12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валерия Кулиш115
Россия, Коми респ., Сыктывкар

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Конспект внеурочного занятия

Студентки 

Кулиш Валерии Николаевны

Тема: Дымковская игрушка.

Цель урока: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний по теме «Дымковская игрушка»

Задачи урока.

Личностные:

Учить понимать значение знаний для человека;

Учить осознавать свои интересы и цели;

Метапредметные.

регулятивные:

учить определять цель; проблему в учебной деятельности;

учитьорганизовывать свое рабочее место;

учитьобмениваться мнениями, планировать деятельность;

учитьпланировать свою деятельность;

познавательные:

учить определять цель, проблему в учебной деятельности;

учить воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

развивать умения извлекать информацию из стихотворения;

коммуникативные:

учить излагать свое мнение в диалоге;

учить излагать свои мысли в устной форме;

учить выслушивать мнение другого;

Предметные:

учится опираться в работе на полученные знания;

учить обобщать информацию;

Оборудование:

у учителя: компьютер, экран, проектор.

у учащихся: альбом, кисти, непроливайка, гуашь, акварель

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Этап: Организационный момент

Цель:Создать условия для мотивации обучающихся к учебной деятельности посредством стихотворения

- Здравствуйте, меня зовут Валерия Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок Изобразительного искусства.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

Приветствуют учителя. Садятся.

Слушают.

-Проверьте свое рабочее место. Сегодня на партах у вас должны быть краски или гуашь, кисточки и ватные палочки.

Проверяют свое рабочее место.

Этап: Актуализация знаний

Цель:Актуализировать знания, полученные ранее и подготовить учащихся к усвоению нового знания

- Ребята, сегодня мы с вами вновь отправимся в удивительное путешествие по городам народных умельцев. Но для начала скажите мне пожалуйста, что вы знаете о декоративно – прикладном искусстве?

- Декоративно – прикладное искусство – это …

- Ребята, а что особенного в предметах, которые нас окружают по вашему мнению?

- У них различная форма, размеры. На некоторых есть необычные узоры.

- Из чего состоят узоры?

- Из разных фигур, элементов, рисунков, растений, животных.

- Какие формы предметов использует человек в узорах?

- Круги, квадраты, линии, треугольники, точки,

- Ребята, что украшают люди узорами и орнаментами?

- Одежду, посуду, обувь, дома, вышивки, полотенца.

- А зачем украшают узорами и орнаментами?

- Для красоты.

- Что бы было приятно пользоваться красивыми вещами.

-Что бы было приятно смотреть

- Орнаменты и узоры несут определенный смысл.

- А какие виды декоративно-прикладного творчества вы можете сейчас назвать.

-Кружева, вышивка крестиком. Хохоломская роспись. Городецкая роспись. Жостовская роспись. Гжельская роспись.

- Молодцы ребята, правильно все назвали. А теперь давайте разберем их рассмотрим поподробнее.

 

а) Кружева вышивка крестиком

- Посмотрите на это изделие. Что это за изделие?

- Это русские кружева.

- Кто их плетет и из чего?

- Плетут их русские кружевницы.

- Своими красивыми кружевами прославились Вологодские и Елецкие кружевницы .

 

б) Хохломская роспись.

-Сколько цветов используется в такой росписи?

- Три

-Какие?

-Серный, красный и желтый.

- Кто догадался, что это за роспись?

-Хохломская.

- Да, это роспись хохломы. Неотразимым сочетанием красок завоевали известность умельцы села Хохломы, что в Нижегородской области.

Их роспись отличается тем, что они используют в росписи 3 цвета.

Еще хохломскую роспись называют золотой.

 

в) Городецкая роспись.

- Народные умельцы г. Городца прославилисьсвоей красивой резьбой по дереву и раскрашиванием яркими сочными красками.

 

- Посмотрите на слад, что вы видите

-Разделочная доска.

- Что на ней изображено?

- Жар-птица.

г) Жостовская роспись

- Радует, глаз своей тонкой работай, по металлу красками домашней посуды народные умельцы села Жостова.

 

- Посмотрите на фотографии подносов. Что является главным в данной росписи?

- На подносах главным является цветочный букет, изображенный в центре.

д) Гжельская роспись.

- Большой славой пользуется народные умельцы г.Гжели по изготовлению красивой посуды из глины.

- Какие основные цвета используются в узорах гжельской росписи?

- Голубой, синий, белый.

