12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панова Елена Ватиславовна82
Образование высшее. Квалификационная категория-высшая. Работаю с подростками по программе социально-педагогической направленности
Россия, Хабаровский край, п. Маго Николаевского муниципального района Хабаровского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского творчества п. Маго

Принята на заседании

педагогического совета

МБОУДОДЦДТ п. Маго

Протокол №______от______

 

«Утверждаю»

Директор МБОУДОДЦДТ п. Маго ________________ Солодянкина А.В.

Протокол №______от______


 


 


 


 


 


 

Дополнительная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«ОБЛИК»


 

Возраст детей 12-18 лет

Срок реализации программы - 5 лет

Автор:

педагог дополнительного образования

Панова Елена Ватиславовна

п. Маго

2017 год

Содержание


 

I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

3

1.1Пояснительная записка

3

1.2. Цель и задачи программы.

5

1.3.Содержание программы

6

Учебно-тематический план 1-ого года обучения

7

Содержание 1-ого года обучения

7

Учебно-тематический план 2-ого года обучения

11

Содержание 2-ого года обучения

12

Учебно-тематический план 3-ого года обучения

16

Содержание 3-ого года обучения

17

Учебно-тематический план 4-ого года обучения

20

Содержание 4-ого года обучения

21

Учебно-тематический план 5-ого года обучения

24

Содержание 5-ого года обучения

24

  1. Планируемые результаты

27

II. Комплекс организационно-педагогических условий

30

2.1. Условия реализации программы 

30

2.2. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

30

Список литературы

 
   


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка развивать лучшие его качества, сформировать разностороннюю и полноценную личность. Реализация этой задачи требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего образовательного процесса.

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Облик» разработана на основе: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р), Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; Устава МБОУДОДЦДЬ п Маго.

Напрямую проблемой формирования и развития личности наряду с основным образованием занимается и современное дополнительное образование.

Новизна программы. Новое время порождает и новые проблемы, особенно это касается сельские образовательные учреждения: территориальная удаленность от информационных и образовательных центров, слабая информационная сеть, высокий уровень безработицы, низкий уровень досуговой деятельности, отсутствие системной медицинской помощи детям, имеющим функциональные заболевания. В среде учащихся протекают процессы, ранее неведомы практикам-учителям: мощное расслоение детей по социальному признаку, детская преступность, агрессия, беспризорность детей и подростков. Это уже не только педагогические, но и социальные проблемы.

Частичным решением этой проблемы станет реализация программы, которая способна внести значительный вклад в развитие личности в условиях определенного возрастного периода:

- на этапе начального образования – помощь в освоении позиции ученика;

- на этапе основного общего образования – поддержка процесса самоопределения личности: расширение спектра значимых проблем в различных сферах деятельности и приобретение опыта их решения;

- на этапе среднего полного образования – сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся, обеспечение допрофессиональной подготовки.

Важная сторона воспитания - развитие индивидуальности подростка на основе его взаимодействия с педагогом в воспитательном процессе по освоению культурных ценностей‚ в формировании его отношения к окружающему миру, в том числе по отношению к самому себе.

В этой связи данная образовательная программа весьма актуальна, поскольку призвана решать в процессе реализации многие педагогические и социальные задачи, направленные на формирование целостной личности, обладающей запасом необходимых нравственных ориентиров с творческим потенциалом сплоченной команды стремящейся к саморазвитию и самореализации. Последовательное изучение своих способностей, коррекции личностных качеств, развитие новых умений и навыков в стенах объединения поможет учащимся справиться с задачами и трудностями, которые ожидают их в реальной «взрослой» жизни. Являясь одновременно учащимися разных классов, участники объединения станут организаторами различных форм продуктивной социально - значимой деятельности.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность построения программы заключается в том, что в соответствии с целью программы она направлена на развитие личности подростка, его социализацию и самоутверждение в обществе.

Программа разработана с учетом трех основных компонентов педагога:

-гуманизация педагогического процесса;

-индивидуализация и дифференцированный подход;

-демократизация, что предполагает возможность педагога в рамках реализации данной программы достичь поставленной цели и решить педагогические задачи, актуальные в данной социокультурной ситуации, сложившейся в микросоциуме объединения; а также дать возможность каждому подростку — члену творческого объединения — раскрыть свои организаторские способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от проделанной работы, удовольствие от общения друг с другом.

Основные принципы программы:

- принцип активности. В ходе занятия участники вовлекаются в совершенно особый вид активности;

- принцип исследовательской творческой позиции. Суть его заключается в том, что в ходе тренинга воспитанники осознают, обнаруживают, открывают идеи, свои личные ресурсы и особенности;

- принцип осознания поведения. Универсальным средством осознания поведения является обратная связь, то есть выраженная словами или действиями реакция на слова, мысли и действия человека;

- принцип партнерского общения. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, открытости, которая позволяет воспитанникам экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель:

Создание условий для социального становления личности через овладение основами психологии, участие в коллективно творческих делах, позволяющих ребёнку самоутвердиться, максимально развивать свои интересы и способности.

Задачи:

- Мотивирование к самопознанию и самосовершенствованию личности;

- Обучение теоретическим и практическим знаниям, умениям, навыкам, необходимым для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;

- Формирование общечеловеческих нравственных ценностных
ориентаций;

- Развитие социально значимых личностных качеств и творческих умений;

- Воспитание у учащихся сознательного отношения к процессам, протекающим в обществе, готовности к освоению культуры общества, к осознанному выбору нравственных ценностей.

Образовательная программа «Облик» является модифицированной разработанной на основе авторских программ «Облик» Н.Щербаковой, «Я – Лидер!» Валеевой Д.Р. и имеет социально-педагогическую направленность.

Весь подростковый период проходит под знаком установления взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, соответствующих усваиваемым морально-этическим нормам. В значительной мере именно в рамках этих взаимоотношений ребёнок присваивает общественно значимые нормы и функции, знакомятся с содержанием социальных ролей. Потребность подростка занять определённое место в жизни общества, оценить самого себя в системе «я и моё участие в жизни общества». Этот период отличается повышенной интеллектуальной активностью, желанием развивать, демонстрировать свои способности, стремлением получать высокую оценку со стороны.

По возрастному уровню программа предназначена для работы с обучающимися среднего и старшего подросткового возраста 12-18 лет. По срокам реализации программа долгосрочная - 5 лет.

Согласно Устава МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго набор в детское объединение свободен. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, а также опекаемым детям и находящимся в трудной жизненной ситуации.

В реализации программы участвуют три группы учащихся по 12 человек. Занятия каждой группы проходят два раза в неделю по три часа и составляют 216 учебных часов. Структура занятия предусматривает 15 минут перерыва через каждые 45 минут работы. Средняя продолжительность каждого вида деятельности соответствует нормам. Статические и динамические виды деятельности чередуются. Занятия проводятся в кабинете МБОУ ДОД ЦДТ п. Маго, в соответствии с требованиями к помещениям, с соблюдением санитарных правил, требованиям пожарной безопасности.

