12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Олеся13
Россия, Крым респ., Евпатория









ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»









Направленность – естественнонаучная

Срок реализации программы– 4 года

Вид программы – модифицированная

Уровень – многоуровненый

Возраст обучающихся – 7- 10лет

Составитель: Шевшун Олеся Васильевна, педагог дополнительного образования
















г. Евпатория

2023г.

СОДЕРЖАНИЕ


Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы

6

1.3. Воспитательный потенциал программы

8

1.4. Содержание программы

9

1.5. Планируемые результаты

15

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

18

2.1. Календарный учебный график

18

2.2. Условия реализации программы

19

2.3. Формы аттестации

20

2.4. Список литературы

21

Приложения

23

Оценочные материалы

23

3.2. Календарно-тематическое планирование

31

3.3. Лист корректировки

39




Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы


Пояснительная записка.

Нормативно-правовая основа программы

- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями 16.04.2022г.);

- Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;

- Федеральный Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями от 05.04.2021г., с изменениями от 11.06.2021г.);

- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в редакции указов президента Российской Федерации от 19.07.2018г. №444, от 21.07.2020г. №474);

- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;

- Национальный проект «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018г. № 16);

- Паспорт приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей" (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30 ноября 2016 г. № 11);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.02.2022г. № 678- р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030г.;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

- Паспорт федерального проекта "Успех каждого ребенка" (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07 декабря 2018 г., протокол № 3);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 05.09.2019г. и Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020г. № 533);

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями от 02.02.2021г.);

- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ» (с изменениями, утвержденными Приказом министерства науки и высшего образования Российской Федерации, министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2022г. №150/89);

- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021г. № 652н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";

- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально - психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей», письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций»;

- Инструктивно – методическое письмо Министерства образования РФ от 04. 03. 2000г., № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучениях»;

- Закон Республики Крым «Об образовании» от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019г., с изменениями от 30.06.2021г.);

- Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 09.12.2022г. №1948 «Методические рекомендации для педагогических работников и руководителей образовательных организаций Республики Крым, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различной направленности «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», утвержденные на заседании коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым 23 июня 2021 года (решение № 4/4, одобрено на заседании Ученого совета ГБОУ ДПО РК КРИППО 24 мая 2021 года, протокол № 3);

- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа - детский сад №17 города Евпатории Республики Крым»;

- Локальные нормативные акты муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа - детский сад №17 города Евпатории Республики Крым».


Направленность (профиль) программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Человек и его здоровье» имеет естественнонаучную направленность, способствует углублению и расширению знаний по анатомии, физиологии человека, гигиене и медицине, а также формированию здорового образа жизни обучающихся. Дети должны уяснить для себя, почему здоровье человека- физическое и духовное, является главным богатством человека.


Актуальность программы.

Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Взрослое население, как правило, более половины имеют какое-либо хроническое заболевание. В процессе роста и взросления человека достаточно серьёзно повышается количество патологии. Логично встаёт вопрос о путях решения проблемы. По опыту многих стран мира, достигших 2–3-кратного снижения смертности от неинфекционных заболеваний, вклад профилактических мероприятий в это снижение составляет от 40% до 70%. Огромнейшую роль в этом играет пропаганда здорового образа жизни среди населения.

В данной программе рассматриваются вопросы влияния среды обитания, питание, физические нагрузки, вредные привычки, стрессы и прочее на жизнь и здоровье человека. Обучающиеся научатся правилам здорового образа жизни, а также методам самоконтроля своего самочувствия и состояния своего здоровья.


Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии и ОБЖ. Практическая значимость программы заключается в следующем: обучающиеся получат возможность проводить несложные измерения физиологических процессов человека, научатся на практике оказывать первую (доврачебную) медицинскую помощь в различных ситуациях. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников на основе культурологического и личностно-ориентированного подходов.


Отличительной особенностью данной программы можно считать использование комплексного подхода в методике преподавания. В процессе освоения программы используется не только теоретический материал, но и много практического. В результате чего, обучающиеся добывают материал и приобретают практические навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Эти навыки помогут им правильно вести себя в экстренных ситуациях и сохранить свое здоровье. Также предусмотрено выполнение физиологического практикума, в том числе оценка показателей деятельности различных систем организма.

Программа построена с учетом обязательного минимума и отвечает современным требованиям к теоретической и практической подготовке.


Адресат программы

Программа естественнонаучной направленности рассчитана на обучающихся 7 – 10 лет. Этому возрасту свойственно повышение общей эмоциональности, возбудимости и слабость процессов внутреннего торможения. Отсюда у них менее устойчивое внимание и большая утомляемость. В этот период жизни у детей начинает интенсивно развиваться костная и мышечная системы, а значит, особое внимание должно быть направлено на формирование осанки, может быть адаптирована для учащихся с ОВЗ.


Объем и срок освоения программы

Дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на 4 учебных года (135 часов). В 1 классе 33 часа, 2-4 классы по 34 часа, в том числе количество теоретических занятий – 100 часов, практических занятий – 35 часов. Содержание и материал программы организованы в соответствии с базовым уровнем сложности.


Форма обучения – очная. Формами организации учебного процесса являются занятия: коллективные, работа в парах и индивидуальные. В случае возникновения непредвиденных ситуаций (эпидемиологическая обстановка в стране, регионе, погодные условия и т.п.) учебные занятия могут проходить в дистанционной форме (согласно локального акта образовательного учреждения).

Виды занятий: Комбинированные, теоретические, практические.


Особенности организации образовательного процесса. Организация образовательного процесса происходит в соответствии с учебными планами данной программы. Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части.

Формирование групп происходит по классам: 1й год обучения – обучающиеся 1х классов, 2й год обучения – обучающиеся 2х классов, 3й год обучения – обучающиеся 3х классов, 4й год обучения – обучающиеся 4х классов.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности: чтение стихов, сказок, рассказов;постановка драматических сценок, спектаклей; прослушивание песен и стихов; разучивание и исполнение песен; организация подвижных игр;проведение опытов;выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».


Организационные условия реализации программы

По данной программе могут заниматься обучающиеся без специальной подготовки. Для реализации программы понадобится: дидактический материал, тематическая литература, схемы, таблицы, рисунки по анатомии и физиологии человека, наглядные пособия; макет скелета и внутренних органов; телевизор, видеопроигрыватель; оптический макрообъектив-микроскоп тонометр, фонендоскоп, плакаты.


Режим занятий: 1й год обучения (1 класс) - 33 часа в год, 2-3-4 года обучения (2-3-4 классы) по 34 часа в год, 1 академический час в неделю продолжительностью 45 минут.

Цель и задачи программы.

Цель программы: расширить знания учащихся о здоровье и факторах, влияющих на него. Воспитать у учащихся потребность в здоровье, научное понимание сущности здорового образа

Цель первого года обучения: способствовать формированию мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.

Цель второго года обучения: углубить и систематизировать знания учащихся, касающихся анатомии и физиологии органов и систем организма человека, а также их взаимодействия друг с другом.

