12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шадрина Оксана Васильевна19

Автор

Шадрина Оксана Васильевна

Тема урока

«Бунташный век»

Раздел (тематика зала) Исторического парка
«Россия-моя история»

Первые Романовы. Алексей Михайлович Романов.

УМК, используемое учителем

История России под ред. А.В. Торкунова

Класс

7 класс

Цель (цели)

повторить, обобщить, закрепить знания учащихся по ранее изученным темам, связанных с царствованием Алексея Михайловича

закрепить знание основных дат и понятий

Изучить новую тему: «Бунташный век».

с формировать представления учащихся об основных причинах и важнейших проявлениях народных движений в XVII веке.

развивать интерес к изучаемому предмету, воспитывать уважение к прошлому нашего народа.

Задачи

развивать умение анализировать факты, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Тип урока

Комбинированный

Ключевые понятия

Бунташный век; Тишайший; крепостное право; абсолютизм; капитализм; белые слободы; Прелестные грамоты.

Методы и приемы обучения

Наглядный, беседа, групповая работа, работа с исторической картой.

Планируемые образовательный (воспитательные) результаты

Учащийся по окончанию изучения темы:

- называет основные даты;

- дают определение основным понятиям;

- соотносят даты и события;

- соотносит понятия и определения;

- характеризует роль личности в развитии народных движений (на примере С. Разина);

- называет причины народных выступлений;

- характеризует сложное внутренне положение России в XVII веке;

- проявляют ценностное отношение к историческому прошлому.

Оборудование урока

Ресурсы интерактивного парка: « Россия моя история»; планшетки с таблицами для работы групп с электронными порталами, для фиксирования найденной информации по изучению нового материала.

Способы контроля и оценивания

Лист оценивания заполняли сотрудники музея. Ученики выражали свое отношение к уроку листом рефлексии в виде смайлика. (см. Приложение 3).

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Учитель: приветствует участников урока; несколько слов говорит о месте, где они находятся, т.е. о интерактивном парке: « Россия- моя история», а также сообщает о том, как будет строиться работа на уроке.



2. Актуализация знаний.

Учитель:

- какие события в России предшествовали избранию новой династии ;

- Назовите годы правления и имена первых Романовых;

3. Проверка д/з.

Учитель:

- какие события периода царствования Алексея Михайловича вам известны (учитель обращает внимание детей на « ленту времени»:

В зале находится большой экран на котором в виде ленты времени изображены главные события этого периода( см. Фотоприложение 5).

- 1654г- Переяславская Рада

- 1654-1667гг- русско-польская война

1667г. Новоторговый устав

1653-1655гг церковная реформа патриарха Никона

4. Изучение нового материала: постановка целей и задач урока.

тема сегодняшнего урока - “Бунташный век”.

Какой корень в этом слове? 

Что такое бунт? 

Какой глагол можно образовать от этого слова? 

Подберите синонимы к слову “бунтовать”

 Как можно объяснять понятие “бунташный век”? 

Ответы учащихся:

- Смутное время

- Михаил Федорович (1613-1645гг)

Алексей Михайлович (1645-1676гг)

Федор Алексеевич (1676-1682гг).








Ответы учащихся
















Ответы учащихся:









- бунт

- стихийное восстание, мятеж

- бунтовать

- протестовать, бороться, возмущаться, выступать против чего-либо

- период истории России, на который приходятся массовые восстания, бунты



5. Постановка проблемы:

Как объяснить, что век был бунташный”, а прозвище царя Алексея Михайловича “Тишайший”, хотя “тишины” во время его правления в стране не было.

Учитель:

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить;

- какие были причины массовых народных выступлений в XVII веке

- какие восстания были в этот период

- участники восстаний и результаты

Найти нужную информацию вы сможете в электронных киосках зала интерактивного исторического парка, Сейчас вы расделетесь на три группы, каждая группа получает приложение с таблицей, которую нужно заполнить.(см. Приложение 1.

6. Итоги работы групп. ( эта часть урока проходит в аудитории )

Учитель задает уточняющие вопросы:

- Какие выводы мы можем сделать из представленной информации? 

- Что общего в причинах “Соляного бунта” 1648 года и “Медного бунта” 1662 годаЧем различаются результаты? 

- В чем особенности выступления старообрядцев? 

- Какое восстание было самым массовым и охватило наибольшие территории?

Учитель: Массовый характер восстания Степана Разина показал кризисное состояние всей страны. Мы выяснили, что главная причина – налоговый гнет, закрепощение крестьян. С чем это было связано?

- Какая новая форма правления складывается в правление Алексея Михайловича?

- Какие изменения происходят в хозяйстве страны в XVII веке?

Таким образом, в хозяйстве страны появляются черты капитализма. Массовые народные выступления XVII века отразили болезненность перехода к капиталистической форме ведения хозяйства в условиях складывания абсолютизма.