  1. Содержание программы

Программа состоит из нескольких основных тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой:

1. Вводное занятие. Этот раздел включает в себя знакомство с целью и задачами объединения, программой и планом работы. Перспективами работы. Первичную диагностику интересов ребят. Организационные вопросы. Правила внутреннего распорядка, технику безопасности.

2. Психологическое просвещение. Раздел представлен в форме мини-лекций, сообщающих в доступной форме о тех или иных психологических закономерностях свойственных людям вообще, что может снять тревогу подростков без прямого обсуждения его собственных переживаний, повысить уверенность в себе. Данный раздел позволяет подросткам удовлетворить их потребность в самопознании при помощи психодиагностики, что даёт возможность лучше узнать самих себя, сравнить себя с другими.

3. Общение. Раздел направлен на знакомство с базовыми навыками общения, с понятиями активного слушания с этапами разговора. Формирование культуры общения.

4. Этикет. Включение подростков в активное познание этики. Знакомство с правилами поведения в обществе.

5. Творческая лаборатория. Этот раздел программы дает представление о том, чему ребята смогли научиться в ходе реализации данной программы, что они сами могут предложить нового для копилки интересных дел, форм организации, способов достижения поставленной цели. Раздел предусматривает разработку и создание интересного и нового способа проведения КТД. Здесь предполагается, что подростки будут выступать в роли организаторов, ведущих, исполнителей и оформителей тех мероприятий, которые они сами и разработали

6. Индивидуальное консультирование. В данный раздел входит работа по индивидуальной поддержке подростков. Консультирование подростков основывается на разговорной терапии, что служит средством для устранения нарушений психологического здоровья ребят.

Учебно-тематический план 1-ого года обучения

п./п.

Разделы программы

Количество часов по годам

Форма аттестации/ контроля

всего

теория

практика

I.

Вводное занятие

3

1,5

1,5

Опрос

II.

Психологическое просвещение

75

26

49

Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры.

III.

Общение

42

13

29

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

IV.

Этикет

12

4

8

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

V.

Творческая лаборатория

62

14

48

Творческий отчет (театрализация),

коллективный анализ

VI.

Индивидуальное консультирование

21

4

17

самооценка обучающегося

   

216

61

155

 

Содержание 1-ого года обучения

Вводное занятие - 3 часа

Тема. Ведение -3 часа

Теория: Цель и задачи программы. Знакомство детей друг с другом. Краткий курс по технике безопасности в ЦДТ. Правила и нормы поведения в коллективе.

Практика: Игра на знакомство «Кто есть, кто», Упражнения «Какой Я?», «Общее и особенное», Упражнение самоанализ «Идеал и Я»

Психологическое просвещение75 часов

  1. Тема. Я это Я. - 9 часов

Теория: Какой Я и чем Я отличаюсь от остальных? Самооценка подростка.

Практика: Анкета «Вот я какой!», Упражнения - «Моя индивидуальность», «Волшебная рука», «Здравствуй», «Шкала самооценки», «Автопортрет», «Мои сильные стороны», Диагностика «Методика личностного дифференциала»

  1. Тема. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства - 6 часов

Теория: Беседа о таких психических явлениях, как настроение, чувства, мимика. «Спектр наших эмоций и чувств» - Мини-лекция

Практика: Упражнения: «Вырази свои чувства», «Геометрические фигуры», «Меняются местами те, кто…», «Назови чувство», «Абракадабра», «Работа с негативными переживаниями», «Мои обиды» мотивационный и рефлексивный диалоги, "Как справиться с обидой, раздражением, плохим настроением" - "Копилка обид", "Чувствую себя хорошо", "Вверх по радуге", "Улыбайтесь, господа!". Психогимнастика

  1. Тема. Я и мой внутренний мир - 9 часов

Теория: Каждый видит и чувствует мир по-своему. Любой внутренний мир ценен и уникален. Темперамент.

Практика: Упражнения: «Кто я?», «Мой портрет в лучах солнца», «Письмо себе любимому», «Лёгкие пути ведут в тупик», «Все мы», Тест «Определение своего темперамента», Диагностика «Кто я?»

  1. Тема. Кто в ответе за мой внутренний мир - 6 часов

Теория: В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.

Практика: Упражнения: «Проблемы», «Победи своего дракона», Притча «Ворона и павлин»

2.5. Тема. Я и ТЫ – 3 часа

Теория: Я и мои друзья. Мой лучший друг. Я не хочу обижать слабых. Я мои «Колючки». Что такое одиночество. Я не одинок в этом мире

Практика: «Мозговой штурм»: «Что означает слово «дружба», Упражнения: «Ругаемся овощами» «Ищу друга», Тест «Какой ты друг»

2.6.Тема. Память - 9 часов

Теория: основные процессы памяти и их особенности; Виды памяти и их особенности.

Практика: Методика изучения объема памяти “Методика десять слов», "Запомни рисунки", Упражнения на развитие памяти

2.7.Тема. Внимание - 9 часов

Теория: Свойства внимания

Практика: психологические игры на развития внимания: «Запомни позы», «Копирование движений», «Перебежчики и охранники».

2.8.Тема. Мышление - 9 часов

Теория: Зачем и как человек мыслит. Радость творчества. Откуда берутся наши мысли. Уровни мышления

Практика: Упражнения на развитие мышления «Определение активности мышления», Упражнения на развитие мышления «Перевод с русского языка на язык суахили».

2.9.Тема. Воображение - 9 часов

Теория: Как воображение связано с действительностью. Приемы воображения. Виды воображения.

Практика: Методики: "Вербальная фантазия," «Король и трое заключенных». Тест «дом, дерево, человек», Тест «Несуществующее животное»

2.10.Тема. Итоговое занятие. Экспресс-анализ по познавательным процессам - 3 часа

Теория: Обобщение знаний о познавательных процессах

Практика: Упражнения для развития творческого воображения

III. Общение – 42 часа

3.1. Тема. Общение и его слагаемые - 6 часов

Теория: Общение в жизни человека. Взаимодействие людей в общении.

Практика: Ролевая игра "Необитаемый остров", упражнения по технике эффективного общения "Искушение", "Запретные друзья", "Правильный выбор".

3.2. Тема. Виды общения - 6 часов

Теория: Формальное общение, примитивное общение деловое общение, духовное или межличностное общение, манипуляторное общение, светское общение.

Практика: упражнения по технике эффективного общения Игра «Общий язык». упражнения по технике эффективного общения «Разбитые квадраты»

«Счёт»

3.3. Тема. Умеешь ли ты общаться- 6 часов

Теория: Беседа о том, почему одни люди легко общаются со всеми, а у других так не получается? Адекватное восприятие партнера по общению.

Практика: психологическая игра «Молчащее и говорящее зеркало», Тест «Общительный ли вы человек?» Ролевая игра «Убежище Тест «Умеешь ли ты общаться»

3.4. Тема. Умение слушать – 3 часа

Теория: Адекватное восприятие партнера по общению.