Цель третьего года обучения: обучить навыкам оценки состояния здоровья человека, методам антропометрии, научиться проводить функциональные тесты состояния жизненно важных органов и систем, обучить навыкам оказания первой неотложной помощи.

Цель четвёртого года обучения: углубить и систематизировать знания учащихся, касающихся анатомии и физиологии органов и систем организма человека, а также их взаимодействия друг с другом. Воспитать у учащихся потребность в здоровье, научное понимание сущности здорового образа жизни.


Задачи программы.

Задачи первого года обучения:

Образовательные (предметные):

способствовать формированию основ здоровьесберегающего поведения, ценностного отношения к здоровью;

формировать представления о полезных и вредных факторах для организма, понимания сущности здорового образа жизни;

Развивающие (метапредметные):

развивать умения и навыки обучающихся по ведению здорового образа жизни;

развивать чувство ответственности за состояние природной среды, навыки бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

развивать коммуникативные навыки;

развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

развивать умение проводить самостоятельные наблюдения;

развивать познавательную активность школьников, творческие способности, любознательность, расширять кругозор обучающихся;

Воспитательные (личностные):

- воспитывать у обучающихся потребность в ведении здорового образа жизни;

воспитывать экологическую ответственность;

воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели в укреплении своего здоровья;

воспитывать самостоятельность в приобретении знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.

Задачи второго года обучения:

Образовательные (предметные):

формировать положительную мотивацию на оздоровление, укрепление собственного здоровья, на ведение здорового образа жизни;

научить обучающихся ощущать себя частью окружающего мира, видеть тесную взаимосвязь с ним, понимать влияние экологического состояния природной среды на здоровье человека;

Развивающие (метапредметные):

развивать умения и навыки обучающихся по ведению здорового образа жизни;

развивать чувство ответственности за состояние природной среды, навыки бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

развивать коммуникативные навыки;

развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

развивать умение проводить самостоятельные наблюдения;

развивать познавательную активность школьников, творческие способности, любознательность, расширять кругозор обучающихся;

Воспитательные (личностные):

- воспитывать у обучающихся потребность в ведении здорового образа жизни;

воспитывать экологическую ответственность;

воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели в укреплении своего здоровья;

воспитывать самостоятельность в приобретении знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.

Задачи третьего года обучения:

Образовательные (предметные):

способствовать формированию основ здоровьесберегающего поведения, ценностного отношения к здоровью;

формировать представления о полезных и вредных факторах для организма, понимания сущности здорового образа жизни;

формировать положительную мотивацию на оздоровление, укрепление собственного здоровья, на ведение здорового образа жизни;

научить обучающихся ощущать себя частью окружающего мира, видеть тесную взаимосвязь с ним, понимать влияние экологического состояния природной среды на здоровье человека;

Развивающие (метапредметные):

развивать умения и навыки обучающихся по ведению здорового образа жизни;

развивать чувство ответственности за состояние природной среды, навыки бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

развивать коммуникативные навыки;

развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

развивать умение проводить самостоятельные наблюдения;

развивать познавательную активность школьников, творческие способности, любознательность, расширять кругозор обучающихся;

Воспитательные (личностные):

воспитывать у обучающихся потребность в ведении здорового образа жизни;

воспитывать экологическую ответственность;

воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели в укреплении своего здоровья;

воспитывать самостоятельность в приобретении знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.

Задачи четвёртого года обучения:

Образовательные (предметные):

способствовать формированию основ здоровьесберегающего поведения, ценностного отношения к здоровью;

формировать представления о полезных и вредных факторах для организма, понимания сущности здорового образа жизни;

формировать положительную мотивацию на оздоровление, укрепление собственного здоровья, на ведение здорового образа жизни;

научить обучающихся ощущать себя частью окружающего мира, видеть тесную взаимосвязь с ним, понимать влияние экологического состояния природной среды на здоровье человека;

Развивающие (метапредметные):

развивать умения и навыки обучающихся по ведению здорового образа жизни;

развивать чувство ответственности за состояние природной среды, навыки бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

развивать коммуникативные навыки;

развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

развивать умение проводить самостоятельные наблюдения;

развивать познавательную активность школьников, творческие способности, любознательность, расширять кругозор обучающихся;

Воспитательные (личностные):

- воспитывать у обучающихся потребность в ведении здорового образа жизни;

воспитывать экологическую ответственность;

воспитывать трудолюбие, стремление добиваться поставленной цели в укреплении своего здоровья;

воспитывать самостоятельность в приобретении знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.


Воспитательный потенциал программы.

В ходе изучения программы у обучающихся реализуется здоровье-сберегающее, этическое, эстетическое, трудовое, экологическое, гражданско-патриотическое, правовое воспитание, что способствует формированию гармоничной и всесторонне развитой личности. Предусматривается участие обучающихся в акциях, конкурсах, выставках.

Воспитательная работа в рамках данной программы направлена на:

- воспитание здорового стиля жизни, безопасного поведения в обществе,

- формирования представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

- воспитание ответственности за результат своей деятельности по отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Предполагается, что в результате проведения воспитательных мероприятий будет повышение интереса к практическим и теоретическим занятиям и уровня личностных достижений обучающихся.

Содержание программы


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Первый год обучения


п/п

Название раздела/ темы

Количество часов

Форма аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

Практическая работа

2

Организм человека и его строение.


11

9

2

Практическая работа, исследовательский проект

3

Гигиена и здоровье.

6

5

1

Практическая работа

4

Питание и здоровье.

6

5

1

Практическая работа

5

Профилактика употребления. психоактивных веществ.

2

1

1

Практическая работа

6

Человек и социум.

5

3

2

Практическая работа

7

Итоговое занятие.

1

1

-

Тестирование


Всего:

33

25

8



Содержание учебного плана

Первый год обучения

Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа: 1ч. - теория, 1ч. - практика)

Теоретическая часть. Цели и задачи кружка. Знакомство с планом работы. Ребёнок пришёл в школу.

Практическая часть. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы.

Раздел 2. Организм человека и его строение. (11 часов: 9ч. – теория, 2 ч. - практика)

Теоретическая часть. Органы и системы органов. Скелет – наша опора. Строение нервной системы. Знакомство с органами чувств человека и их назначением. Кожа-орган осязания. Язык – орган вкуса. Обоняние. Запах. Что умеет наш нос. Строение нервной системы. Общие понятия о дыхательной системе. Что такое эмоции.

Практическая часть. Измерение роста и веса. Беседа о необходимости сознательного участия в охране здоровья и в создании условий учёбы, труда, быта, способствующих здоровью. Экскурсия в медицинский кабинет. Правила первой помощи при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: викторина, исследовательский проект «Оценка состояния здоровья младших школьников».

Раздел 3. Гигиена и его здоровье. (6часов: 5 ч. – теория, 1 ч. - практика)

Теоретическая часть.Витамины – наши лучшие друзья.Питание – необходимое условие для жизни человека.Что такое обмен веществ?Режим питания.Вода, минеральные соли.«Что бывает вкусным и полезным.

Практическая часть. Советы доктора Вода.Игра «Полезно-вредно».

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.: конкурс плакатов «Мы выбираем ЗОЖ».

