12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рычкова Валентина Владимировна153
В 2015 году окончила МГПИ им. М. Е. Евсевьева по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика». С сентября 2015 года работаю учителем русского языка в ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ"
Россия, Мордовия респ., Саранск
5

Доклад на тему «Методы и приемы работы по совершенствованию произношения в процессе чтения текста и повышению культуры речи в школе для детей с ОВЗ»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья»


 


 


 


 


 


 


 


 

Доклад на тему

 «Методы и приемы работы по совершенствованию произношения в процессе чтения текста и повышению культуры речи в школе для детей с ОВЗ»

Подготовила: учитель русского языка ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ОВЗ»

Рычкова В. В.
 

Саранск 2017


 

С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Дикция основа чёткости, понятийности речи. Система упражнений по дикции включает в себя упражнения для артикуляционного аппарата, отработку гласных и согласных звуков.

Правильность чтения - плавное чтение без иска­жений, влияющих на смысл читаемого.

Беглость - это скорость чтения, обусловливающая понима­ние прочитанного. Такая скорость измеряется количеством пе­чатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно коли­чеством слов в 1 минуту).

Сознательность чтения - понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.

Выразительность - это способность средствами устной речи передать слушателям главную мысль произведения и свое собственное отношение к нему.

 Работа над правильностью и беглостью чтения

Специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место два направления:

Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляци­онного аппарата, регуляцию дыхания;

Применение при чтении художественных произведений прин­ципа многочтения, предложенного М.И. Омороковой и описан­ного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой. При анализе текста постоянно обращать ребенка к перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.

Правильность чтения - это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого.

Система упражнений должна быть направлена на преодоление перечисленных трудностей.

Для совершенствования зрительного восприятия может быть использовано

  • Предварительное чтение слов с графическими поме­тами:

Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напеча­таны разными шрифтами:

поТруДИлиСЬ.

Система упражнений, тренирующих зрительное вос­приятие, предложенная Л.Ф.Климановой.:

Пары слов отличаются одной буквой: козы - косы, ветер - ве­чер, трава - травы, вбежал - взбежал;

Цепочки слов, близких по графическому облику: вслух - глух - слух; выот - выон - вьюга;

Слова, в которых парные по твердости-мягкости фонемы вы­полняют смыслоразличительную функцию: есть - ест, угол - уголь, галка - галька, полка - полька;

Чтение цепочек родственных слов: труд - трудился - трудя­щийся: бег - бегать - бегство.

Для тренировки артикуляционного аппарата:

  • скороговорки

    чистоговорки

Детям предлагать сначала произносить их в очень медленном темпе, затем - в раз­говорном, потом - в скороговорочном.

Тренировка дыхания:

  • На одном выдохе произнести четверостишие;

    Считать на одном дыхании как можно дольше: 1,2,3,4.5...

Такие упражнения могут проводиться на уроке в виде физминуток, однако составляться и подбираться учителем они должны с учетом того текста, который предстоит читать детям.

Для исправления ошибки такие приемы:

  • постановка вопроса, ответ на который требует перечитыва­ния;

    составление из разрезной азбуки ошибочно прочитанного слова;

    чтение с доски цепочки слов, среди которых есть ошибочно прочитанное;

    печатание ошибочно прочитанного слова учеником на доске;

    перечитывание отрывка про себя с целью ответить на вопрос учителя, поставленный к ошибочно прочитанному слову, и т. п.

Беглость - такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. Таким обра­зом, беглость не может быть самоцелью, однако именно беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Беглость зависит от так называемого поля чтения и дли­тельности остановок, которые чтец допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения)- это такой отрезок тек­ста, который взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация). Во время этой остановки и про­исходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется за­крепление воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5 остановок, причем отрезки тек­ста, которые схватываются его взглядом за одни прием, равномер­ны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно од­ной букве, поэтому на строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы.