Практика: Тест «Умеем ли мы слушать?» Упражнение «Доска установок и стереотипов общения».

3.5.Тема. Тренинг общения – 15 часов

Теория: Знакомство с базовыми навыками общения; выделение вербальных и невербальных элементов общения

Практика: Анкетирование «Умеешь ли ты общаться», Упражнения «3еркало», «Разговор через стекло» «Шарады», «Разговор в парах на разных дистанциях», «Путаница» «Начальник и подчиненный» Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие, «Леди и джентльмены», «Чемодан», «Доверяющее падение»

3.6. Тема. Итоговое занятие «Давайте жить дружно» - 3 часа

Теория: Что означает слово ДРУЖБА?

Практика: Упражнение «Ругаемся овощами», Игра «Ласковые слова», Рисунок на тему «Дружба двух цветов», Коллективная работа: рисунок на тему «Город дружбы»

Этикет – 12 часов

4.1 Тема. История этикета – 3 часа

Теория: История этикета

Практика: Обсуждение Этикет сегодня

4.2 Тема. Повседневный этикет – 3 часа

Теория: Культура поведения в общественных местах;

Практика Игра - путешествие «Спрашивают — отвечаем»

4.3.Тема. Этикет особого случая – 3 часа

Теория: Беседа о разнообразных формах как устных, так и письменных приглашений

Практика Практикум «Приглашаю…»,

4.4. Тема. Итоговое занятие «Секреты этикета» – 3 часа

Теория: История этикета. Правила этикета

Практика: Викторина «Понемногу обо всем» «Здравствуй и прощай», «За столом»

Творческая лаборатория – 62 часа

5.1. Тема. Праздник Осени – 3 часа

Практика: «Ух, пора крутая осень золотая» - осенний бал

5.2. Тема. День матери – 3 часа

Практика: О той, кто дарует нам свет и тепло» - праздник

5.3. Тема. Новый год – 3 часа

Практика: «С новым годом!» - театрализованная конкурсная программа

5.4. Тема Рождество – 3 часа

Практика: Игровая программа Рождественские посиделки

5.5. Тема Валентинов День – 3 часа

Практика: «День Святого Валентина» - конкурсная программ

5.6. Тема День защитника Отечества – 3 часа

Практика: «Армейский экспресс» - конкурсная программа, посвященная Дню защитника Отечества

5.7. Тема 8 Марта– 3 часа

Практика: Как много девушек хороших. Конкурсно-развлекательная программа, посвящённая 8 марта.

5.8. Тема День смеха– 3 часа

Практика: Конкурсная программа «Первоапрелина»

5.9. Тема Мир КТД - 3 часа

Теория: Правила организации коллективно-творческого дела

Практика: сюжетно-ролевая игра «Аты-баты, шли солдаты

5.10. Тема Разговор у свечи - 9 часов

Теория: Анализ своих поступков и результатов деятельности

Практика: упражнение «Корзина орехов», Экспресс-анкетирование «Книга добрых дел» Диагностика «Книга больших идей»

5.11. Тема Университет таинственных явлений- 9 часов

Теория: Исследовательские умения, навыки и приёмы

Практика: познавательная программа «Полна чудес могучая природа». Игра «Тайны лесного царства» («Животный и растительный мир Хабаровского края»). «Тайны Пальвинской протоки» – интеллектуальное казино

5.12. Тема Мой мир - 6 часов

Теория: Социально-значимая деятельность Разговор об окружающем мир, об основных проблемах нашего дома, двора, посёлка

Практика: КТД «SOS – Добрый дом» -коллективная работа

5.13. Тема Ярмарка качеств - 6 часов

Теория: Дискуссия о человеке и его качествах

Практика: КТД Поляна правды и кривды, Трактир трёх гномов, Дом странника, Лавка мудрости Казино тролля, Пещера эльфа, Колодец честности, Озеро Золотой рыбки

5.14. Тема Я + Ты = Команда – 3 часа

Теория: Что такое деловая игра

Практика: «Я + Ты = Команда» деловая игра

VI. Индивидуальное консультирование -21час

6.1. Тема. Индивидуальное консультирование подростков – 18 часов

Практика: Психолого-педагогическая поддержка подростков

6.2. Тема. Консультирование родителей – 3 часа

Теория: Что такое воспитание?

Практика: «Воспитываю своего ребёнка» -родительское собрание

Учебно-тематический план 2-ого года обучения

п./п.

Разделы программы

Количество часов по годам

Форма аттестации/ контроля

всего

теория

практика

 

I.

Вводное занятие

3

1,5

1,5

Опрос

II.

Психологическое просвещение

57

11,5

45,5

Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры.

III.

Общение

24

7,5

16,5

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

IV.

Этикет

12

4

8

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

V.

Творческая лаборатория

72

22

50

Творческий отчет (театрализация),

коллективный анализ

VI.

Индивидуальное консультирование

48

16

32

самооценка обучающегося

   

216

62,5

153,5

 

Содержание 2 -ого года обучения

Вводное занятие - 3 часа

Тема. Введение

Теория: Цель и задачи программы. Краткий курс по технике безопасности в ЦДТ. Правила и нормы поведения в коллективе.

Практика: Опросник «Самоопределение»; Упражнение «Имя и качество»

Психологическое просвещение57 часов

  1. Тема. Агрессия и агрессивность – 9 часов

Теория: Различия между агрессией и агрессивностью. Виды агрессии. Как выглядит агрессивный человек. Как звучит агрессия. Как живется агрессивному человеку? Взаимосвязь агрессии и болезней. Что мне делать со своей агрессией? Что мне делать с чужой агрессией?

Практика: Упражнения «Как я зол», «Кошки и собаки», «Лист гнева», «Разреши ситуацию»

  1. Тема. Страхи. 9 часов

Теория: Что такое страх. Страхи и страшилки. Страшная-страшная сказка

Практика: Арт-терапия. Рисуем страхи выставка «Наш вернисаж». Упражнения: «Чего боятся люди», «Страшилки», «Превращение», «Как справится со страхом», Игра «Гражданская оборона»

  1. Тема. Застенчивость и неуверенность в себе – 9 часов

Теория: Каков я на самом деле. Кто я? Люди не похожие на меня. Точка опоры

Практика: Тест на самоопределение, Упражнения: «Принятие себя», «Ласковое слово», «Мой дракон», «Мой портрет в лучах солнца» «Здравствуй, я любимый!»; Игра «Встреча взглядами

  1. Тема. Конфликты. – 6 часов

Теория: Введение теоретических понятий» спор, конфликт, конфликтная ситуация, инцидент Правила поведения для конфликтных людей Способы и правила разрешения конфликта

Практика: Игра "Снежный ком", тесты: «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации», К. Томаса “Стили разрешения конфликтов”. Практическое упражнение «Печатная машинка» Ролевая игра "Сглаживание конфликтов" Самотестирование «Уровень конфликтности личности» Упражнение на групповую сплоченность "Единство"; Практическое упражнение «Учимся разрешать конфликты»; Игра «Культурная беседа»

  1. Тема. Подросток и взрослый. – 6 часов

Теория: Какие конфликты часто возникают между подростками и взрос­лыми в школе, дома, на улице? Как часто взрослые не понимают под­ростка? Поведение подростков и взрослых в конфликтах. Умение рас­крыться и довериться взрослому как способ разрешение конфликтов. Умение понять взрослого, встать на его место — как условие предуп­реждения конфликтных ситуаций.