Раздел 4. Питание и здоровье (6 часов.: 5ч. – теория, 1ч. - практика)

Теоретическая часть. Питание – необходимое условие для жизни человека. Витамины – наши лучшие друзья. Что такое обмен веществ? Режим питания. Вода, минеральные соли. «Что бывает вкусным и полезным».

Практическая часть. Повторение правил здоровья. Анализ своих росто-весовых показателей и примерного дневного рациона питания.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: составление кроссворда «Аппетит».

Раздел 5. Профилактика употребления психоактивных веществ. (2 часа: 1ч. - теория, 1ч. - практика)

Теоретическая часть. Почему некоторые привычки называются вредными.

Практическая часть. Игра «Что, зачем, как».

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: санбюллетень «Умей сказать НЕТ!»

Раздел 6. Человек и социум (5 часов.: 3ч. – теория, 2ч. - практика)

Теоретическая часть. Поведение в школеВелосипед как средство здорового образа жизни. Правила безопасности на воде. Мы пешеходы и пассажиры. Как говорить по телефону.

Практическая часть. Игра «Светофор здоровья».

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: конкурс рисунков.

Раздел 7. Итоговое занятие (1 ч.: 1ч. - теория)

Теоретическая часть. Итоги работы кружка, отчёты, результаты опытов, награждения.

Практическая часть. Проведения дня здоровья. Создание листовок «Древо здоровья»

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Тестирование.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Второй год обучения


п/п

Название раздела/ темы

Количество часов

Форма аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

Практическая работа

2

Организм человека и его строение.


11

9

2

Практическая работа, исследовательский проект

3

Гигиена и здоровье.

6

5

1

Практическая работа

4

Питание и здоровье.

6

4

2

Практическая работа

5

Профилактика употребления. психоактивных веществ.

2

1

1

Практическая работа

6

Человек и социум.

6

4

2

Практическая работа

7

Итоговое занятие.

1

1

-

Тестирование


Всего:

34

25

9



Содержание учебного плана

Второй год обучения

Раздел 1. Вводное занятие. (2 ч.: 1ч. - теория, 1ч. - практика)

Теоретическая часть. Правила безопасности во время занятий. Пословицы о здоровье.

Практическая часть. Определение роста и массы тела.

Раздел 2. Организм человека и его строение. (11 часов: 9ч. – теория, 2 ч. - практика)

Теоретическая часть. Органы и системы органов. Как растут кости. Комплекс упражнений для утренней гимнастики. Твоя осанка. Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир. Зрение и его защита. Общие понятия о дыхательной системе. Кровь и кровеносная система. Как движется кровь. Строение нервной системы. Общие понятия о дыхательной системе. Чувства и поступки.

Практическая часть. Экскурсия в медицинский кабинет. Выработка умения как правильно сидеть за партой и носить рюкзак. Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки. Кости. Рассмотрение снимков лёгких. Практическая работа: измерь свой пульс. Игра «Твоё имя».

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: викторина, исследовательский проект «Оценка состояния здоровья младших школьников».

Раздел 3. Гигиена и его здоровье. (6часов: 5 ч. – теория, 1 ч. - практика)

Теоретическая часть. Как здоровье? Причины болезни. Признаки болезни. Глаза – главные помощники человека. Прививки от болезней. Инфекционные болезни. Домашняя аптечка. Анализ ситуации в стихотворении С. Михалкова «Грипп».

Практическая часть. Игра «Полезно-вредно». Игра-соревнование «Кто больше знает». Первая помощь при отравлении лекарствами. Подвижные игры на улице.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.: конкурс плакатов «Мы выбираем ЗОЖ». Выпуск санбюллетеня «Твоё здоровье».

Раздел 4. Питание и здоровье (6 часов: 4ч. – теория, 2ч. - практика)

Теоретическая часть. Здоровая пища для всей семьи. Витамины – наши лучшие друзья. Как еда путешествует по нашему организму. Режим питания. Здоровый образ жизни. Что такое обмен веществ? Стройматериалы для организма.

Практическая часть. Анализ своих росто-весовых показателей и примерного дневного рациона питания. Составление суточного рациона меню. Опыт: определение жирности пищи. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет». Викторина «Что бывает вкусным и полезным» Опыт: как ферменты переваривают пищу. Первая помощь при отравлении.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: составление кроссворда «Аппетит».

Раздел 5. Профилактика употребления психоактивных веществ. (2 часа: ч. - теория, 1ч. - практика)

Теоретическая часть. Злой волшебник - алкоголь.Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

Практическая часть. Игра «Что, зачем, как». Круглый стол на тему «Вредные привычки».

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: санбюллетень «Умей сказать НЕТ!»

Раздел 6. Человек и социум. (6 часов.: 4часа – теория, 2ч. - практика)

Теоретическая часть. Я пешеход и пассажир. Азбука безопасности на дороге. Мой любимый школьный двор. Мы в школе. Карта опасных мест. Опасность в нашем доме Как вести с незнакомыми людьми. Как вести себя на улице. Чем опасен электрический ток.

Практическая часть. Экскурсия по школе. Повторение правил движения по лестничным маршам. Практическая работа: составление карты опасных мест. Игра «Светофор».

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: конкурс рисунков.

Раздел 7. Итоговое занятие (1 час: 1ч. - теория)

Теоретическая часть. Итоги работы кружка, отчёты, результаты опытов, награждения.

Практическая часть. Проведения дня здоровья. «Доктора здоровья»

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Тестирование.




УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Третий год обучения


п/п

Название раздела/ темы

Количество часов

Форма аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

Практическая работа

2

Организм человека и его строение.


11

9

2

Практическая работа, исследовательский проект

3

Гигиена и здоровье.

6

5

1

Практическая работа

4

Питание и здоровье.

6

4

2

Практическая работа

5

Профилактика употребления. психоактивных веществ.

2

1

1

Практическая работа

6

Человек и социум.

6

4

2

Ппрактическая работа

7

Итоговое занятие.

1

1

-

Тестирование


Всего:

34

25

9



Содержание учебного плана

Третий год обучения

Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа: 1ч. - теория, 1ч. - практика)

Теоретическая часть. Учимся думать. Спеши делать добро

Практическая часть. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы.

Раздел 2. Организм человека и его строение. (11 часов: 9ч. – теория, 2 ч. - практика)

Теоретическая часть. Как воспитывать уверенность и бесстрашие. Как воспитать в себе сдержанность. Береги глаза как алмаз Комплекс упражнений для утренней гимнастики. Твоя осанка. Что определяет нормальное развитие организма. Почему кисти рук делают людей особенными. Изучение своей осанки. Как сберечь вкусовые и обонятельные рецепторы. Оказание первой помощи при порезах. Сердце и его работа. Как заживают раны. Положительные эмоции полезны для нашего здоровья.

Практическая часть. Разучивание комплекса упражнений для формирования правильной осанки. Если ты ушибся или порезался: правила обработки раны. Опыт: реагирования зрачка на свет. Опыт: сделай стетоскоп. Практическая работа: признаки стресса.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: викторина, исследовательский проект «Оценка состояния здоровья младших школьников».