Вообще, все упражнения, направленные на отработку правиль­ности чтения, в то же время совершенствуют и беглость. В пос­ледние годы в методике стали описываться и специальные упраж­нения для выработки беглости чтения. Обратимся к упражнениям, предложений М. И. Омороковой, И. А. Рапoпортом, И. 3. Постоловским в книге для учителя «Преодоление трудностей» (М., 1990):

совместные групповые чтения небольших отрезков текста, когда темп задает учитель или хорошо читающий ученик;

чтение небольших отрывков текста в разных темпах:

в медленном, с плавным, протяжным произношением глас­ных (при таком чтении происходит увеличение угла чтения, так как взгляд забегает вперед той единицы чтения, которая озву­чивается);

в среднем, разговорном темпе (отрабатывается способ чте­ния «как говорим»');

в «скороговорочном» темпе (достигается быстрейший син­тез всех действии чтения; проводится только после медленного чтения);

-чтение отрывков «на время» (ученик наблюдает, за сколько времени он прочитал данный текст);

-чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям (ученик наблюдает, каков объем текста, прочитанного им в определенный отрезок времени).

После чтения отрывков «на время» обязательно проверяется понимание читаемого. Упражнения, где предлагается чтение тек­ста в разных темпах, предполагают проверку понимания после медленного прочтения.

В пособии М.И. Омороковой «Совершенствование чтения младших школьников» (М.,1997) учителю рекомендуется прово­дить ежедневные практические разминки на уроках чтения:

  1. на доску вывешиваются гласные буквы, а дети, по алфавиту присоединяя к ним согласные, читают полученные слоги;

    тренировка в чтении различных сочетаний гласных букв: а. о, у, ti, а, и, у. о, j;

    чтение сочетаний согласных и гласных букв в слогах: же, че, ща, ре, три, три; после этого - чтение слов и предложений: электрификации, портфель;

    чтение диалога:

Полезны упражнения в чтении цепочек слов с общим корнем, с разными Щрнямщ вода - водный - водяной; чистота - частота; девушка - дедушка; булка - белка, а также упражнения, разви­вающие «оперативное поле чтения», например чтение «пира­мидок»: бури ветры ураганы разыграйся заморозить выхолаживая.

Успешно используются учителями и таблицы, составленные профессором Ф.И. Федоренко (Харьковская лаборатория). Они представляют собой 18 наборов по 6 предложений, в которых по­степенно увеличивается количество буквенных знаков. Таблицы предъявляются ребенку на несколько секунд, а затем проверяется, что и как он смог прочитать.

Известное письменное упражнение, когда дети должны вста­вить в текст пропущенные буквы или слова, тоже развивает их способность к антиципации, а значит, тренирует правильность и беглость чтения.

 Работа нал сознательностью чтения

Сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:

применительно к овладению самим процессом чтения (тек­инкой чтения);

применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).

осмысление значения каждой языковой единицы текста!

-понимание идейной направленности произведения, его об­разной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. по­зиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;

осознание себя как читателя.

В классе на уроке чтения все усилия учителя должны быть на­правлены на то, чтобы состоялся диалог между автором читаемо­го художественного произведения и учащимися. Неопытному чи­тателю нужно помочь:

подготовиться к восприятию текста (1);

понять форму и содержание произведения (2);

-выработать свое собственное отношение к читаемому, тем самым вступив в диалог с автором (3).

Рассмотрим виды и приемы работы, нацелен­ные на подготовку к восприятию произведения (I). Важно с пер­вых шагов обучения чтению формировать у детей тон правильной читательской деятельности, т.е. учить думать над произведением ДО чтения, во время чтения и после чтения.

все приемы работы, используемые на подготовительном этапе урока, можно разделить на дне группы:

компенсирующие несформированность типа правильной чи­тательской деятельности;

формирующие тип правильной читательской деятельности.

К первой группе приемов можно отнести беседу учителя с детьми, рассказ учителя, словарную работу.

Ко второй - предва­рительное рассматривание иллюстрации, работу с названием произведения, вычленение из текста ориентирующих слов.

Беседа используется в том случае, если дети уже владеют оп­ределенными знаниями по теме чтения и у них есть но этой теме минимальный читательский опыт,

Рассказ учителя целесообразен тогда, когда предстоящая тема чтения или совсем незнакома детям, или знакома мало.

Словарная работа - вид деятельности, который обя­зательно присутствует на уроке чтения.

