12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья57
3

Статья «Человек-творец и носитель культуры»

Берсеневская Наталья Александровна

ГБПОУ ОА «Техникум судостроения и машиностроения»

Преподаватель общественных дисциплин

Город Северодвинск

89116799600

badislavik1@mail.ru

 

 

 

Человек-творец и носитель культуры

 

Русская культура — это наша детская

С трепетной лампадой, с мамой дорогой.

Русская культура — это молодецкая

Тройка с колокольчиком, с расписной дугой.

Евгений Вадимов

 

Преподавая историю, достаточно много времени уделяется изучению русской и зарубежной культуры. Из общения с коллегами, выступлений на заседаниях методических объединений можно заключить, что не редко педагоги испытывают некоторые трудности в отборе материала по темам культуры и его изучении на уроках истории. Объясняя это тем, что информация, содержащаяся в учебных пособиях по данной направленности часто носит обобщающий, фрагментарный характер, по своей структуре не удовлетворяет интересы подрастающего поколения, не вызывает любопытства и заинтересованности. Если рассмотреть вопрос более детально, понимая, что данная заинтересованность складывается в процессе социализации, а точнее в процессе начальной социализации, то есть в семье, то ответ появляется естественным образом. Те студенты, которым удавалось в своей жизни посмотреть мир, прикоснуться к объектам культурного наследия своими руками, относятся к данному вопросу с пониманием, уважением и интересом. В процессе продолженной социализации важно нам, педагогам, определить степень заинтересованности обучающихся и приложить все усилия для их нравственного и культурного развития, в том числе и понимания значимости изучения тем по истории культуры.

Системность, целостность восприятия, доступность в изложении материала – необходимые постулаты в изучении вопросов истории культуры. Важно понимать и попытаться донести обучающимся, что вопросы архитектуры, киноискусства, скульптуры, чаще всего изучаются только на уроках истории. К этим знаниям нужно относиться бережно, ценить педагога за возможность передать сложный материал простым, доступным языком.

Как построить урок? Как найти те факты, которые будут цеплять юных слушателей, как сформулировать проблему и методы ее решения? Необходим целый методологический комплекс, реализация которого позволит не только заинтересовать студентов вопросами изучения истории культуры, но и будет способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Как определить, какие установки необходимы для изучения истории культуры в учреждениях среднего профессионального образования? Обобщая личный опыт, хочется отметить, прежде всего, то, что в содержательном отношении материал по культуре не самостоятелен. Культура есть след человеческой истории во всем ее многообразии, как писал В.С. Соловьев, «только отблеск, только тени от незримого очами».[8] Без и вне человеческой истории культура не существует.

Особое внимание хочется уделить памятникам культуры. Им отводится, очевидно, исключительная роль. Наглядность, полнота выражения, емкость восприятия. Эту свою роль памятники культуры должны играть и в курсе истории. Методические приемы, применяемые для изучения вопросов культуры на уроках истории можно классифицировать следующим образом:

1. Создание «проблемных ситуаций». Для создания проблемы, которую необходимо разрешить эффективнее всего использовать наглядное изображение изучаемого материала. А видеофрагменты с противоположными точками зрения заставят обучающихся найти в процессе ту истину, которую педагог заложил в цель текущего учебного занятия.

2. Приемы монологического и диалогического изложения.

К данным урокам применимы рассказы, беседы, учебные игры. Диспуты и семинары требуют предварительной подготовки и придают обычному уроку научную атмосферу, в которую с удовольствием вовлекаются студенты. Осознавая себя взрослыми людьми, обучающиеся стремятся выразить свою точку зрения, с удовольствием слушают оппонентов. Студенты относятся с благодарностью к педагогу, предлагающему возможность проявить свои способности наравне с собой, получить новую информацию, отстоять свою позицию.

Виртуальные экскурсии, подготовленные обучающими совместно с педагогом стимулируют познавательный интерес, и способствую развитию самовыражения обучающихся.

3. Методические приемы работы с учениками.

Учебные пособия являются отличным помощником при изучении истории культуры. Сегодня мы можем c интересом изучать следующих авторов: Большаков, В. П. История и теория культуры; Нестерова, О. А.  История мировой культуры; Березовая, Л. Г.  История отечественной культуры; Касьянов, В. В.  История культуры;  Замалеев, А. Ф.  История отечественной культуры; Горелов, А. А.  История отечественной культуры. 