Раздел 3. Гигиена и его здоровье. (6часов: 5 ч. – теория, 1 ч. - практика)

Теоретическая часть. Гигиена одежды и обуви. Работоспособность и утомление. Как организм помогает себе сам. Как закаляться, обтирание и обливание. Что такое иммунитет? Правила оказания помощи при повышенной температуре тела.

Практическая часть. Игра- путешествие «Откуда берутся грязнули «Урок-праздник «Чистота и порядок». Практическая работа: измерение температуры тела. Правила оказания помощи при повышенной температуре тела.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: выпуск санбюллетеня «Твоё здоровье».

Раздел 4. Питание и здоровье (6 часов.: 4ч. – теория, 2ч. - практика)

Теоретическая часть. Пирамида здорового питания. Готовим вместе с родителями. Профилактика заболеваний пищеварительной системы. Обработка пищевых продуктов. Профилактика заболеваний пищеварительной системы. Питательные вещества. «Что бывает вкусным и полезным». Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет»

Практическая часть. Урок-игра «Умеем ли мы правильно питаться». Практическая работа: сервировка стола. Викторина «Что бывает вкусным и полезным» Опыт: как ферменты переваривают пищу. Первая помощь при отравлении.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: составление кроссворда «Аппетит».

Раздел 5. Профилактика употребления психоактивных веществ. (2 часа: ч. - теория, 1ч. - практика)

Теоретическая часть. Как отучить себя от вредных привычек. Отрицательное влияние на мозг алкоголя и курения.

Практическая часть. Круглый стол на тему «Вредные привычки». Конкурс рисунков «Мы живём без табачного дыма.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: санбюллетень «Умей сказать НЕТ!»

Раздел 6. Человек и социум (6 часов.: 4ч. – теория, 2ч. - практика)

Теоретическая часть. Как вести себя за столом. Как вести себя в транспорте и на улице. Как вести себя в театре, в кино, школе. Умеем ли мы вежливо обращаться. Все ли желания выполнимы. Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время.

Практическая часть. Изучение правил перехода улицы в местах, где нет светофора. Правила поведения в транспорте. Правила обращения с животными. Первая помощь при укусе собаки.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: конкурс рисунков.

Раздел 7. Итоговое занятие (1 ч.: 1ч. - теория)

Теоретическая часть. Итоги работы кружка, отчёты, результаты опытов, награждения.

Практическая часть. Проведения дня здоровья. «Моя памятка здоровья»

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Тестирование.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Четвёртый год обучения


п/п

Название раздела/ темы

Количество часов

Форма аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

Практическая работа

2

Организм человека и его строение.


11

9

2

Практическая работа, исследовательский проект

3

Гигиена и здоровье.

6

5

1

Практическая работа

4

Питание и здоровье.

6

4

2

Практическая работа

5

Профилактика употребления. психоактивных веществ.

2

1

1

Тестирование, практическая работа

6

Человек и социум.

6

4

2

Тестирование, практическая работа

7

Итоговое занятие.

1

1

-

Диагностика по итогам года


Всего:

34

25

9



Содержание учебного плана

Четвёртый год обучения

Раздел 1. Вводное занятие. (2 часа: 1ч. - теория, 1ч. - практика)

Теоретическая часть. Я - ученик. Учимся думать и действовать.

Практическая часть. Составление безопасного маршрута следования от дома до школы.

Раздел 2. Организм человека и его строение. (11 часов: 9ч. – теория, 2 ч. - практика)

Теоретическая часть. Органы и системы органов, входящие в состав организма, их основные функции. Профилактика сколиоза и плоскостопия. Как остановить судороги. Первая помощь при повреждениях мышц и кости. Что укрепляет нервы? Значение тренировки сердца и сосудов для здоровья. Сердце и кровообращение. Органы пищеварения. Мозг и нервы. Иммунитет. Ходьба и её значение для двигательной активности.

Практическая часть. Изготовление подушечки с камушками для массажа стоп. Первая помощь при повреждениях мышц и кости. Практическая работа: наложение шины. Практическая работа: подготовка и наложение холодного компресса. Разучивание комплекса дыхательной гимнастики. Практическая работа: признаки стресса.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: викторина исследовательский проект: «Оценка состояния здоровья младших школьников».

Раздел 3. Гигиена и его здоровье. (6часов: 5 ч. – теория, 1 ч. - практика)

Теоретическая часть. Чтобы зубы были здоровыми. Как сохранить улыбку. Здоровая кожа-надёжный защитник организма! Болезни глаз. Работоспособность и утомление. Сон–лучшее лекарство.

Практическая часть. Выработка умения правильно чистить зубы. Правила ухода за кожей. Заболевания кожи. Игра «Выбери ответ». Составление индивидуального режима дня в соответствии с возрастными особенностями ребёнка. Правила здорового сна

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.: конкурс плакатов «Мы выбираем ЗОЖ»

Раздел 4. Питание и здоровье (6 часов: 4ч. – теория, 2ч. - практика)

Теоретическая часть. Отравление лекарствами. Пищевые отравления. Витамины. Основные гиповитаминозы. Рациональное питание. Режим питания. Питание народов мира. Правильное питание – условие сохранения здоровья. «Стройматериалы» для организма.

Практическая часть. Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет». Нарисовать продукты, полезные для здоровья. Опыт: как ферменты переваривают пищу. Первая помощь при отравлении.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: составление кроссворда «Аппетит».

Раздел 5. Профилактика употребления психоактивных веществ. (2 часа: ч. - теория, 1ч. - практика)

Теоретическая часть. Зависимость. Наркотик – тренинг безопасного поведения. Влияние алкоголя и никотина на сердечно-сосудистую систему.

Практическая часть. Игра «Что, зачем, как». Работа с «деревом решений» Круглый стол на тему «Вредные привычки».

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: санбюллетень «Умей сказать НЕТ!»

Раздел 6. Человек и социум (6 часов.: 4ч. – теория, 2ч. - практика)

Теоретическая часть. Опасные ситуации в природе. Какие бывают наводнения. Правила обращения с животными. Первая помощь при укусе собаки. Умеем ли мы вежливо обращаться. Ответственность. Правила поведения в транспорте. Кто может считаться настоящим другом. Компьютер. Польза и вред. Игры в интернете. Опасности интернета. Правила пользования беспроводной сетью. Положительные и отрицательные стороны селфи.

Практическая часть. Правила обращения с животными. Первая помощь при укусе собаки. Конкурс рисунков о Всемирном Дне безопасного интернета.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: конкурс рисунков.

Раздел 7. Итоговое занятие (1 час: 1ч. - теория)

Теоретическая часть. Итоги работы кружка, отчёты, результаты опытов, награждения.

Практическая часть. Проведения дня здоровья. «Древо здоровья»

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Тестирование.

Планируемые результаты.

Первый год обучения

Личностные результаты: у обучающихся будут сформированы: установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится: проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

- основных вопросов гигиены

- основы рационального питания

- способы сохранения и укрепление здоровья

- заботиться о своем здоровье

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его

- различать “полезные” и “вредные” продукты

- заботиться о своем здоровье

В конце первого года обучения обучающиеся научится:

- заботиться об органах чувств

- правильно ухаживать за зубами, руками и ногами

- правильному питанию

-правилам поведения в школе

Обучающийся получит возможность научиться: искоренять свои вредные привычки не только на теоретических занятиях, но и в играх.