Компоненты словарной работы таковы:

лексическая работа;

 работа по предупреждению ошибочного чтения;

 работа над изобразительно-выразительными средствами;

 орфографическая работа (имеет место на уроке русского языка).

На подготовительный этап отбираются:

объяснение значения слова путем подбора синонимов;

объяснение значения через антоним;

объяснение значения через развернутое описание;

  • трудные для прочтения слова, т.е. слова длинные или со стечением согласных (слова, лексическое значение которых неизвестно детям, и его Для объяснения значения слов могуг быть использованы следующие приемы:

-объяснение значения слова путем показа предмета или его

изображения;

-объяснение значения слова через его словообразовательный анализ;

выяснение значения слова по сноске в книге для чтения или по толковому словарю.

На подготовительном этапе для включения детей в тему чтения рекомендуется применять дополнительные средства: чтение малых фольклорных жанров, например загадок, по теме; показ репродукций картин, демонстрацию слайдов, фото; про­слушивание музыкальных произведений или отрывков из них. Привлечение таких средств для подготовки к восприятию произ­ведения создает особую эмоциональную атмосферу, которая способствует более глубокому проникновению в текст.

Вычленение ориентирующих слов проводится при рассматривании того, как напечатан текст в хрестоматии: разделен ли он на части, снабжен ли подзаголовками, есть ли к нему вопросы. Следует приучить детей прочитывать первое и последнее предложения текста или каждой части, если есть рубрикация. Можно прочитывать некоторые вопросы к тексту, так как они помогут более точному прогнозированию, а также нацелят на диалог с текстом.

На заключительном этапе работы с текстом следует использо­вать приемы, помогающие ребенку осознать свое собственное от­ношение к прочитанному (3). Назовем некоторые из них: чтение по ролям, пересказ, выразительное чтение. Все виды деятельности предлагаются учащимся после анализа произведения (о нем будет сказано в следующих параграфах).

Чтение по р о л я м удобно применять при работе с текста­ми, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как сказка, басня. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, опреде­лить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сцену по ролям. Только после этого можно предложить детям найти слова каждо­го персонажа, обсудить интонацию их реплик и подготовиться к чтению. В заключение эпизод читается по ролям вызванными к доске учениками.

Пересказ текста - полезное упражнение для развития как логического, так и образного мышления. Предлагая детям пере­сказать какой-либо текст, учителю следует подумать о цели та­кой деятельности. для того, чтобы пересказ получился, нужно составить план пересказа. Этому ви­ду читательской деятельности нужно специально учить, показы­вая ее поэлементно:

  1. подумать, сколько картин можно нарисовать к тексту;

    определить, на сколько частей можно разделить текст;

    сказать, о чем будет говориться в каждой части;

    предложить озаглавить каждую часть;

    обсудить предложенные варианты заглавий и выбрать опти­мальный.

При этом следует соблюдать единую синтаксическую конструк­цию заглавий. Самой простой формой будут вопросы к каждой части текста. Затем нужно учить составлять заголовки в форме дву­составных предложений. После этого можно использовать для за­головка назывные предложения. Наконец, можно показать, что в виде заголовков могут быть употреблены фразы из текста. Важно в работе над планом не смешивать два учебных действия:

-деление текста на части и выделение в них главного;

формулирование заголовков каждой части.

Работа по формированию этих читательских умений в классе должна быть четко разведена.

После завершения работы над планом полезно сосредоточить внимание детей на том:

зачем план составлялся (для продуктивного пересказа);

чем может помочь при пересказе каждый пункт плана (поможет выделить главное в каждой части, соблюдать последовательность при рассказе).

 В методике принято различать несколько типов пересказа: подробный; близкий к тексту; выборочный; краткий; творческий.

Подробный пересказ - наиболее доступный детям вид пересказа, он помогает учить логике рассуждений, развивает речь ребенка, обогащает память, приучает детей фиксировать внимание на фактах произведения. Оценивая подробный пересказ, учитель прежде всего должен обращать внимание на передачу смысла каждой части и связей между ними, а не на механическое запо­минание текста.

