12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Янакова Ольга Александровна8161 Воспитание - значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет.
(Джузеппе Мадзини) Россия, Челябинская обл., Сатка Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Авторское многофункциональное пособие (для автоматизации «трудных» звуков и развития речи) «Лягушка-болтушка»
Авторское многофункциональное пособие
(для автоматизации «трудных» звуков и развития речи)
«Лягушка-болтушка»
Состав:
- Короб-экран;
- Пособие «Автоматизация «трудных» звуков»;
- Картотека артикуляционной гимнастики + жетоны;
- Зеркало;
- Логопедическая лягушка-игрушка;
- Комплект предметных картинок (на липучке) на автоматизацию шипящих (ш, ж, ч, щ), свистящих (с, сь, з, зь, ц), сонорных (л, ль, р, рь) звуков;
- Комплект наград и медалей;
- Комплект логопедических тетрадей.
Короб-экран изготовлен из обычной коробки для посылок размером 25 см* 32 см. Коробка обклеена цветной пленкой. На широкую сторону коробки прикреплена панель-экран из фетра с обозначением экрана для работы и 3-х маленьких карманов для размещения дополнительных упражнений-программ. Короб-экран помимо декоративной функции пособия-телевизора носит и практический характер: коробка является хранилищем для всех составляющих его компонентов (пособия, картотеки, зеркала, игрушки-лягушки, комплекта карточек, медалей и наград, комплекта тетрадей).
Цель данного пособия: проведение занятий по автоматизации «трудных» звуков и развитию речи.
Время проведения занятия: 15-25 минут.
Возраст: дети от 4 лет.
Тип взаимодействия: индивидуальная работа (возможна организация занятий небольшими подгруппами).
Автоматизация звука – этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
1. Автоматизация изолированного звука.
2. Автоматизация звука в слогах.
3. Автоматизация звука в словах.
4. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах.
5. Автоматизация звука в текстах, рассказах.
6. Автоматизация звука в стихах.
7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Соответственно и работа с данным пособием представляет собой занятие (целесообразнее индивидуальное), которое проходит в несколько этапов:
Рассмотрим этапы работы с данным пособием на примере автоматизации звука Л.
Ритуальное стихотворение-приветствие:
- Добрый день, лягушка!
- Ква!
(Киваем головой в знак приветствия)
- Комара поймала?
- Два!
(Показываем два пальчика)
- Как дела, подружка?
- Так …
(Показываем большой палец или пожимаем плечами)
- Что в корзиночке?
- Пятак.
(Сжимаем и раскрываем кулачок – показываем ладошки)
- Денежка? Зачем?!
- Коплю,
Платье (книжку и др.) новое куплю.
Асеева И.И.
1. Выполнение артикуляционной гимнастики перед зеркалом для подготовки (акриловое зеркало вставлено в карман короба-экрана, 3 жетона вставлены в кармашки - «программа передач»). Ребенок выполняет 3 рекомендованных для автоматизации подготовительных упражнения. Например, для автоматизации звука Л выполним следующие упражнения: «Вкусное варенье», «Чашечка», «Месим тесто».
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений, определенных положений и развитие силы мышц органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Здесь весёлым помощником педагога и ребенка является логопедическая лягушка-игрушка, которая продемонстрирует артикуляционную позу и раскрепостит ребенка в игре.
2. После выполнения гимнастики работаем над автоматизацией звука в слогах (когда звук поставлен, и автоматизация изолированного звука пройдена) с помощью чистоговорок. Если ребенку трудно повторять чистоговорку целиком, то он проговаривает только ее слоговую часть. Например:
ЛА-ЛА-ЛА – Мила маме помогла,
ЛА-ЛА-ЛА – Мила в лодочке плыла.
ЛО-ЛО-ЛО – ловко вымыла стекло,
ЛО-ЛО-ЛО – светит солнышко светло.
ЛУ-ЛУ-ЛУ – Алла купила пилу,
ЛУ-ЛУ-ЛУ – наточили мы пилу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – у нас новые столы,
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – Мила вымыла полы.