Второй год обучения

Личностные результаты: у обучающихся будут сформированы: установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметныерезультаты:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится: проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о значении спортивно- оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.

В конце второго года обучающиеся научится:

- выполнять санитарно-гигиенические требование: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течения дня

- осуществлять активную оздоровительную деятельность

- формировать своё здоровья

Обучающийся получит возможность научиться:

- выявлять факторы, влияющие на здоровье человека

- выявлять причины некоторых заболеваний

- выявлять причины возникновения травм и правила оказания первой помощи

- применять знания о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека


Третий год обучения

Личностные результаты: у обучающихся будут сформированы: установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметныерезультаты:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится: проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о значении спортивно- оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

- знать свои права и права других людей

- уметь оценивать своё поведение в жизненных ситуациях

- особенности воздействия двигательной активности на организм человека

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.

В конце третьего года обучения обучающиеся научится:

- правила поведения в гостях, дома, в общественных местах

- правила поведения с родителями, сверстниками, незнакомыми людьми

- формулировать самому простые правила поведения в школе и быту

Обучающийся получит возможность научиться: -

- выявлять факторы, влияющие на выбор друзей и увлечений

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников


Четвёртый год обучения.

Личностные результаты: у обучающихся будут сформированы: установка на безопасный, здоровый образ жизни; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметныерезультаты:

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

Познавательные УУД:

Обучающийся научится: проводить сравнение и классификацию объектов; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится: работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты: формирование первоначальных представлений о значении спортивно- оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе; овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

- способы сохранения и укрепление здоровья

- влияние здоровья на успешную учебную деятельность

- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.

В конце четвертого года обучения обучающиеся научится:

- правила сохранения своего здоровья

- выявлять у себя вредные привычки

- формировать своё здоровья

Обучающийся получит возможность научиться:

- выявлять факторы, влияющие на здоровье человека

- выявлять причины некоторых заболеваний

- выявлять причины возникновения травм и правила оказания первой помощи

- применять знания о вреде курения и алкоголя для гармоничного развития человека


2.Комплекс организационно-педагогических условий


2.1. Календарный учебный график


Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных часов в неделю

Количество учебных часов в год

Режим занятий

1год обучения

05.09.2022

31.05.2023

33

1

33 часа

1 раз в неделю по 1 часу

2год обучения

05.09.2022

31.05.2023

34

1

34 часа

1 раз в неделю по 1 часу

3год обучения

05.09.2022

31.05.2023

34

1

34 часа

1 раз в неделю по 1 часу

4год обучения

05.09.2022

31.05.2023

34

1

34 часа

1 раз в неделю по 1 часу




2.2. Условия реализации программы

Кадровое обеспечение.

Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Здоровье человека» осуществляется педагогом дополнительного образования, имеющим базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, соответствующей профилю программы, в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», а также постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.


Материально-техническое обеспечение работы

Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет хорошее освещение и периодически проветривается. В наличии аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Оборудование: спортивный зал, спортивная площадка и учебная комната, а также оборудование и инвентарь для игр.

Печатные пособия: таблицы, плакаты по изучаемым темам; иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

К техническим средствам обучения относятся:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Магнитная доска

3. Персональный компьютер

4. Интерактивная доска.


Методическое обеспечение программы

Занятия проводятся в очной форме обучения с использованием ресурсов учреждения.

Основные методы и приемы обучения.

Выбор методов обучения ориентирован на активизацию и развитие определенных психических, мыслительных и познавательных процессов обучающихся.

Используются следующие методы: словесные (беседа, дискуссия, работа с учебником), наглядные (работа с иллюстрациями и схемами, просмотр видеороликов) и практические (дидактические игры).

Словесный метод (беседа, дискуссия,) применяется на всех этапах обучения. Он активизирует восприятие, развивает интерес, любознательность, воображение и мышление обучающихся

Наглядный метод (работа с иллюстрациями и схемами, просмотр видеороликов) затрагивают эмоционально-чувственное восприятие детей, повышая эмоциональное отношение учащихся к учебе, способствует разностороннему формированию образов, способствуют прочному усвоению знаний, а также облегчают понимание связи научных знаний с жизнью и экономят время учителей.

Практический метод. Принципиальное отличие состоит в том, что в нем необходимо не получить новое знание, а применить уже имеющееся, то есть он направлен на выработку умения применять знания на практике. С помощью практического метода можно значительно углубить имеющиеся умения и знания, довести качество выполнения задач до совершенства, научиться выявлять и исправлять ошибки и лучше контролировать свою работу, а также активизировать стремление к познанию.

Также используются методы воспитания: личный пример; мотивация; стимулирование, похвала; поощрения; замечания; убеждение; метод взаимопомощи; метод контроля, самоконтроля и самооценки.

Основными принципами обучения являются: наглядность, научность, актуальность, доступность, творческая активность, единство группового и индивидуального обучения, связь с практикой, соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Формы организации образовательного процесса:

Виды учебной деятельности, используемые на занятиях.

Слушание учителя

Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

Самостоятельная работа с материалом.

Работа с научно-популярной литературой.

Наблюдение за демонстрациями учителя.

Просмотр учебных фильмов.

Анализ графиков, таблиц, схем.

Работа с раздаточным материалом.

Практические занятия.


Анализ результатов деятельности обучающихся может осуществляться в форме: опроса, тестирования, демонстрации практических умений и навыков.

Используются следующие педагогические технологии:

- технология группового обучения,

- технология коллективного взаимообучения,

- игровая технология,

- технология дистанционного обучения,

- коммуникативная технология обучения;

- здоровьесберегающие технологии.

·технология объяснительно-иллюстрированного обучения.

·технология личностно-ориентированного обучения.

·технология интегрированного обучения.


Алгоритм учебного занятия:

Подготовительный этап – подготовка кабинета к проведению занятия (проветривание, подготовка необходимого материала).

Организационный этап: - приглашение детей в класс; - приветствие детей, - рассаживание обучающихся по своим местам в классе; - ознакомление с планом работы на данном уроке.

Основная часть: - объявление темы занятия, цели и задач, повторение прошлого материала; - изложение нового материала в соответствии с планом урока; - обсуждение пройденного материала.

Заключительная часть: Подведение итогов: анализ занятия; выводы по уроку; прощание.


Методические и дидактические материалы

Методические разработки;

Дидактический материал (демонстрационный материал: иллюстрации, рисунки, видеоролики, схемы; раздаточный материал.)

Электронные издания.


2.3. Формы аттестации

Виды и формы контроля освоения программы:

Для подведения итогов по каждой теме программы используются: опрос в ходе беседы, краткая самостоятельная работа, практическая работа, тестирование.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: материалы тестирования, фотоматериалы, рисунки, аналитический материал.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов оценка результатов каждого учащегося производится по уровню активности и заинтересованности на занятиях. Проводится статистика посещаемости занятий, сохранение контингента учеников, наблюдение, анализ итоговых мероприятий, анализ продуктов деятельности педагога и обучающегося.

