ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Лилия1890
Мое педагогическое дело реализуется через вдохновение всех фибр моей души.
Башкирская респ., Стерлитамак

                                        

Пояснительная записка

 

    Программа составлена на основе «Программ  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительного и 1-4 классов под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006 год.

     Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых первоклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
      Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

                                          

                                           Цели и задачи:

1. Расширить и уточнить представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности.

2. Обогатить словарный запас учащихся.

3. Активизация речевой деятельности.

4. Развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, речь и мышление.

 

Содержание учебного материала и  распределение учебного времени 

(68 часов; 2 часа в неделю)

      Сезонные изменения в природе (17 часов). Погода (ясно, пасмурно, дождь, гроза, ветер). Высота солнца в разное время дня.  Признаки лета: солнце сильно греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, ливень, град, гроза (молнии, гром). Летние работы в деревне. Название летних месяцев. Признаки осени: дует холодный ветер, часто идут дожди, становится холоднее, листья на деревьях желтеют, опадают, на ветках остаются почки, птицы (грачи, скворцы) собираются в стаи, улетают в теплые края, заморозки. Осенние работы в поле. Название осенних месяцев.  Признаки зимы: снегопады, морозы, метели, в морозную погоду снег скрепит под ногами, красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь, замерзли пруды, лед на реке твердый, скользкий, птицам голодно, они прилетают к домам, ищут корм, люди заботятся о птицах. Труд людей. Название зимних месяцев. Признаки весны: солнце поднимается выше, греет все сильнее, ледоход, разлив, первые проталины, первые травы и цветы, на деревьях и кустарниках набухают почки, распускаются листья и цветки, цветут фруктовые деревья, на улице и в садах люди сажают деревья и кустарники, в огородах и цветниках сеют семена, появляются насекомые, прилетают птицы. Название весенних месяцев.

 

Семена цветковых растений (1час). Сбор и хранение семян. Практическая работа по выращиванию цветковых растений из семян (настурция, ноготки, душистый горошек,

Одежда (5 часа). Как мы одеваемся в разное время года: одежда летняя, зимняя, демисезонная. Из чего шита наша одежда. Уход за одеждой (чистка, сушка, проветривание, хранение).

Обувь (3 часа). Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная, текстильная. Уход за разными видами обуви.

Город, село, деревня (4 часа). Главная улица города, села, учреждение города, села, деревни (почта, телеграф, телефонный узел, магазины, рынок, больница, аптека и др.)

Дорожное движение (1 час). Правила дорожного движения: правильный переход улицы (все случаи).

Овощи, фрукты, ягоды (1 часа). Определение и различение.

Орехи (2 часа). Орех лещины, грецкий орех, кедровый орешек. Различение по внешнему виду, вкусу.

Птицы перелетные и зимующие (4 часа). Время прилета и отлета разных птиц.

Домашние животные (3 часа). Лошадь, корова, свинья и др. Особенности внешнего вида. Пища. Уход и содержание. Польза приносимая людям.

Дикие животные (3 час). Лось, олень. Внешний вид, пища, повадки.

Дикие птицы(1 час). Гусь, лебедь и др. Внешний вид, места обитания, пища.

Домашние птицы (1час). Гусь, индюк и др. Внешний вид, пища, повадки. Польза, приносимая людям.

Квартира, комната (2 часа). Столовая, спальня, кухня и др. Назначение.

Мебель(2 часа). Мебель для столовой, спальни, кухни. Назначение. Уход за мебелью.

Посуда (3часа). Название посуды. Посуда столовая, чайная, кухонная. Уход и хранение.

Комнатные растения (4 часа). Традесканция, бегония, герань, алоэ (на выбор). Части растений. Практические работы по выращиванию комнатных растений из черенков.

Деревья (4 часа). Ель, сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена в шишках. Ель, сосна – хвойные деревья.

Полевые растения (1 час). Рожь, кукуруза, овес, другие местные. Части этих растений: корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка, початок), зерна. Как используются эти растения. Осенние работы в поле.

Грибы(1час). Части гриба. Грибы съедобные и не съедобные.

Насекомые вредные и полезные (2 часа). Бабочки, майский жук, пчела, муравей, муха.

Рыбы (1 час). Чем покрыто тело рыбы. Как передвигаются, Чем и как питаются рыбы. Уход за рыбами в аквариуме.

Охрана здоровья (2 часа). Отдых и труд  дома. Режим сна. Режим питания.

 

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

 

    Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе.  Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (8 экскурсий в год). Ведение сезонного календаря природы и труда.
      Экскурсии по главной улице города, села, деревни, в школьные мастерские, магазины, огород, сад, парк или лес, к цветочной клумбе, зоопарк, на животноводческую ферму, звероферму, птицеферму (исходя из местных условий). 

Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по выращиванию цветковых растений из семян (11 практических работ). 

 

Содержание обучения,  перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с примерной (авторской) программой по предмету.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

-называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

-активно участвовать в беседе;

-связно выказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;

-выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;

-соблюдать правила личной гигиены;

-соблюдать правила дорожного движения;

Учащиеся должны знать:

-название и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
-правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

 

Список   учебно-методической литературы

                          

1.Худенко Е.Д., Барышникова Д.И. Планирование уроков развитие речи в 4классе СКОУ VIII вида.- М.:АРКТИ, 2003.

2. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать – Ярославль: Академия развития, 1997.

3.Усвайская А.В. Изучение природы в младших классах в\ш. – М.: Просвещение, 1978.

4. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1981.

5. Худенко Е.Д., Останина Е.В. Практическое пособие по развитию речи. –  М.: Руссико, 1994.

6. Костина Е.П., Морозова С.А. Развитие речи учащихся начальных классов: Учебно-методическое пособие – Краснодар: Краснодарский учебник -2001.

7. Под ред. Петровой В.Г.  Обучение учащихся 1 – 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей – М., 1986.

8. Нефедова Е.А., Узорова О.В. Готовимся к школе (практическое пособие для подготовки детей). – М.: Аквариум, 1997.

9. Под ред. Воронковой В.В. Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение

 

Опубликовано


Поблагодарить автора 0 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.