12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валиуллина Дина Максумовна16
Россия, Татарстан респ., Казань

ДИАГНОСТИКА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ УЧЕНИКА

И УСЛОВИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

«Лучшая школа дисциплины есть семья»

Сэмюэл Смайлс (британский писатель)



Не секрет, что для начинающих классных руководителей бывает очень тяжело работать с классом, особенно в первое время. Вдвойне сложно, когда класс неспокойный, конфликтный, если между учащимися постоянные споры и недопонимания. Для изучения учащихся и комфортной обстановки в классе с самых первых дней классному руководителю необходимо использовать в своей работе педагогическую диагностику, изучать каждого ребенка и каждую семью. Это конечно огромная работа. Во - первых посещение всех семей. Здесь конечно нужно обращать внимание не только на благоустройство жилья, но и взаимоотношения между членами семьи, родителями и детьми. Обстановка в семье начинается уже с того, как тебя там будут встречать. Диагностика для учителя становиться базой своей деятельности. Результат несомненно окажется положительным, это спокойная и дружная обстановка в классе, привлечение детей во всех мероприятиях в школе. Между родителями и классным руководителем отношения тоже очень важны. Для изучения среду обитания ученика и семейного воспитания помогает педагогическая диагностика.

Семья для ребёнка – основная среда его развития и обитания, также место его рождения. Каким будет воспитание? Позитивным или негативным, конечно в большей части зависит от семьи.

Именно поэтому классному руководителю в своей работе нужно уделять большое внимание диагностике среды обитания и условиям семейного воспитания ученика. Изучить семью, найти контакт с родителями и понять что происходит в семье у каждого ученика, помогает педагогическая диагностика. Она несомненно играет огромную роль в работе классного руководителя. Диагностика может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.

Пример осуществления программы педагогической диагностики в работе классного руководителя могут быть разнообразными. К направлениям диагностики можно включить здоровье, взаимодействие, нравственность, интеллект и т.д..



t1653570755aa.gif

Рис.1. Методы педагогической деятельности.

Любую информацию, которую получает классный руководитель от родителей и учеников в результате диагностики, нужно стараться использовать в своей работе. Ведь эта информация может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу.

Надо сказать, что должна быть выработана программа диагностики. Только в таком случае возможно эффективное использование результатов диагностической деятельности. В педагогической деятельности в первую очередь выделяют следующее:

Естественность – диагностирование должно проводиться в естественных для ученика условиях.

Систематичность – диагностирование должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.

Объективность – учитель должен фиксировать не то, что он “хочет увидеть” в подтверждение своего предположения, а объективные факты.

Фиксация – результаты должны фиксироваться в ходе диагностики.

Тест «Стратегии семейного воспитания» нужно проводить с родителями ежегодно. С помощью этого теста можно оценить стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Влияние семейного воспитания может быть как положительным, так и отрицательным для эмоционально-волевой сферы ребенка.  Немалую роль в этом играют стратегии семейного воспитания.

Метод «Ранжирование», рассчитан на выявление индивидуального мнения каждого учащегося о своих товарищах, близких людях, родителей, учителей и т.д. Результаты этого опросника могут показать, позитивно ли меняется отношение ребят к классу, к ценностям в жизни, что очень важно.

Игра-опрос «Семья» помогает изучить восприимчивость ребенка к педагогическим воздействиям взрослых в семье, его откликаемость на данные воздействия. Методика также позволяет выявить адекватность стратегии общения родителей с ребенком их педагогическим позициям и его личностной позиции, т.е. насколько их педагогические устремления совпадают с потребностями ребенка соответствовать идеалам и желаниям взрослых.

Понятно, что все материалы диагностики должны фиксироваться классным руководителем на протяжении многих лет, для этого используется диагностическая карта – характеристика. Она помогает фиксировать кратко все сведения о каждом ребенке, выявлять пробелы в воспитании, определять индивидуальные задачи воспитания, находить причины отдельных явлений.

Благодаря этим результатам можно сравнивать уровень воспитанности ребенка, проводить корректировку личности, взаимоотношении в семье.

Таким образом, педагогическая диагностика помогает классному руководителю создавать условия для формирования в детях необходимых для достойной жизни личностных и деловых качеств. Здесь хочется отметить, что «Лучшая школа дисциплины есть семья».



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.