Практика: Ролевая ситуация «Ты уходишь к другу…» Чужие проблемы», Тест «Насколько вы терпимы?»

  1. Тема. Память – 3 часа

Теория: Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Практика: Практические упражнения на тренировку способов запоминания. Тесты: «Образная память», «Кратковременная память».

  1. Тема. Внимание – 3 часа

Теория: Виды внимания: произвольное и непроизвольное внимание. Значение внимания для учебной и трудовой деятельности. Свойства внимания.

Практика: Практические упражнения на тренировку внимания. Тест «Избирательность внимания» Г. Мюстерберга

  1. Тема. Мышление – 6 часов

Теория: Мышление как сложный познавательный процесс. Понятие о мышлении. Отличие мышления от других познавательных процессов

Практика: Практические упражнения, исследующие мышление. Тест: «Активность мышления»,

  1. Тема. Воображение – 3 часа

Теория: Как воображение связано с действительностью

Практика: Методика "Вербальная фантазия", Методика «Король и трое заключенных».

  1. Тема. Итоговое занятие: «Давайте относиться друг к другу с уважением» - 3 часа

Теория: Человек как субъект общения

Практика: Упражнения: «Прогноз погоды», «Общее и различное», «Любящий взгляд», «Постройка моста»

Общение – 24 часа

3.1 Тема. Искусство общения - 3 часа

Теория: Беседа о искусстве общения

Практика: Упражнения: «Прогноз погоды»? «Общее и различное», «Прогноз погоды»? «Общее и различное»

3.2 Тема. Формы общения - 3 часа

Теория: Понятие форы общения - Бытовое общение. Деловое общение.

Практика: Игра “На острове”

3.3 Тема. Культура общения - 3 часа

Теория: Как вы понимаете выражение «Культура речи»? Какой должна быть речь человека? Какое место занимает культура речи в общей культуре человека?

Практика: Упражнение на интенсивное физическое взаимодействие «Леди и джентльмены».

3.4. Тема. Невербальные средства общения - 3 часа

Теория: Основные каналы общения. Особенности невербального общения. Средства невербального общения

Практика: Упражнения: «3еркало», «Разговор через стекло» Упражнения: «Шарады», «Разговор в парах на разных дистанциях», «Путаница»

3.5 Тема. Речевые средства общения- 3 часа

Теория: Вербальные средства общения Интонация. Темп и громкость речи. Форма изложения

Практика: Упражнение «Глухой телефон»

3.6 Тема. Позиции в общении- 3 часа

Теория: Понятия различные состояния “Я”. Эго-состояние “Родитель”. Эго-состояние “Взрослый”. Эго-состояние “Ребенок

Практика: ситуации с разных позиций общения. Родитель → Ребенок Взрослый → Взрослый Ребенок → Ребенок Вывод

3.7 Тема. Барьеры в общении- 3 часа

Теория: Основные коммуникативные барьеры в общении.
Что мешает полноценному общению

Практика: Упражнение «Испорченный телефон».

3.8. Тема. Итоговое занятие: «Какой я в межличностных отношениях» -

Теория: Я среди людей – какой/какая? Что обо мне думают? Как меня воспринимают?

Практика: Упражнения: «Метафора «Дар моря», «Уровень доверия к группе», «Какой Я?, «Качества, важные для межличностных отношений», игра «Я среди людей»

Этикет – 12 часов

  1. Тема. Путешествие по стране Этикет - 3 часа

Теория: Правила хорошего тона.

Практика: Мини-тест «Правила приветствия»

  1. Тема. В человеке должно быть всё прекрасно- 3 часа

Теория: Актуализация представлений учащихся о взаимосвязи понятий: чистота, здоровье, эстетика.

Практика: Продолжить фразу: «Комфорт – это…». Игра – тест на знание правил поведения: "На улице и в общественном месте

  1. Тема. Гардероб на все случаи жизни- 3 часа

Теория: Внешний облик подчёркивает неповторимость человеческой личности

Практика: Тест «Характер человека и его манера одеваться»

  1. Тема. Итоговое занятие: «Азбука вежливости» - 3 часа

Теория: Знакомство с правилами игры

Практика: Конкурсная программа знатоков этикета «Азбука вежливости»

V. Творческая лаборатория – 62 часа

  1. Тема. Праздник Осени – 3 часа

Практика: выставка даров лета и труда, конкурсная программа «Золотая волшебница»

5.2 Тема. День матери – 3 часа

Теория: Образ матери в литературе русских классиков

Практика: Концертная программа ко Дню Матери

5.3. Тема. Новый год – 3 часа

Практика: «Новогоднее богатство» -театрализованная развлекательная программа

5.4. Тема. Рождество – 3 часа

Практика: «Рождественские посиделки» - развлекательная программа

5.5. Тема. Валентинов День – 3 часа

Практика: «Валентинов День» - развлекательная программа

5.6. Тема. День защитника Отечества – 3 часа

Практика: «Юноши присягают России» – литературно-музыкальная композиция

5.7. Тема.8 Марта– 3 часа

Практика: «Ах! Красны девицы» - развлекательная программ

5.8. Тема. День смеха– 3 часа

Практика: КВН «По страницам русских народных сказок

5.9. Тема. Разговор у свечи – 9 часов

Теория: Фиксация своих дел и поступков

Практика: упражнение «Корзина орехов, Экспресс-анкетирование «Книга добрых дел»

5.10. Тема. Университет таинственных явлений - 9 часов

Теория: удовлетворение потребности в творческом самовыражении

Практика: познавательная программа «Полна чудес могучая природа». Игра «Тайны лесного царства» («Животный и растительный мир Хабаровского края»), «Тайны Пальвинской протоки» – интеллектуальное казин

5.11. Тема. КТД «Мой двор. Мой дом» - 6 часов

Теория: Понятие: Деятельностная игра.

Практика: Операция «Волшебная тряпка

5.12 Тема. КТД «Большое космическое путешествие» - 3 часа

Теория: расширение познавательных интересов

Практика: «Большое космическое путешествие» - коллективно творческое дело

5.13. Тема. Акция «Общественное мнение» - 3 часа

Теория: Проблемы современного общества

Практика: Анкета «Незнакомый прохожий»

5.14. Тема. Игра «Переменный марафон - 6 часов»

Теория: профилактика вредных привычек.

