12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тройненко Лариса Иннокентьевна357
Россия, Иркутская обл., Усолье-Сибирское

Тройненко Лариса Иннокентьевна

учитель музыки и МХК

МБОУ «Гимназия №» г. Усолье - Сибирское

«Бардовская песня в духовной культуре современного общества».

Бардовская песня – это одно из направлений в современной музыкальной культуре. На изучение данной темы по предмету музыка в 7 классе отводится 6 часов, где ребята знакомятся с истоками бардовской песни, ее жанровой основой и творчеством выдающихся бардов.

« Бардовская песня. Современость или своевременность» это обобщающий урок по теме и проходит он в форме дискуссии.

Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой, ориентация на коллективное пение непрофессионалами. Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского.

Главным при изучении данной темы, это не только познакомить учащихся с истоками возникновения бардовской песни, но и ее жанрами.

Жанровая основа бардовской песни обширна и многогранна.

Изначально бардовская песня возникла как:

Туристическая песня;

Лирическая песня;

Романтическая песня;

Песня в жанре классического романса;

Детская;

Солдатская;

Шуточная

Стилизованная в жанре р.н.п.

Православная бардовская песня.

Бард- это поэт или музыкант?

Этот вопрос мы решаем путем составления логических цепочек.

Кто же все - таки бард в большей мере, поэт или музыкант?

Определяя сущность бардовской песни, Б.Окуджава сказал, что это поэзия под гитару, а В.Высоцкий – барды это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку.

Бардовкая песня - это доверительный разговор между исполнителем и слушателем, где главную роль играет слово.

Я являюсь руководителем клуба бардовской песни МОУ « Гимназия №1». Наш клуб существует уже много лет и целью моей работы в клубе является:

Научить ребят играть на гитаре;

Познакомить с творчеством бардов;

Развить творческие и музыкальные способности.

Как музыкант я хочу сказать, что аккомпанемент бардовской песни очень прост и строится он по очень простой схеме. И поэтому, чтобы быть бардом, вовсе не обязательно виртуозно играть на гитаре, для этого нужно просто научиться слышать слово и дополнять его музыкой.

Классиками бардовского искусства считают: А.Галича, В.Высоцкого, Б.Окуджаву, Ю.Кима, Ю.Визбора, С.Никитина, А.Розенбаума, В.Третьякова.

Бардовская песня зародилась в 60 годы, но на сцене она зазвучала лишь только в 90 годы, каковы были причины, мы знаем.

Бардовская песня не звучала на сцене, но зазвучала в кино, причем ее роль в содержании кинофильма была очень велика.

Бардовская песня - это и развлечение, и в тоже время в ней содержится огромный общественный протест против негативных моментов нашей жизни.

Люди во все времена искали ответ на вопрос: В чем смысл жизни?

И эта проблему можно проследить на примере песен В.Третьякова «Физика» и В. Берковского «Каждый выбирает для себя».

Работа над этими песнями позволяет направить размышления ребят на правильный выбор жизненного пути, сформировать правила поведения в соответствии с жизненными постулатами.

Способна ли бардовская песня воспитать в человеке высокие чувства и идеалы? Конечно – да. Ярким примером этому является песня Б.Окуджава. «Пожелание друзьям»

Ребята на уроках отмечают важность бардовской песни в нашем обществе, отмечают ее положительные черты и конечно не исключают ее из разряда современной музыки.

Бардовская песня занимает большое значение в нашей современной культуре. Об этом свидетельствуют фестивали бардовской песни, которые ежегодно проходят в нашей стране и на территории Иркутской области. Бывая на таких фестивалях ежегодно, я хочу сказать, что количество участников и слушателей увеличивается с каждым годов и в большей мере из числа молодежи.

Сила бардовской песни в оптимизме. Все они согреты добром, юмором, стремлением к правде и чистоте. Они являются школой жизни, философского мировоззрения и нравственной чистоты.

«Я считаю, что авторская песня это жанр, который надо учиться слушать. Очень часто бывает, что с первого раза песня совсем не воспринимается, кажется скучной и не интересной, но это только первое впечатление. Над этими песнями надо думать, понимать их смысл. В целом, бардовская заставляет думать, чувствовать и жить». (Из сочинения ученика 7 класса Комарова Сергея).

Работая учителем музыки и руководитем КБП, наблюдая за детьми, как они воспринимают бардовскую песню, отношение к ней. Я хочу сказать, что бардовская песня оказывает огромное влияние на духовно - нравственное воспитание школьников, об этом свидетельствуют, результаты достижений воспитанников клуба бардовской песни и интерес учащихся к бардовскому искусству на уроках музыки.

 

Список литературы.

  1. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца М.: Просвещение, 1984
  2. Васильев И.И. Смех сквозь слезы. Сб. бардовских песен.М.1992.
  3. Вахромеев Д.Т. Элементарная теория музыки. М.2000.
  4. Манилов В.Н.. Учись аккомпанировать на гитаре. М.2001
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.