Важной составляющей в развитии познавательной деятельности и мышления является написание сочинений. Тематика может быть разнообразной и включать разные аспекты истории культуры: культурология как наука, ее предмет и методы исследования; возникновение и сущность культуры; структура и функции культуры в жизни человека и общества; предмет и его смыслы; особенности художественного общения.

Особое внимание хочется уделить проектной деятельности. В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Однако, вследствие того, что данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и последовательно, она в 30-е гг. XX в. стала рассматриваться как «непедагогическая». Лишь в последнее время, в связи с изменениями в современном образовании, к этой технологии вновь возник интерес.

Чаще всего данная технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную или групповую. Студенты вовлечены в данный процесс в течение определенного отрезка времени, во время которого используются творческие и проблемные методы обучения.

Во время защиты проектов члены комиссия обращают внимание на важность исследования тем по истории культуры и сложность их изучения, благодарят студентов за проявленный интерес и результативность в выполнении цели и задач по заявленной теме. Среди популярных среди обучающихся тем можно выделить: искусство Древней Руси; литература Древней Руси. Летописи; былины и сказки как памятники русской культуры; монументальная скульптура в России; пушкинский Петербург в живописи и поэзии; быт, нравы и обычаи в XVIII – начале ХХ в; мода XVIII – XIX веков.

Повышать познавательный интерес у учащихся, способствовать всестороннему развитию личности, создавать условия для творческого потенциала - важные составляющие работы преподавателя. Как достичь таких высоких результатов при изучении тем по истории культуры? Конечно, незаменимым помощником являются презентации, которая помогает педагогу иллюстрировать свой рассказ. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Поэтапность изложение материала также доступна при помощи презентации и функции анимации.

Методологической основой ФГОСов является системно-деятельностный подход. Вообще, понятие системно-деятельностного подхода не является новым. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Чем же отличается системно-деятельностный подход от других, не менее популярных? Главное отличие, тот факт, что ученик становится не объектом обучения, а активным субъектом педагогического процесса.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности учащегося как субъекта жизнедеятельности. Главное в нем это развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Педагог с помощью данного подхода способен пробудить интерес у ученика как к отдельному предмету, так и к образовательному процессу в целом. Это наиболее важно при изучении культуры. Ведь данная тема, как мы говорили ранее, практически всегда изучается как побочный продукт, без видимой привязки к событиям и историческим процессам. Как итог такого подхода - воспитание человека с активной жизненной позицией, успешного в будущем и отвечающего за свои действия. Но, чтобы достичь подобных результатов, преподавателю требуется приложить немалые усилия, организуя такой педагогический процесс, который будет являться совместной деятельностью педагога и учащегося, основанный на принципах взаимопонимания и сотрудничества.

Главная цель всех педагогических технологий, методов и приёмов – научить обучающихся мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения, самостоятельно добывать знания, владеть исследовательскими умениями, делать осознанный выбор, представлять результат своей работы. Нельзя не согласиться со словами Д.Максвелла: «Нет лучше метода сообщений уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах». [7,3]

Подводя итоги можно сделать вывод, что главной задачей преподавателя истории в изучении вопросов культуры является: повышать познавательный интерес у учащихся, способствовать всестороннему развитию личности, создавать условия для творческого потенциала. Научить понимать ценность культурного наследия своей страны, своего края, цивилизации в целом.

 

Литература

1)Березовая, Л. Г.  История отечественной культуры. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 228 с. 

2) Большаков, В. П.  История и теория культуры : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Большаков, К. Ф. Завершинский, Л. Ф. Новицкая ; под общей редакцией В. П. Большакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 289 с.

3)Горелов, А. А.  История отечественной культуры : учебник для среднего профессионального образования / А. А. Горелов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 387 с

4) Замалеев, А. Ф.  История отечественной культуры : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Ф. Замалеев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 196 с.

5)Касьянов, В. В.  История культуры : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Касьянов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 436 с.

6)Нестерова, О. А.  История мировой культуры. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. А. Нестерова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 319 с. 

7)https://t53982h.sch.obrazovanie33.ru/upload/iblock/0ac/Layfkhak-dlya-uchitelya-Povyshenie-motivatsii-uchashchikhsya-cherez-realizatsiyu-integrirovannogo-podkhoda-v-obuchenii.pdf

8) https://kartaslov.ru/русская-классика/Бердяев_Н_А/Русская_идея/41

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.