Практика: Конкурсная программа «Молодежь за ЗОЖ»

5.15. Тема. Заколдованная страна - 6 часов

Практика: Заколдованная страна - урок игра

5.16. Тема. Права и правила в обществе - 3 часа

Теория: Права человека

Практика: Права и правила в обществе - обсуждение

5.17. Тема. Лидер — это тот, кто... - 3 часа.

Теория: Психологические качества лидера. Типы лидеров. Стили управления.

Практика: Лидер — это тот, кто...- обсуждение

VI. Индивидуальное консультирование - 48 часов

6.1. Тема. Индивидуальное консультирование подростков – 45 часов

Практика: Психолого-педагогическая поддержка подростков

6.2. Тема. Консультирование родителей – 3 часа

Теория: Психологические особенности мужского и женского пола

Практика: «Гендерное воспитание» - круглый стол

Учебно-тематический план 3-ого года обучения

п./п.

Разделы программы

Количество часов по годам

Форма аттестации/ контроля

всего

теория

практика

I.

Вводное занятие

3

1

2

Опрос

II.

Психологическое просвещение

39

17

22

Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры.

III.

Общение

48

16

32

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

IV.

Этикет

12

5

7

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

V.

Творческая лаборатория

48

7

41

Творческий отчет (театрализация),

коллективный анализ

VI.

Индивидуальное консультирование

66

11

55

самооценка обучающегося

   

216

57

159

 

Содержание 3 -его года обучения

Вводное занятие - 3 часа

Тема. Введение

Теория: Психофизическое здоровье. Наука о душе. Актуальность психологических знаний

Практика: инструктаж по технике пожарной безопасности игры "Путаница", "Комплименты", "Дополни фразу".

Психологическое просвещение39 часов

  1. Тема. Проблемы подростка - 6 часов

Теория: Подросток-это сложно - основные проблемы, которые волнуют современного подростка.

Практика: Тест на самоопределение, письменное задание «Принятие себя», игра «Коллективный счёт», «Все в твоих руках» - конкурсная программа

2.2 Тема. Подросток. Как реализовать свои возможности -3 часа

Теория: Мои ресурсы - какими качествами должен обладать лидер.

Практика: Упражнения: «Звуки», «Дракон- самоед», «Виртуальная муха», «Энергетика ума», легенда древних Кельтов, упражнение: Научись понимать, научись объяснять

  1. Тема. Трудный возраст - для кого он труднее для тебя или для родителей - 6 часов

Теория: Беседа о значимости собственного «Я».

Практика: Письмо самому себе, Самоанализ «Какой я?». Упражнения: «Расскажи мне обо мне». «Сжатый отчет

  1. Тема. Бунт гормонов – 3 часа

Теория: половое развитие подростков

Практика: круглый стол - «Юноши – налево, девушки – направо»

  1. Тема. Готовность подростков к выбору профессии – 6часов

Теория: Из истории появления профессий и труда

Практика: интеллектуальная игра «Звёздный час», игра-путешествие «Острова профессий», «Парад профессий -познавательная игра

  1. Тема. Эмоции и чувства. - 6 часов

Теория: Источники эмоций. Спектр наших эмоций и чувств. Эмоционально-чувственная сфера личности. Счастье, самоуважение, любовь, чувство юмора, смятение. Воля как источник положительных и отрицательных эмоций.

Практика: Графический тест "Эмоции и лица". Психологический тренинг "Учитесь властвовать собой", упражнения, игры-релаксации. Копилка обид", "Чувствую себя хорошо", "Вверх по радуге", "Улыбайтесь, господа!". Психогимнастика: эмоциональные состояния.

  1. Тема. От здорового духа – здоровое тело - 9 часов

Теория: Наш физический образ. Самопрезентация. Ценностные ориентации. Психологические задачи и упражнения по теме: «Я и мой характер»,

Практика: дискуссия "Первое впечатление", Психологические задачи и упражнения по теме: “Базовые характеристики личности"

III. Общение – 48 часов

  1. Тема. Средства общения – 3 часа

Теория: Что такое общение. Виды общения. Средства общения (вербальные и невербальные). Значение общения в жизни человека

Практика: Упражнения: «Комплимент». «Чувства без слов», Игра «Зоопарк», Игра «Чепуха»

3.2. Тема. Общение со взрослыми – 9 часов

Теория: Детско-родительские отношения.

Практика: Мозговой штурм. «Чем мы с родителями похожи»

3.3 Тема. Общение с однополыми сверстниками – 3 часа

Теория: Уточнение понятий: «друг», «товарищ», «ровесник»

Практика: Упражнение - разминка "Художник", Упражнение "Конверт откровений".

3.4. Тема. Общение со сверстниками противоположного пола. – 3 часа

Теория: Типичные трудности в общении и способы их разрешения. Мини-лекция: «Что с нами происходит?»

Практика: Упражнение «Из чего только сделаны…» составление коллажа Упражнение «Наши сильные стороны и «места наименьшего сопротивления», Упражнение «Смени установку»

3.5. Тема. Тренинг общения – 30 часов

Теория: Общение как социально-психологическое понятие. Различение демонстрируемого другими агрессивного, неуверенного и уверенного поведения. Выделение ситуаций, при которых чаще всего испытывают неуверенность в себе. Сопротивление групповому давлению.

Практика: Игра «Слепой и поводырь», Упражнения «Несмеяна» «Просьба» Упражнения: «3еркало», «Разговор через стекло», «Шарады», «Разговор в парах на разных дистанциях», «Рассказчик – наблюдатель - слушатель», «Начальник и подчиненный», «Леди и джентльмены», «Гости» («День рождения»), «Разожми кулак»; Дискуссия о видах группового давления «Этюд на оправдание» Упражнения: «Похвала по кругу» «Доверяющее падение» «Фотография на память»

IV. Этикет – 12 часов

  1. Тема. Этикет в нашей жизни – 3 часа

Теория: Мини- лекция «Что такое этикет»

Практика: Обсуждение «Вежливость - понятие устарев­шее?»

4.2. Тема. Как ухаживать за…. – 6 часов

Теория: Этикет - предназначен для того, чтобы каждый мог отыскать верную дорогу в лабиринтах разнообразных обстоятельств и случаев, ситуаций общения, человеческих контактов

Практика: «Леди и Джентльмены» - развлекательно - познавательная программа для подростков.