Этап: Открытие нового знания

Цель:

- Ребята, у нас осталось одно не раскрытое название. Название населенного пункта, и каким, ремеслом занимаются местные жители, вы мне скажете сами. Для этого вам не обходимо внимательно прочитать стихотворение

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серее

В ней что – то есть от радуги,

От капелек росы

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы.

И злость, и хмурость

Без всякого следа

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

К доске выходят 3 ученика и читают по четверостишию.

- Мы с вами прослушали стихотворение и сейчас вы ответите на вопросы, но отвечать нужно только «да» или «нет». И так ночнем:

 

-Речь шла в стихотворении о Москве?

- нет

- O Дымкове?

- да

- Там изготавливают ковры-самолеты?

- нет

- Может игрушки?

- да

- Игрушка серая, темная?

- нет

- В ней есть все цвета радуги?

- да

- Она вызывает грусть?

- нет

- Улыбку, радость?

- да

- А теперь скажите мне, кто догадался, чем мы сегодня будем заниматься?

- Расписывать дымковскую игрушку.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка (г.Киров), видна заречная слобода Дымково. Зимой, когда топятся печки, и летом, когда туман, вся слобода будто в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась дымковская игрушка на рубеже XV-XVI веков.

С давних пор народ любил веселый праздник «свистунья» или «свистопляска»

Собирались люди на большой площади весной, пляски, смеялись и … свистели. Свистели все, взрослые и дети. Поглядеть на них приезжали из других городов и сёл. И Каждый покупал здесь на базаре понравившуюся дымковскую игрушку для свиста себе на потеху да детям на забаву.

Изготавливали их только женщины и дети, работали в одиночку, каждый у себя дома.

А в 1933 году советское правительство построило дом, который стали называть «Дом художника», сейчас этот дом называется артель «Вятская игрушка», где и сейчас дружно работают мастерицы : старые учат молодых и все вместе по-старинке, вручную делают эти замечательные игрушки.

 

- А как изготавливают игрушки?

- На заводах, в ручную.

- Из чего?

- Из стекла, дерева, железа, глина, соленое тесто.

Свои игрушки лепят из местной красной глины, смешивая ее с речным песком, затем обжигают в печах, затем белят мелом, разведенным на молоке, сушат, а затем по белому фону выполняют роспись красками.

Раньше игрушки расписывали специальными красителями, замешанными на яйце с квасом, вместо кистей использовали палочки и перья.

Цвета яркие, нарядные: синий, голубой, зеленый, желто-оранжевый, малиновый. Их может быть до 10.

Орнамент всегда прост: клетки, полости, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые на вид узоры несут в себе некую информацию, напрямую связывают нас с природой, которая нас окружает. Так синяя волнистая полоса – это что? вода, перекрестные полоски – сруб колодца, круг с серединкой -звездочкой - солнце и другие небесные светила.

А вот и дымковский хоровод.

 

-А сейчас мы с вами будем расписывать дымковские игрушки, которые я вам раздам.

-Что изображено на картинке?

-Индюк.

-Правильно, А давайте внимательно рассмотрим уже готовые игрушки.

 

-Какие узоры вы видите?

-Круги, веточки, овалы.

-А что вы видите на хвосте?

-Широкую сплошную линию.

Беседа по составлению узора

- Узоры простые, посмотрите на образцы работ, на картинки.

-Какие узоры по размеру? Цвету? Форме?

-Разные.

- Что нужно иметь для росписи рисунка с изображением игрушки?

-Акварель или гуашь, кисточки.

-Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

-Ватные палочки.

-А как вы думаете зачем?

-Ими мы будем рисовать узоры на нашей игрушке.

-Как будут располагаться узоры и сколько их будет на вашей игрушке - зависит только от вас самих

 

Этап: Практическая часть. Роспись изделия.

Цель:расписать изображение игрушки.

- Вспомните правила техники безопасности при работе с кисточками и водой.

-Не клади кисточку с нанесенной на ней краски в рот.

- смешивать краски в палитре.

-Не размахивать кисточками.

-Следить, что бы стол был чистым.

-Следить, чтоб не пролить воду.

- Приступайте к самостоятельной росписи игрушки, которую вы получили.

 

Этап: закрепление

Цель:закрепить полученные знания

- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии?

-О декоративно-прикладном искусстве.

- Какой росписью мы с вами расписали с вами игрушки?

-Дымковской.

- Покажите ваши рисунки, а посмотрю. Спасибо.

Показывают рисунки

Этап: Рефлексия

Цель:

-С каким настроением вы работали сегодня?

 

-Что нового вы узнали?

 

-Что больше всего запомнилось?

 

Спасибо вам большое за работу. Мне было приятно с вами на занятии.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.