Критерии результативности программы

В результате усвоения программы обучающиеся должны знать: факторы, влияющие на здоровье человека; причины некоторых заболеваний; причины возникновения травм и правила оказания первой помощи; виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека; о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека; основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

Обучающиеся должны уметь: выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня; осуществлять активную оздоровительную деятельность; формировать своё здоровье.


2.4. Список литературы


Литература для преподавателя

1. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника.- М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.-205 с.

2. Волина В. «Как себя вести». «Дидактика плюс», Санкт-Петербург, 2004.-221с. Закон «Об образовании в РФ»

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В.. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. - «Просвещение», Москва, 2010.-224с.

4. Здоровьесберегающая деятельность. - Волгоград, «Учитель», 2013.-206с

5. Изучаем правила дорожного движения. - Волгоград, «Учитель», 2008- 239с.

6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/В.И. Ковалько – Москва: Вако 2007.-304с.

7. Обухова Л.А. 135уроков здоровья или школа докторов природы/Л.А. Обухова Н.А. Лемяскина О.Е. Жиренко – Москва: Вако 2014.-288с.

8. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений/ под редакцией М.М,. Безруких – Москва : ООО Вариант 2005.-382с.

9. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. -176с. -/ Мозаика детского отдыха.

10. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей /под редакцией Н.В.Сократова – Москва: ТЦ Сфера 2005.-224с.

11. Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры. - Мир Книги, Москва. 2003.-512с.

12. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. - Волгоград, «Учитель», 2007.-174с.

13. DVD «Азбука безопасности на дороге» . ТО «Маски», Москва, 2009.


Список литературы для обучающихся и родителей

1. Вишневская Е.Л., Барсукова Н.К., Широкова Т.И. Основы безопасности жизнедеятельности. Пособие для учащихся 4-5 кл. – М.: Русское слово, 1995 г.

2. Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе. – М.: Просвещение, 1991 г.

3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – СПб., 1997 г.

4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – СПб.,1996 г.

5. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. – СПБ.,1995 г.

6. Залесский М. Занимательная анатомия для детей, или как устроен человек и его меньшие братья. – М.:Росмэн, 1998 г.

7. Залесский М. Стань сильным. - М.:Росмэн, 2000 г.

8. Пармз К.А. Путешествия Джуно: Приключение в стране «Здоровье». – М.:Просвещение, 1993 г.

9. Семёнова И.И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. – М.: Педагогика, 1989 г.

10.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома – М.: Новая школа, 1993 г.

11.Энциклопедия «Собери и познай человеческое тело». – М.:Ашет Коллекция, 2011 г.

12.Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е. Аспиз. – М., 1999.



Электронные ресурсы

1. http://infourok.ru

2. images.yandex.ru

3. ped- kopilka.ru

4. nsportal.ru nachalnaya-shkola

5. http://www.klassnye-chasy.ru /

6. images.yandex.ru

7. https://ru.wikipedia

8. http://5klass.net/literatura

9. https://docs.google.com

10.http://www.karusel-tv.ru



3. Приложения


Приложение 1

3.1. Оценочные материалы


Проверочный тест первого года обучения.


1t1698690949aa.png . (1 балл) Как зовут изображённого сказочного героя, любящего чистоту? Выбери ответ.









а) Гуффи б) Мойдодыр в) Плуто г) Шрек


2. (1 балл) Выбери предметы, которые необходимы человеку для ухода за кожей.

t1698690949ab.pngа) б) в) г) д) е)


3. (2 балла) Как называется комплекс физических упражнений, выполняемых утром, с целью разминки мышц и суставов? Выбери верный ответ.


а) пробежка б) зарядка в) разрядка г) игра


4t1698690949ac.png . (2 балла) Выбери продукты питания, полезные для здоровья.

а) б) в) г) д) е) ж) з)


5. (2 балла) Прочитай загадку. Выбери отгадку.

Болеть мне некогда друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И я собою очень горд,
Что дарит мне здоровье…

а) торт б) сорт в) спорт г) порт

6. (3 балла) Выбери картинку, где изображена правильная посадка за партой.

t1698690949ad.png





а) б)


7. (3 балла) Как следует вести себя при ссоре с другом? Выбери правильные ответы.

а) внимательно выслушать б) обозвать

в) ударить г) спокойно поговорить о причине ссоры


8. (4 балла) Выбери картинки, на которых изображены полезные для здоровья человека занятия.

t1698690949ae.png






а) б) в) г) д)


9. (4 балла) Какая из изображенных ягод используется при болезнях глаз?

t1698690949af.png





а) черника б) малина


10. (4 балла) Выбери те действия, которые приносят пользу здоровью.

а) ходить в грязной одежде б) чистить зубы 2 раза в день

в) не умываться г) есть больше сладостей

д) есть больше овощей и фруктов е) больше двигаться

ж) чаще бывать на свежем воздухе з) целый день сидеть за компьютером

Всего: 26 баллов.


Качество усвоения программы

Уровень достижений

90-100%

высокий

66 -89%

повышенный

50 -65 %

средний

меньше 50%

ниже среднего


Проверочный тест второго года обучения.


1. (1 балл) Выбери предмет гигиены, о котором говорится в загадке.

t1698690949ag.png

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.

а) б) в) г)


2. (1 балл) Из какого произведения взяты эти строки:

«Да здравствует мыло душистое,
     И полотенце пушистое,
     И зубной порошок,
     И густой гребешок!»

Выбери правильный ответ.

а) А. Барто «Девочка чумазая»

б) К. Чуковский «Мойдодыр»

в) С. Михалков «Про мимозу»


3t1698690949ah.png . (2 балла) Все изображённые продукты очень вкусные. Отметь те продукты, которые полезны для здоровья.

а) б) в) г) д) е) ж)


4. (2 балла) Как нужно ухаживать за зубами? Выбери правильные ответы.

аt1698690949ai.png ) Чистить зубы нужно и с внутренней, и с наружной стороны.

б) Чистить зубы нужно только с наружной стороны.

в) Чистить зубы нужно два раза в день: утром и перед сном.

г) После еды нужно полоскать рот тёплой водой.

д) Для чистки зубов не обязательно пользоваться только своей зубной щёткой.


5. (3 балла) Определи, когда празднуется Всемирный день здоровья?

Известно, что праздник отмечается весной. Название месяца начинается с первой буквы алфавита. А чтобы получить дату, нужно к наибольшему однозначному числу прибавить столько же, а затем из результата вычесть двузначное число, при записи которого используется две одинаковые цифры, сумма которых равна 2.

В ответе запиши число и название месяца через один пробел и без каких-либо знаков препинания, например, 5 сентября

Ответ:______________


6. (3 балла) Выбери слова, которые называют действия, подходящие для правильного общения с друзьями.

а) приказывать б) улыбаться в) дразнить

г) толкаться д) доверять е) быть честным


7t1698690949aj.png . (4 балла) Выбери рисунки, которые можно использовать для создания плаката «Правильная осанка».