4.3. Тема. Когда, кому и какие цветы следует дарить – 3 часа

Теория: Мини-лекция о правилах выбора цветов

Практика: Конкурс «Цветочные аранжировки»

V.Творческая лаборатория – 48 часов

5.1. Тема. Праздник Осени – 3 часа

Практика: «Осенний день высок и ясен» … - вечер отдыха

  1. Тема. День матери – 3 часа

Практика: «От всей души» - концертная программа

  1. Тема. Новый год – 3 часа

Практика: «С новым годом!» - театрализованная конкурсная программа

5.4. Тема. Рождество – 3 часа

Практика: Конкурсная программа «Рождественские посиделки»

5.5. Тема. Валентинов День – 3 часа

Практика: «Всё ради любви» – развлекательная программа

5.6. Тема. День защитника Отечества – 3 часа

Практика: День защитника Отечества - конкурсная программа

5.7 Тема. 8 Марта – 3 часа

Практика: С Праздником весны! - концерт

5.8. Тема. День смеха– 3 часа

Практика: «С нами – смех!» - развлекательная программа

5.9 Тема. Морские учения - игра – 3 часа

Теория: Инструкция проведения игры

Практика: «Морские учения» - игра

5.10. Тема. Случай в городе С – 3 часа

Теория: У каждого человека в нашем обществе есть собственные интересы, ценности, потребности

Практика: Упражнение «Связанные одной нитью», ролевая игра -«Заседание городского собрания»

5.11. Тема. Я и мои друзья – проект – 6 часов

Теория: Анализ деятельности в разных видах коммуникации

Практика: Тест «Конфликтный ли вы человек?» Упражнение «Контакты», «Дружба»

5.12. Тема. Тренинг «Хороший и верный друг – как важнейшая жизненная ценность» - 12 часов

Теория: «Кого я могу назвать своим другом»

Практика: Упражнение «Раз хлопок, два хлопок…», Тест «Какой ты друг» «Глаза в глаза», «Арифмометр», «Телеграф», «Комплимент», «Необитаемый остров», Практическая работа «Восточные стихи», Игра «Пойми меня»

VI. Индивидуальное консультирование - 66 часов

6.1. Тема. Индивидуальное консультирование подростков – 63 часа

Практика: Психолого-педагогическая поддержка подростков

6.2. Тема. Консультирование родителей – 3 часа

Теория: информирование родителей об основных стилях воспитания детей, формирование у родителей навыков конструктивного общения с деть­ми.

Практика: «Воспитываю своего ребенка!»

Учебно-тематический план 4-ого года обучения

п./п.

Разделы программы

Количество часов по годам

Форма аттестации/ контроля

всего

теория

практика

I.

Вводное занятие

3

1

2

Опрос

II.

Психологическое просвещение

45

16

29

Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры.

III.

Общение

21

7

14

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

IV.

Этикет

18

5,5

12,5

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

V.

Творческая лаборатория

60

7

53

Творческий отчет (театрализация),

коллективный анализ

VI.

Индивидуальное консультирование

69

9

60

самооценка обучающегося

   

216

45,5

170,5

 


 

Содержание 4-го года обучения

Вводное занятие - 3 часа

1.Тема. Введение

Теория: Цели, задачи и содержание программы 4 года обучения.

Практика: инструктаж по технике пожарной безопасности, игры

Психологическое просвещение45 часов

  1. Тема. Проблема непонимания (меня никто не понимает). – 6 часов

Теория: Проблема отделения подростка от семьи и формирование новых партнерских отношений между семьей и подростком. Почему семье трудно отпустить подростка.

Практика: Групповая работа «Три портрета»

  1. Тема. Я и мои привычки – 6 часов

Теория: Проблема доминирования в подростковом возрасте. Я и мои привычки. Идеальный подросток.

Практика: игра «Волшебная лавка»

  1. Тема. Взросление и проблемы ролевого поведения. – 9 часов

Теория: Взросление и проблемы ролевого поведения. Роль. Виды ролей. Ролевые нарушения. Социальные, семейные, половые роли. Роле­вые конфликты. Практика: «Кто я ребёнок или взрослый?» - дискуссия

  1. Тема. Стресс. – 12 часов

Теория: Что такое стресс? Виды стресса. Стресс — это хорошо или плохо? Последствия стресса. Стрессовые ситуации (дома, в школе, на ули­це и т.д.). Как справится со стрессом? Стресс и депрессия.

Практика: «Как справиться со стрессом», «Учимся справляться со стрессом»

  1. Тема. Трудности подросткового возраста – 6 часов

Теория: Что требуется для сегодняшней жизни и для принятия решений относительно своего будущего

Практика: Упражнения: «Проверь свою нервную систему», «Мое учение» - анкет

  1. Тема. Моё Я – 6 часов

Теория: Самооценка подростка

Практика: Диагностика «Я в настоящем» -рисунок, «Я в будущем» -рисунок

III. Общение – 21 час

3.1. Тема. Деловая беседа– 3 часа

Теория: Понятие- деловая беседа

Практика: «Деловая беседа» -ситуационная игра

3.2 Тема. Спор. Его цели и стратегии. – 3 часа

Теория: Спор. Полемика. Варианты протекания дискуссии – спора.

Практика: Упражнения: «3ахват инициативы в диалоге», «Перетягивание каната»

3.3 Тема. Механизмы межличностного восприятия – 3 часа

Теория: Роль первого впечатления. “Эффект ореола”. Ошибка превосходства. Ошибки привлекательности

Практика: «Визуальное чувствование»

3.4. Тема. Психологические защиты – 3 часа.

Теория: Понятия “Психологические защиты” - Вытеснение. Проекция. Замещение. Отрицание. Рационализация. Регрессия

Практика: круглого стола на тему «Толерантность».

3.5. Тема. Конструктивное общение. Контроль эмоций. – 3 часа

Теория: Управление своими эмоциями и чувствами. Конструктивное выражение негативных чувств

Практика: Ролевая игра «Войди в положение другого».

3.6 Тема. Активное и пассивное слушание – 3 часа

Теория: Понятие - активного слушания, выделение признаков хорошего и плохого умения слушать друг друга.

Практика: тест - «Умеем ли мы слушать?»

3.7 Тема. Итоговое занятие. «Будьте добрыми и человечными» – 3 часа

Теория: Нравственные категории, как «терпимость», «добро», «милосердие», «гуманизм».

Практика: Будьте добрыми и человечными» - час дружеского общения

Этикет – 18 часов

4.1.Тема. Этика делового общения – 9 часов

Теория: Поведение на работе, деловое письмо, телефонные переговоры

Практика: Упражнение «Начальник и подчиненный», «Имеете ли вы способность для самостоятельного ведения дел» - тест

  1. Тема. Поведение в общественных местах – 3 часа

Теория: Правила поведения в театре, в кино, в кафе, ресторане

Практика: Творческий проект «Приглашение в театр»

4.3. Тема. Подарки – 3 часа

Теория: Преподношение и получение подарков. Подарки детям, близким людям, в официальной среде, упаковка подарков.