- Скажите, такие процессы, как складывание абсолютизма, капитализма, были характерны только для России XVII века? Где еще складывался абсолютизм? Где еще появляются рыночные отношения, капитализм? 

- Чем осложнялось складывание абсолютизма, капитализма в Европе? 

- Можно ли здесь провести параллель с историей России? 

Теперь вернемся к нашему вопросу, почему век был “бунташный”, а царь получил прозвание “Тишайший”? Есть ли здесь противоречие? 










7. Контроль усвоения. Тест (см. Приложение4).



8.Рефлексия: Свое отношение к уроку предлагаю выразить рисунками в виде смайликов.

9. Домашнее задание: подготовьте рассказ от лица участника любого народного выступления XVII в.






Работа в группах:

- Первые три группы заполняют таблицы: «Народные выступления в XVII веке».

- 3- я группа:

« Расширяем горизонты истории»: работает с материалом об исторических личностях (С. Разин; Б.И. Морозов).





















Группы озвучивают результаты (см. Приложение 2).

Ответы учеников:

- Главные причины народных выступлений в XVII веке: закрепощение крестьян и рост их повинностей, усиление налогового гнета, попытки ограничения казачьей вольницы, церковный раскол и преследование -старообрядцев.

- были вызваны усилением налогового гнета.

- Соляной бунт ускорил закрепощение крестьян, подготовку Соборного уложения. Восставшие не добились результата. После Медного бунта выпуск медных денег был прекращен.

- Соловецкое восстание началось на религиозной почве, но переросло в социальный протест.

- восстание Степана Разина.





Абсолютизм





-складывается единый всероссийский рынок.
- появляются мануфактуры 
- используется наемный труд.
- развивается мелкотоварное производство










- В Англии, Франции














- религиозными войнами





Да, можно. В России в этот период возникает церковный раскол.



- Нет. “Бунташность” была связана со сложностями экономического развития страны, а наименование “Тишайший” было дано за благочестие царя, его религиозность, за его личные качества, а не за проводимую им политику.

Ученики отвечают на вопросы теста, который зачитывает учитель, либо можно это сделать с помощью презентации.

Каждая группа рисует смайлик. (см. Фотоприложение 5).






















Список рекомендуемой литературы.


1. Кобрин В. «Смута: (из истории России начало XVII в.) // Родина 1991.

2. Буганов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М., 1989.

3. Сахаров А.Н, Новосельцев А.П. История России с древнейших времён

до конца XVII века. Москва, 2000.

4. Костомаров Н.И.  «Бунт Стеньки Разина» («Монография», т. II);

5. Соловьев С.М.  «История России» (т. XI).

6. Бушуев СВ., Миронов Г.Е. История государства Российского.

Историко-библиографические очерки. Кн. 1. М., 1991.

7. Ключевский В.О. О русской истории. М., 1993.

8. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. С-П., 1993.

9. Морозова Л.Е., Михаил Федорович, - ж. Вопросы истории, 1992.

10. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века. «Смута», М., 1988.




















Приложение 1.

Народные выступления в XVII веке. (таблицы для работы в группах)

 

Соляной бунт

Медный бунт

Восстание Степана Разина

Соловецкое восстание

дата

 

 

 

 

участники

 

 

 

 

Причины

 

 

 

 

Требования восставших

 

 

 

 

Итоги, результат

 

 

 

 

Приложение 2.

Образец: Народные выступления в XVII веке (итог работы групп).

 

Соляной бунт

Медный бунт

Восстание Степана Разина

Соловецкое восстание

год

1648

1662

1667-1671

1668-1676

участники

Горожане, стрельцы, крестьяне.

Посадские люди.

Казаки, беглые крестьяне, посадские люди

Монахи, крестьяне, разинцы

Причины

1) усиление налогового гнета.

2) Повышение цены на соль.

1) Усиление налогового гнета.

2) Голод и дороговизна из-за выпущенных медных денег.

1) Недовольство государственными порядками России

2) Скопление на Дону беглых крестьян, холопов, недовольство усилением крепостного права.

1) Запрет служить по старым книгам

2) Церковная реформа, преследование старообрядцев.

Требования восставших

Понизить цену на соль, наказать некоторых представителей власти, отменить белые слободы.

Прекратить выпуск медных денег

Освободить крестьян, перебить бояр. Стих. характер.

Служить по старым книгам.

Итоги, результат

Казнь бояр, Соборное уложение.

Выпуск медных денег прекращен.

Поражение восставших, усиление крепостного права.

Поражение восставших.



Приложение 4.

Вариант 1.

1. Соляной бунт произошел в:

а) 1645 г.

б)1648 г.

в)1653 г.

г) 1667 г.