а) б) в) г)


8. (4 балла) Отметь правила, которые нужно соблюдать, чтобы сохранить хорошую осанку.

а) Нужно следить за осанкой, когда сидишь за партой.

б) При ходьбе нужно держаться прямо, не сутулиться.

в) Спать нужно на очень мягкой постели.

г) Не нужно заниматься физкультурой и физическим трудом.

д) Нужно чаще играть в компьютерные игры и реже гулять на свежем воздухе.

е) Нельзя носить тяжести в одной руке.


9. (4 балла) Как следует правильно поступить, если ты получил ожог? Выбери правильный ответ.

а) Место ожога смазать жиром, затем наложить повязку и отправиться к врачу.

б) Место ожога промыть большим количеством холодной воды, затем наложить повязку и отправиться к врачу.


10. (5 баллов) Как называются очень важные вещества для здоровья человека, содержащиеся в пище? Отгадай ребус. Запиши только полученное слово в ответе без каких-либо знаков препинания.

t1698690949ak.png


Ответ: ______________________________________


Всего: 29 баллов.




Качество усвоения программы

Уровень достижений

90-100%

высокий

66 -89%

повышенный

50 -65 %

средний

меньше 50%

ниже среднего




Проверочный тест третьего года обучения.

1. (1 балл) Какие продукты полезны для здоровья? (Вариантов ответа должно быть несколько).

t1698690949al.png


2. (1 балл) Какие игры укрепляют здоровье? (Вариантов ответа должно быть несколько).

t1698690949am.png





3. (2 балла) Где можно собирать грибы и ягоды?

t1698690949an.png






4t1698690949ao.png . (2 балла) Какими предметами гигиены нельзя поделиться с другом? (Вариантов ответа должно быть несколько).





t1698690949ap.gif

5. (3 балла) Как звали бабушку-грязнулю, от которой сбежала вся домашняя утварь? Запиши в ответе только её имя. (Без знаков препинания)

Ответ: ______________________


6. (3 балла) Что служит опорой нашего тела? (Вариантов ответа должно быть несколько).


а) мышцы б) кожа в) внутренние органы г) скелет


7. (4 балла) Какие органы отвечают за пищеварение человека? (Вариантов ответа должно быть несколько)

t1698690949aq.png



8. (4 балла) Какое слово пропущено в предложении?

Управляет деятельностью всего организма _____________ система.

а) нервная б) пищеварительная

в) опорно-двигательная г) кровеносная


9. (5 баллов) Запиши название города, в котором проходили зимние Олимпийские игры в 2014 году. (Без знаков препинания)


Ответ: __________________________


10. (5 баллов) Разгадай ребус и ты узнаешь, что помогает укреплять здоровье. Запиши только полученное слово в ответе. (Без знаков препинания)

t1698690949ar.png






Ответ: __________________________


Всего 30 баллов.



Качество усвоения программы

Уровень достижений

90-100%

высокий

66 -89%

повышенный

50 -65 %

средний

меньше 50%

ниже среднего









Провероный тест четвёртого года обучения.


1. (1 балл) Какие рисунки показывают здоровый образ жизни? (Вариантов ответа должно быть несколько).

t1698690949as.png


2. (1 балл) «Закаляйся, если хочешь быть здоров». А что помогает закаливать наш организм? (Вариантов ответа должно быть несколько).

t1698690949at.png






t1698690949au.png


3. (2 балла) Какой из мальчиков несет портфель так, чтобы не причинить вред здоровью?



t1698690949av.png

4. (2 балла) На одном из рисунков изображены лёгкие здорового человека, а на другом – лёгкие курильщика. На каком рисунке лёгкие курильщика?


5. (2 балла) Для чего нужен сон?

а) Это пустая трата времени.

б) Это лень.

в) Это возможность всем органам восстанавливать состояние, необходимое для полноценной жизнедеятельности.


6. (3 балла) Какие растения с характерным запахом помогают в борьбе с простудными заболеваниями? (Вариантов ответа должно быть несколько).

t1698690949aw.png




7. (4 балла) Какие эмоции ухудшают здоровье человека? (Вариантов ответа должно быть несколько).

t1698690949ax.png








8. (5 баллов) Какие дорожные знаки являются предупреждающими? (Вариантов ответа должно быть несколько).

t1698690949ay.png





9. (5 баллов) На какие органы человека оказывает отрицательное воздействие алкоголь? (Вариантов ответа должно быть несколько).

t1698690949az.png

t1698690949ba.png

10. (5 баллов) Какое слово зашифровано в ребусе? Её соблюдение помогает сохранить здоровье. Запиши только полученное слово в ответе без знаков препинания.


Ответ: __________________________


Всего 30 баллов.



Качество усвоения программы

Уровень достижений

90-100%

высокий

66 -89%

повышенный

50 -65 %

средний

меньше 50%

ниже среднего





Приложение 2

Календарно-тематическое планирование


Первый год обучения


п/п

Дата проведения по плану

Дата факти-ческая

Тема занятия


Форма аттестации/

контроля

Раздел 1.Вводное занятие.

1



Я – ученик.

Опрос

2



Составление безопасного маршрута следования от дома до школы.

Практическая работа

Раздел 2. Организм человека и его строение.

3



Органы и системы органов

Опрос

4



Скелет – наша опора.

Опрос

5



Строение нервной системы

Опрос

6



Знакомство с органами чувств человека и их назначением

Опрос

7



Кожа-орган осязания.

Опрос

8



Язык – орган вкуса

Викторина

9



Обоняние. Запах. Что умеет наш нос

Викторина

10



Правила первой помощи при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

Практическая работа

11



Строение нервной системы

Опрос

12



Общие понятия о дыхательной системе

Опрос

13



Что такое эмоции.

Исследовательский проект

Раздел3.Гигиена и его здоровье.

14



Чистота-залог здоровья

Опрос

15



Забота о коже.

Викторина

16



Забота о глазах

Опрос

17



Уход за ушами

Опрос

18



Уход за руками и ногами.

Опрос

19



Друзья Вода и мыло

Практическая работа

Раздел 4. Питание и здоровье

20



Питание – необходимое условие для жизни человека.

Викторина

21



Витамины – наши лучшие друзья

Опрос

22



Что такое обмен веществ?

Опрос

23



Режим питания.

Практическая работа

24



Вода, минеральные соли.

Опрос

25



«Что бывает вкусным и полезным»

Практическая работа

Раздел 5.Профилактика употребления психоактивных веществ

26



Почему некоторые привычки называются вредными.

Опрос

27



«Умей сказать НЕТ!»


Практическая работа

Раздел 6. Человек и социум

28



Поведение в школе

Практическая работа

29



Велосипед как средство здорового образа жизни

Опрос

30



Правила безопасности на воде

Опрос

31



Мы пешеходы и пассажиры.

Практическая работа

32



Как говорить по телефону

Викторина

Раздел 7. Итоговое занятие

33



«Древо здоровья»

Тестирование



Календарно-тематическое планирование


Второй год обучения


п/п

Дата проведения по плану

Дата факти-ческая

Тема занятия


Форма аттестации/

контроля

Раздел 1.Вводное занятие.