Практика: «Подари мне…» ролевая игра

4.4 Тема. Итоговое занятие «Этикет в вопросах и ответах – 3 часа

Теория: Знакомство с правилами игры

Практика: викторина «Этикет в вопросах и ответах»

V.Творческая лаборатория – 60 часов

5.1. Тема. Праздник Осени – 3 часа

Практика: Осенний бал» вечер отдыха

5.2. Тема. День матери – 3 часа

Практика: «Тепло сердец для любимых мам» - концерт ко Дню матери

5.3. Тема. Новый год – 3 часа

Практика: «Дед Мороз приглашает - театрализованное представление

5.4. Тема. Рождество – 3 часа

Практика: «Рождественские посиделки» - развлекательная программа

5.5. Тема. Валентинов День – 3 часа

Практика: «Любовь с первого взгляда» - игра

5.6. Тема. День защитника Отечества – 3 часа

Практика: «Рыцарский турнир» - конкурсная программа

5.7. Тема. 8 Марта – 3 часа

Практика: «А ну-ка, девушки» - конкурсная программа

5.8. Тема. День смеха – 3 часа

Практика: «Смеяться разрешается» – юмористическая программа

5.9. Тема. КТД «Как стать гражданином» - 6 часов

Теория: Понятие «Гражданин», «гражданская активность»

Практика: «Как стать гражданином» коллективно-творческое дело

5.10. Тема. КТД «Однажды в городе Н» - 3 часа

Теория: Знакомство с деятельностью городских органов и организаций, формирование навыков социальной активности

Практика: «Однажды в городе Н» коллективно-творческое дело

5.11. Тема. Ток-шоу «Мы и они» - 6 часов

Теория: Осознание подростками ценности каждой человеческой личности, признание того, что непохожие «не такие» по различным признакам люди живут рядом с нами и нуждаются в нашем понимании

Практика: «Мы и они» - ток-шоу

5.12. Тема. «Моя планета» - игра – 6 часов

Теория: Узнать о себе всё то, что раньше было неизвестно

Практика: Моя планета» - игра

5.13. Тема. Тренинг по целеполаганию и социальной адаптации – 15 часов

Теория: развитие способностей к социальному восприятию участников процесса общения, наблюдательности, к умению выделить индивидуальные качества

Практика: Упражнение «Солнышко» «Настроение» «Кто он?» «Слепой и поводырь» «Сценка вежливости»

VI. Индивидуальное консультирование - 69 часов

6.1. Тема. Индивидуальное консультирование подростков – 66 часа

Практика: Психолого-педагогическая поддержка подростков

6.2. Тема. Консультирование родителей – 3 часа

Теория: уточнение представлений родителей о том, что означает любовь к своим детям, корректировка этих представлений, формирование осознанного отношения к своей роди­тельской миссии

Практика: ««Время перемен»!»

Учебно-тематический план 5-ого года обучения

п./п.

Разделы программы

Количество часов по годам

Форма аттестации/ контроля

всего

теория

практика

I.

Вводное занятие

3

1

2

Опрос

II.

Психологическое просвещение

51

23

28

Опрос, тестирование, наблюдение, психологические игры.

III.

Общение

27

10

17

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

IV.

Этикет

18

8

10

Беседа, опрос, тестирование, анкетирование

V.

Творческая лаборатория

45

10

35

Творческий отчет (театрализация),

коллективный анализ

VI.

Индивидуальное консультирование

72

-

72

самооценка обучающегося

   

216

52

164

 

Содержание 5 - ого года обучения

Вводное занятие - 3 часа

1.Тема. Введение

Теория: Цели, задачи и содержание программы 4 года обучения.

Практика: инструктаж по технике пожарной безопасности игры

Психологическое просвещение51 час

  1. Тема. Успех. – 6 часов

Теория: Что значит быть успешным? Какой человек может стать успеш­ным? Умение преодолевать препятствия как составляющая успеха. Всегда ли успешный человек бывает счастлив? Как стать успешным и счастливым?

Практика: Исследовательский проект «Лестница успеха». Тест «Определение твоей склонности к риску»

  1. Тема. Принятие себя – 9 часов

Теория: Способность адекватно и наиболее полно познать себя и других людей

Практика: Упражнения «Уровень доверия к группе», «Я горжусь», «Волшебное зеркало Тест «Что ты думаешь о своей внешности»

  1. Тема. Что ценно для тебя? – 3 часа

Теория: Совершенствование умения самоанализа и самокритичности;

Практика: Творческая работа в группе», «Заботимся друг о друге».

  1. Тема. Умей сказать нет – 3 часа

Теория: развитие навыков отказа в ситуациях риска, провоцирующих к негативному поведению, умение оценивать, анализировать ситуацию, умение общаться, аргументированно отстаивать собственную позицию

Практика: «Как сказать НЕТ!» - игровой практикум

  1. Тема. Профессии, которые мы выбираем – 12 часов

Теория: Орудия и условия труда, требования к профессиям, как выбрать профессию

Практика: «Выбор профессии: Кем стать», Тест: «Кем вы можете стать»

  1. Тема. Моя семья – 6 часов

Теория: Ценности семейных отношений, ответственности членов семьи друг перед другом

Практика: «Семейный клуб» - игра

  1. Тема. Люди встречаются, люди влюбляются – 6 часов

Теория: Обсуждение смысла понятии «любовь» и «влюбленность»

Практика: Тест «Как вы относитесь друг к другу»

  1. «Досуг - дело серьезное» - 3 часа

Теория: Оценка навыков планирования своей деятельности, расши­рение знаний о рациональной организации деятельности как условии достижения успеха

Практика: творческий проект «Увлечение - вторая натура?»

  1. Тема. Когда не стоит быть, как все? - 3 часа

Теория: истинная и ложная дружеская солидарность, признаки ситуаций, в кото­рых необходимо противостоять влиянию группы.

Практика: Ролевая игра «Сложная ситуация»

Общение – 27 час

  1. Тема. Приемы расположения к себе. Самопрезентация – 3 часа

Теория: Знаки внимания. Комплименты. Как правильно делать комплименты. Похвала и поддержка.

Практика: Самопрезентация. «Король школы»

  1. Тема. Деловая беседа – 6 часов

Теория: Дать понятие «деловая беседа»

Практика: Ролевая игра «Собеседование»

  1. Тема. Психологические особенности публичного выступления – 3 часа

Теория: Неречевые компоненты публичного выступления. Начало выступления. Язык выступающего. Контроль эмоций.

Практика: Упражнение «Искусство убеждения»

3.4.Тема. Спор. Его цели и стратегии. – 3 час

Теория: Спор. Полемика. Варианты протекания дискуссии – спора. Принципы и правила ведения спора

Практика: Упражнение «Обвинение»

3.5.Тема. Развитие навыков уверенного отказа. – 3 часа

Теория: Почему не всегда удается сказать “нет”? Право на отказ. Приемы противостояния давлению.