2. Чеканка правительством медной, более дешевой монеты, чем серебряной, привела к:

а) росту цен на товары и недовольству горожан, части армии

б) кризису финансов страны и отмене медных денег

в) увеличению доходов казны

г) росту налогов и крестьянскому восстанию

3. Поговорка: “Береги белую деньгу (то есть серебро) на черный день” появилась в связи с:

а) Соляным бунтом

б) Медным бунтом

в) восстанием под предводительством Степана Разина

г) Соловецким восстанием

4. “Бунташным” веком называют

а) вторую половину XVI в.

б) все XVI столетие

в) первую половину XVII в.

г) весь XVII в

5. Какое из названных понятий, терминов относится к царствованию Алексея Михайловича?

а) бироновщина

б) Смута

в) пугачёвщина

г) церковный раскол


6. Прочитайте отрывок из сочинения В.О. Ключевского и определите, о ком из российских правителей XVII в. в нем говорится; укажите имя и отчество царя.

Этому-то царю пришлось стоять в потоке самых важных внутренних и внешних движений. Разносторонние отношения, старинные и недавние, шведские, польские, крымские, турецкие, западнорусские, социальные, церковные, как нарочно, в это царствование обострились... и над всеми ними как общий ключ к решению стоял основной вопрос: оставаться ли верным старине или брать уроки у чужих? Царь разрешил этот вопрос по-своему: чтобы не выбирать между стариной и новшествами, он не разрывал с первой и не отворачивался от последних. Нужды государства, отзывчивость на все хорошее, личное сочувствие тянули его на сторону умных и энергичных людей, которые во имя народного блага хотели вести дела не по-старому. Царь и не мешал этим новаторам, даже поддерживал их”.

Ответ: Алексей Михайлович.

Вариант 2.

1. Медный бунт произошел в:

а) 1649 г.

б) 1665 г.

в) 1662 г.

г) 1670 г.

2. Главное последствие Соляного бунта:

а) созыв Земского собора для разработки и принятия нового кодекса законов

б) отмена соляного налога

в) решительная борьба со взяточничеством

г) отставка и высылка из Москвы боярина Б. Морозова, фактического правителя государства

3. Самое крупное выступление XVII в.:

а) восстание под предводительством Василия Уса

б) Соляной бунт

в) Медный бунт

г) восстание под предводительством Степана Разина



4. Церковный раскол в церкви в России привел к:

а) распространению ересей

б) массовым религиозным выступлениям

в) столкновению светских и церковных властей

г) возникновению нового вероучения

5. Что требовали от правительства Алексея Михайловича посадские люди?

а) Ликвидации белых слобод, снижения налогов и повинностей

б) Права перехода и прекращение посылок карательных отрядов

в) Борьбы со взяточничеством и расширение земельных владений

г) Отмены льгот для иностранцев

6. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите царя, о котором идет речь.

То, что современники назвали XVII столетие “бунташным” веком, во многом основано на реалиях истории России этого периода. Казалось бы, правивший в столь сложных условиях государь мог ожесточиться, очерстветь, ввести исключительно авторитарный режим, словом, походить на своего не столь далёкого предшественника Ивана Грозного. Царь, конечно, прибегал к жёстким и даже жестоким мерам, когда речь шла о подавлении народных выступлений, когда стоял вопрос о сохранении всей системы государственной власти. Но по своему характеру, склонностям, пристрастиям в быту он сильно отличался от русского тирана XVI в. Недаром и прозвали его Тишайшим”.

Алексей Михайлович

Прослушайте цитаты – высказывания участников народных выступлений и определите, к какому народному выступлению относятся эти слова.

Вот тебе, изменник, за соль!” (Соляной бунт)

Готовы мы единодушно все пострадать, а новой веры, и учения, и книг отнюдь все не приемлем” (Соловецкое восстание)

С Дону выдачи нет!” (восстание Степана Разина)

Буде добром нам тех бояр не отдашь, а мы у тебя учнем имать сами по своему обычаю” (Соляной бунт)

Силою не стану принуждать, а кто захочет быть со мною – будет вольный казак” (восстание Степана Разина)

Приложение 5.


t1636297964aa.jpg


t1636297964ab.jpg


Фото.1-2. Работа с « исторической лентой» период царствования Алексея Михайловича.


t1636297964ac.jpg



t1636297964ad.jpg


Работа с « исторической лентой» период царствования

Алексея Михайловича.






t1636297964ae.jpg



t1636297964af.jpg


Работа в группах.






t1636297964ag.jpg



t1636297964ah.jpg


Работа в группах.




t1636297964ai.jpg


Закрепление материала: Работа с тестом.



t1636297964aj.jpg


Отзыв об уроке сотрудника музея.


t1636297964ak.jpg



t1636297964al.jpg


Рефлексия.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.