Пересказ, б л и з к и й к тексту, используется при работе над лирической прозой или художественным описанием. В данном случае рекомендуется обратить внимание детей на особую лек­сику произведения, а также на поэтические приемы, которыми воспользовался автор, создавая художественные образы. Обучая такому виду пересказа, следует добиваться от детей включения в речь слов и оборотов из текста, употребления синтаксических конструкций, имеющих место в произведении. Критерием оценки будет умение ребенка воссоздать в своем пересказе эмоцио­нальный тон произведения, воспользовавшись изобразительно- выразительными средствами.

В ы б о р о ч и ы й пересказ удобен в том случае, если надо:

-привлечь внимание детей к одному эпизоду произведения, например к кульминации повествования;

-учить маленьких читателей вычленять в произведении отдельные события;

помочь проследить отдельные мотивы;

отобрать материал для характеристики героя и т.п.

Удачным следует считать тот пересказ, в котором наиболее

точно выполнена указанная учебная задача.

Краткий пересказ - наиболее трудный для освоения млад­шими школьниками вид пересказа, так как при его подготовке требуется выявить в тексте самые существенные детали и передать их в собственной речи. Краткому пересказу нужно целенаправ­ленно учить на уроках чтения. Принято говорить о двух вариан­тах работы над сокращением текста:

-логической переработке текста, основанной на выявлении главного в каждой части текста с последующим созданием «сжатого текста»;

расширении составленного плана до объема «малого текста».

Оценивая краткий пересказ, учитель в первую очередь должен

обращать внимание на сохранение идейной направленности произведения, логическую последовательность и взаимосвязь отобранных отрывков, а также на их речевое оформление.

Выразительное чтение текста базируется на таком качестве навыка чтения, как выразительность.

 Работа над выразительностью чтения

Выразительность чтения - способность средствами устной речи передать слушателям свое отношение к идее произведения.

Средствами устной речи - интонацией, мимикой, жестом, мезансценой - нужно учить пользоваться.

Интонация - совокупность совместно действующих элементов звучащей речи, с помощью которых говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Большая часть р.1боты над выразительностью чтения есть работа над интонацией как главным ее средством.

Учителю следует знать условия работы над выразитель­ностью чтения:

  • Обязательно должен демонстрироваться образец вырази­тельного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи, или образец демонстрируется при первичном знакомстве с произведением, лучше прибегнуть к чтению учителем. Если образцовое чтение привлекается на этапе упражнений в выразительном чтении, то могут быть использованы технические средства для воспроизведения чтения мастером.

Демонстрация образца выразительного чтения имеет и с одну цель: во-первых, такое чтение становится своеобразным эталоном, к которому должен стремиться начинающий читатель; во-вторых, образцовое чтение раскрывает перед слушателями понимание смысла пропзведення и, таким образом, помогает его сознатель­ному прочтен ню; в-третьих, оно служит основой для «подража­тельной выразительности» и может сыграть положительную роль даже в том случае, если глубина произведения оказалась не понятна читателю: подражая интонации, выражаю щей опреде л ен н ы е чувства, ребенок начинает испытывать эти чувства и через эмоционaльные переживал н я пр иходит к осм ысле1 ш ю произведения-

    1. Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения (день пригреет - метафора;

поздняя трава - эпитет.

Благодаря этим средствам читатель понимает, что речь идет об осени, хотя слово осень отсутствует в авторском тексте. В произве­дении нарисован солнечный денек, когда в воздухе уже чувствуется дыхание осени. Еще не холодно, но запахи вокруг уже осенние.

Итак, работа над выразительностью представляет собой со­единение нескольких направлений:

-технического - включающего тренировку дыхания, со­вершенствование артикуляционного аппарата;

-интонационного - предполагающего специальную ра­боту над компонентами интонации (см, об этом подробнее в раз­деле «Методика развития речи учащихся»);

-смыслового - реализующего всю систему работы по ос­мыслению идеи произведения;

-тренировочного - имеющего целью упражнять детей в выразительном прочтении произведения после анализа.

Сочетание этих направлений в конкретном уроке зависит от очень многих факторов:от степени обученности учащихся; от объема произведения; от формы произведения; от задач урока, которые ставятся учителем, и т.п.

При разработке данного материала за основу был взят материал с сайта: https://studopedia.su/12_36388_metodika-obucheniya-chteniyu.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.