыкают острым концом в дно, а дру­гие — закладывают так, чтобы их не унесло течением. Мало- помалу над рекой поднимается ровный вал из хвороста, для верности придавленный камнями весом в 15—18 кг. Глина, листья и всякий мусор завершают дело.

Специалистов иногда поражают размеры построенных бо­брами плотин, целесообразность выбора места, сложность кон­струкций и разнообразие типов бобровых жилищ. Причем, их строительное искусство, отнюдь, не застывший стереотип. Лю­бопытен такой опыт. Сквозь бобровую плотину у ее основания пропустили дренажную трубку. Вода начала быстро уходить из пруда. Звери забеспокоились и пытались приостановить па­дение уровня воды. Вначале сработали автоматические, тради­ционные навыки: бобры принялись надстраивать плотину, таскать ил на ее гребень. Это, разумеется, не помогло. Тогда зве­ри отыскали торчащий выше по течению конец трубки и по­пытались забить его илом. Но исследователи предусмотрели эту возможность: вода в трубку поступала не только через ее торцовую часть, но и через несколько боковых отверстий. За­мазать их звери не смогли. Тогда они — опять-таки безо вся­кого успеха — длительное время пытались закупорить наруж­ный конец трубки. Уже эти действия зверей были весьма сложными и давали основание полагать, что здесь ученые столкнулись с принципами элементарного мышления. Послед­ний их поступок, по мнению ряда специалистов, не оставляет в этом никаких сомнений. Бобры, в конце концов, нашли един­ственно правильный выход. Они изменили форму плотины так, что ее основание оказалось ниже стока дренажной трубки. Убыль воды прекратилась...

Очевидно, одними инстинктами описанные действия боб­ров не объяснить — в данном случае мы имеем дело с прояв­лением элементарного разума. Такую возможность ученые до­пускали уже давно.

В США однажды обнаружили бобровую плотину 6-метро­вой высоты, хотя ее длина была всего 10 м. А вот около городка Берлин в штате Нью-Хэмпшир нашли плотину длиной 1200 м; в запруде за ней было выстроено 40 бобровых хаток.

В XIX веке бобры чуть не погибли из-за моды на их ши­карный мех. Спасло их то, что мода быстро прошла, и были приняты законы об охране животных. Бобры начали плодить­ся так бурно, что в некоторых районах они превратились в на­стоящих вредителей, затопляя поля, дороги и лесные участки. В таких случаях их приходится отлавливать и переселять в более глухие места, где они могут строить запруды, никому не мешая. Во многих странах мира есть заповедники, где боб­ры устраивают запруды и строят свои хатки.

Закрепление знаний

1.В какой из этих стран обитают бобры:

А) Чили; б) Италия; в) Канада?

2. Правда ли, что для транспортировки брёвен к своим плотинам бобры прорывают небольшие каналы?

3. Как вы думаете, из чего строится хатка?

4. Почему вход в хатку располагается под водой?

Ресурсы и источники информации

Н. Е. Макарова «Животные. Рекорды природы.» Серия основана в 2000году.

Н. Непомнящий ; Энциклопедии; Издательский дом: Вече; 2008год

Дикие животные https://wildfauna.ru/lenivec

Сайт YouTube: видеоматериалы  https://www.youtube.com

Онлайн конвертер https://fconvert.ru/video.

YouTube Панагушина Е.А. https://www.youtube.com/my_videos?o=U




Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (2)

Горбачёва Марина Юрьевна, 07.06.20 в 08:15 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный познавательный ресурс,Елена Аркадьевна!
Пролубщикова Наталья Владимировна, 07.06.20 в 08:44 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Аркадьевна!!! Как всегда, очень интересно и познавательно!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.