1



Правила безопасности во время занятий.

Опрос

2



Пословицы о здоровье.

Практическая работа

Раздел 2. Организм человека и его строение.

3



Органы и системы органов

Опрос

4



Как растут кости.

Викторина

5



Комплекс упражнений для утренней гимнастики. Твоя осанка.

Опрос

6



Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир

Опрос

7



Зрение и его защита

Опрос

8



Общие понятия о дыхательной системе.

Викторина

9



Кровь и кровеносная система

Викторина

10



Как движется кровь.

Практическая работа

11



Строение нервной системы

Опрос

12



Общие понятия о дыхательной системе

Опрос

13



Чувства и поступки.

Исследовательский проект

Раздел3.Гигиена и его здоровье.

14



Как здоровье?

Опрос

15



Причины болезни. Признаки болезни

Викторина

16



Глаза – главные помощники человека

Опрос

17



Прививки от болезней

Опрос

18



Инфекционные болезни.

Опрос

19



Домашняя аптечка

Практическая работа

Раздел 4. Питание и здоровье

20



Здоровая пища для всей семьи

Викторина

21



Витамины – наши лучшие друзья

Опрос

22



Как еда путешествует по нашему организму.

Практическая работа

23



Режим питания.


Практическая работа

24



Здоровый образ жизни Что такое обмен веществ?

Опрос

25



Стройматериалы для организма.

Викторина

Раздел 5.Профилактика употребления психоактивных веществ

26



Злой волшебник - алкоголь.

Опрос

27



Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

Практическая работа

Раздел 6. Человек и социум

28



Я пешеход и пассажир. Азбука безопасности на дороге.

Практическая работа

29



Мой любимый школьный двор. Мы в школе. Карта опасных мест.

Опрос

30



Опасность в нашем доме

Практическая работа

31



Как вести с незнакомыми людьми.

Опрос

32



Как вести себя на улице.

Викторина

33



Чем опасен электрический ток.

Опрос

Раздел 7. Итоговое занятие

34



«Доктора здоровья».

Тестирование



Календарно-тематическое планирование


Третий год обучения


п/п

Дата проведения по плану

Дата факти-ческая

Тема занятия


Форма аттестации/

контроля

Раздел 1.Вводное занятие.

1



Учимся думать.

Опрос

2



Спеши делать добро

Практическая работа

Раздел 2. Организм человека и его строение.

3



Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

Опрос

4



Как воспитать в себе сдержанность

Опрос

5



Береги глаза как алмаз

Опрос

6



Комплекс упражнений для утренней гимнастики. Твоя осанка.

Опрос

7



Что определяет нормальное развитие организма?

Опрос

8



Почему кисти рук делают людей особенными. Изучение своей осанки

Викторина

9



Как сберечь вкусовые и обонятельные рецепторы.

Викторина

10



Оказание первой помощи при порезах.

Практическая работа

11



Сердце и его работа.

Опрос

12



Как заживают раны

Опрос

13



Положительные эмоции полезны для нашего здоровья.

Исследовательский проект

Раздел3.Гигиена и его здоровье.

14



Гигиена одежды и обуви.

Опрос

15



Работоспособность и утомление.

Викторина

16



Как организм помогает себе сам

Опрос

17



Как закаляться, обтирание и обливание

Опрос

18



Что такое иммунитет?

Опрос

19



Правила оказания помощи при повышенной температуре тела

Практическая работа

Раздел 4. Питание и здоровье

20



Пирамида здорового питания. Готовим вместе с родителями.

Практическая работа

21



Профилактика заболеваний пищеварительной системы.

Опрос

22



Обработка пищевых продуктов.

Опрос

23



Профилактика заболеваний пищеварительной системы.

Практическая работа

24



Питательные вещества

Опрос

25



«Что бывает вкусным и полезным»

Викторина

Раздел 5.Профилактика употребления психоактивных веществ

26



Как отучить себя от вредных привычек.

Опрос

27



Отрицательное влияние на мозг алкоголя и курения.

Практическая работа

Раздел 6. Человек и социум

28



Как вести себя за столом.

Практическая работа

29



Как вести себя в транспорте и на улице.

Опрос

30



Как вести себя в театре, в кино, школе.

Опрос

31



Умеем ли мы вежливо обращаться

Практическая работа

32



Все ли желания выполнимы

Викторина

33



Впереди лето – возможности для отдыха в

летнее время

Опрос

Раздел 7. Итоговое занятие

34



«Моя памятка здоровья»

Тестирование






Календарно-тематическое планирование


Четвертый год обучения


п/п

Дата проведения по плану

Дата факти-ческая

Тема занятия


Форма аттестации/

контроля

Раздел 1.Вводное занятие.

1



Я - ученик

Опрос

2



Учимся думать и действовать.

Практическая работа

Раздел 2. Организм человека и его строение.

3



Органы и системы органов, входящие в состав организма, их основные функции

Опрос

4



Профилактика сколиоза и плоскостопия.

Опрос

5



Как остановить судороги

Опрос

6



Первая помощь при повреждениях мышц и

кости.

Практическая работа

7



Что укрепляет нервы?

Опрос

8



Значение тренировки сердца и сосудов для здоровья.

Викторина

9



Сердце и кровообращение.

Викторина

10



Органы пищеварения

Опрос

11



Мозг и нервы.

Опрос

12



Иммунитет.

Опрос

13



Ходьба и её значение для двигательной

Активности.

Исследовательский проект

Раздел3.Гигиена и его здоровье.

14



Чтобы зубы были здоровыми

Опрос

15



Как сохранить улыбку.

Викторина

16



Здоровая кожа-надёжный защитник организма!

Опрос

17



Болезни глаз

Опрос

18



Работоспособность и утомление

Опрос

19



Сон – лучшее лекарство.

Практическая работа

Раздел 4. Питание и здоровье

20



Отравление лекарствами

Викторина

21



Пищевые отравления

Опрос

22



Витамины. Основные гиповитаминозы.

Опрос

23



Рациональное питание. Режим питания. Питание народов мира

Практическая работа

24



Правильное питание – условие сохранения здоровья.

Опрос

25



«Стройматериалы» для организма.

Практическая работа

Раздел 5.Профилактика употребления психоактивных веществ

26



Зависимость. Наркотик – тренинг безопасного

поведения

Опрос

27



Влияние алкоголя и никотина на сердечно-сосудистую систему

Практическая работа

Раздел 6. Человек и социум

28



Опасные ситуации в природе. Какие бывают наводнения.

Практическая работа

29



Правила обращения с животными. Первая помощь при укусе собаки.

Опрос

30



Умеем ли мы вежливо обращаться

Опрос

31



Ответственность. Правила поведения в транспорте.

Практическая работа

32



Кто может считаться настоящим другом

Опрос

33



Компьютер. Польза и вред

Викторина

Раздел 7. Итоговое занятие

34



«Древо здоровья»

Тестирование









Приложение 3

Лист корректировки


занятия

Раздел

Планируемое количество часов

Фактическое количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

Согласовано











































































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.