АЛ-АЛ-АЛ – Павел днём не спал.
АЛ-АЛ-АЛ – в углу тёмный подвал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ – пенал упал на пол.
ОЛ-ОЛ-ОЛ – садимся мы за стол …
И т.д.
3. Следующий этап – автоматизация звука в словах. Здесь педагог предлагает разместить карточки-картинки на экране и назвать их. На этом этапе, как и в первых двух, просим произносить звук «утрированно», дольше, громче, чётче, чем обычно это делается в речи. Из карточек создаем своеобразную «звуковую дорожку» и работаем над её «чистотой». И переходим к следующему этапу.
4. Работа над автоматизацией звука в словосочетаниях и простых предложениях. Предлагаем ребенку составить словосочетание и предложение из предложенных слов. Например, кукла, белка, лампа, лук, молоко, дятел, стол, пенал. Белка посадила лук. Кукла любит молоко. Кукла включила лампу. Лампа и пенал на столе. Дятел взял пенал со стола. И т.д.
5. После успешной работы над автоматизацией звука в словах и предложениях можно провести работу с текстом или беседу по картинке. В сборнике представлены небольшие адаптированные тексты для чтения и пересказа. Формат пособия позволяет проводить и беседу по картинке (формата А5), которую можно разместить на экране, вставив в карман.
6. Однако новый звук должен закрепляться не только на занятиях, над звуком необходимо работать и дома, чтобы не сформировался так называемый «синдром кабинетной речи», когда ребенок вне занятия употребляет всё тот же «трудный» звук по-старому. В этом случае можно дать ребенку задание разучить дома стихотворение, например:
Куклу Милу Лида мыла,
с куклы грязи не отмыла.
Но от мыла кукла Мила
полиняла, как могла.
От обиды куклу Лида
обменяла на осла.
7. Вместе со стихотворением в качестве домашнего задания можно дать печатное задание для закрепления звука, можно это задание выполнить и на занятии. Например:
Примечание:
В процессе занятий по автоматизации звука, в принципе, как и в процессе любых занятий, очень важно заинтересовать ребенка, оставить приятное впечатление от проведенного времени и упражнений, воодушевить ребенка на дальнейшую работу. Мотивация – важный толчок для дальнейшей работы, но мотивация должна быть правильной. Следует объяснить ребенку, что говорить правильно и красиво необходимо для того, чтобы общаться и дружить, чтобы рассказывать стихотворения и участвовать в утренниках, чтобы хорошо учиться в школе и быть взрослым. Но и маленькие значки-поощрения никто не отменял, ребенок всегда очень доволен, когда его труды отмечены даже самой простой бумажной медалькой или забавной наклейкой.
В ходе использования данного пособия обнаружилось, что его можно использовать и в ходе упражнений по дифференциации звуков речи (Игра «Поймай звук»). Цель: развитие слухового и фонематического восприятия. Для этого в окошки - «программа передач» помещаем два звука для дифференциации, например З и С, и предлагаем ребенку разместить их на нужном этаже, слова со звуком С напротив «С», слова со звуком З напротив «З»: лиса, зонт, медуза, сумка, сова, ваза.
Лиса, Зонт,
Сумка, Медуза,
Сова, Ваза.
По аналогии проводится игра «Какой звук?» с целью разделить слова в зависимости от того на какой звук начинается (оканчивается) слово: гласный, согласный твердый, согласный мягкий.
По аналогии проводим игру «Посчитай» для определения количества слогов в слове.
Спасибо за внимание!
Картотека артикуляционной гимнастики
PDF / 2.95 Мб
Пособие: речевой материал для автоматизации "трудных" звуков
DOCX / 25.91 Кб
Список использованных источников:
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей (в 4 альбомах)
Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи
Поваляева М.А. Справочник логопеда
Комментарии (30)
сменить сортировкуВ ответ Янакова Ольга Александровна
Я про клей спрошу вечером. Он же греться от лампы будет.
В ответ Янакова Ольга Александровна
В ответ Ирина Анатольевна