Практика: Ситуационная игра «Как сказать нет». Ролевая игра «Просьба и отказ»

3.6.Тема. Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков – 9 часов

Теория: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

Практика: Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков

Этикет – 18 часов

4.1 Тема. Этикет делового человека – 6 часов

Теория: Деловой этикет - соблюдение правил, которые предполагают в первую очередь глубокое ува­жение индивидуальности

Практика: Ролевая игра «Просьба и отказ»

4.2. Тема. Этика трудоустройства – 3 часа

Теория: Способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, навыков самопрезентации

Практика: Ролевая игра «Собеседование»

  1. Тема. Красивый жест – 3 часа

Теория: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения

Практика: расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения

  1. Тема. Этикет среди молодежи – 6 часов

Теория: Информирование о некоторых общих правилах современного молодёжного этикета о нормах поведения в ресторане

Практика: «Этикет в вопросах и ответах» – интеллектуальное казино

Творческая лаборатория – 60 часов

5.1. Тема. Праздник Осени – 3 часа

Практика: «Капустник» -театрализованная конкурсная программа

5.2. Тема. День матери – 3 часа

Практика: «Пусть всегда будет мама» - концерт, посвящённый Дню Матери

5.3. Тема. Новый год – 3 часа

Практика: «Морозыч представляет» - конкурсно-развлекательная программа

5.4. Тема. Рождество – 3 часа

Практика: «Рождественские посиделки» - развлекательная программа

5.5. Тема. Валентинов День – 3 часа

Практика: «Любовь всего превыше на Земле» - театрализованное представление

5.6. Тема. День защитника Отечества – 3 часа

Практика: «Смелые, ловкие, сильные, умелые» игра - конкурсная программа, посвящённая Дню Защитников Отечества

5.7. Тема. 8 Марта – 3 часа

Практика: «А ну-ка, девушки» - конкурсная программа

5.8. Тема. День смеха – 3 часа

Практика: «Смешные истории» - юмористическая программа

5.9. Тема. Что и почему нас беспокоит – 6 часов

Теория: Формирование гражданской активности учащихся на основе развития способности осознанного анализа проблем общественной жизни

Практика: Что и почему нас беспокоит – круглый стол

5.10. Тема. Тренинг профессионального самоопределения – 12 часов

Теория: Профессиональное самоопределение -что это

Практика: Тренинг профессионального самоопределения

5.11. Тема. Деловая игра «Я в ответе» - 3 часа.

Теория: каждый гражданин имеет реальную возможность оказывать влияние не только на решение проблем местного сообщества, но и может участвовать в решении мировых общественных проблем

Практика: Деловая игра «Я в ответе»

VI. Индивидуальное консультирование - 72 часа

  1. Тема. Индивидуальное консультирование подростков – 69 часов

Практика: Психолого-педагогическая поддержка подростков

6.2. Тема. Консультирование родителей – 3 часа

Теория: уточнение и корректировка представлений родителей о семейном воспитании как об одной из важнейших составляющих нравственного развития детей.

Практика: «Человек в семье», Тест «Что у вас за ребенок, какой он?

  1. Планируемые результаты

Критериальный подход к оценке эффективности программы базируется на следующих направлениях:

Деятельностное направление – позволяет оценить сформированность познавательных и практических умений, обучающихся по конечным результатам выполненных заданий, по статистическим данным участия детей в различных видах деятельности;

Личностное направление – позволяет выявить развивающий характер образовательного процесса, определить характер изменения атмосферы в коллективе с уклоном на толерантное взаимоотношение учащихся, способность к самообразованию, самовоспитанию.

В результате предполагается, что каждый воспитанник, прошедший курс по данной программе:

- приобретет сформированные знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации и успешной деятельности в обществе;

- сможет выявить свои сильные и слабые стороны, склонности и возможности, которые помогут ему развивать социально значимые личностные качества и творческие умения;

- обретет способность управлять текущими событиями, последовательно защищать свои взгляды, излагать свою точку зрения и вести дискуссию

Результаты отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов диагностики.

Начальный этап проводится в начале учебного года. Его цель – определение уровня подготовки детей в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения этого этапа диагностики осуществляется прогнозирование возможности успешного обучения.

Промежуточная диагностика проводится в конце первого полугодия. Ее цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения воспитанников. Данный этап позволяет оценить успешность выбора технологии и методики, откорректировать учебный процесс.

Цель проведения итогового этапа диагностики – подведение итогов завершающегося года обучения. На этом этапе анализируются результаты обучения, оценивается успешность усвоения воспитанниками учебной программы. Итоговая аттестация проводится в конце учебного года.

Программа мониторинговых исследований, проводимых в течение учебного года включает:

Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе - для отслеживания результатов освоения программы использую диагностику П. И. Третьякова «Уровень сформированности мотивации к учебной деятельности», которая состоит из следующих показателей: «Мотивация к знаниям» «Знания, умения, навыки» «Творческая активность, «Достижения».

Педагогический контроль знаний умений и навыков учащихся осуществляется по трём уровням:

I уровень - начальный;

II уровень - освоения;

III уровень – совершенствования.

Мониторинг развития качеств личности обучающихся - отражает изменения личностного развития подростка в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы «Облик». Для определения уровня воспитанности применяется психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой.

В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи программы: активность, коммуникативность, ответственность, нравственность, креативность.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

Организационно – педагогические

Кабинет, соответствующий "Санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; (СанПиН 2.4.4.3172-14) с индивидуальными рабочими местами для учащихся и отдельным рабочим столом для педагога.

Формирование групп и расписания занятий в соответствии с требованиями Сан ПиН и программой.

Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия, плакаты, дидактические материалы).

Материально-технические

Компьютер;

Музыкальный центр;

Костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием различных мероприятий;

Фото-, видеокамеры;

Мультимедиа проектор;

Экран;

Школьная доска

Методические

Дидактический материал (раздаточный материал по темам занятий программы, наглядный материал, мультимедийные презентации) ;

Медиатека (познавательные игры, музыка, энциклопедии, видео) ;

Архив видео и фотоматериалов;

Методические разработки занятий;

УМК к программе.

2.2. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Программа носит развивающий характер, то есть, направлена на развитие природных задатков подростков, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие личности подростка. Программа по­строена с опорой на личностно - ориентированные технологии обучения, в цен­тре внимания которых неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей.

Темы и формы занятий рассчитаны на то, чтобы помочь ребятам познать себя, открыть свои возможности, стать интересными, независимыми людьми. Они же помогут сформировать творческое отношение к окружающему миру, дадут возможность стать самостоятельнее, выйти на уровень партнёрства со взрослыми в условиях сотрудничества. Поэтому наряду с традиционными формами – лекциями, беседами, проводятся творческие мастерские с использованием игр-тренингов, творческие лаборатории, индивидуальные консультации, деловые и ситуационно-ролевые игры, КТД, дискуссии, диспуты, интегрированные занятия с воспитанниками других объединений Дома детского творчества.

Выбор методов обучения определен с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психофизических особенностей подростков, с учетом специфики изучения данного учебного предмета:

-словесные (рассказ, беседа, лекция);

-наглядные (демонстрация плакатов);

-практические (упражнения, тренинг, ведение дневника наблюдений);

-игровые (игры на развитие внимания, памяти, воображения, ролевые игры);

- психологические (анкетирование, тесты, диспут, анализ и решение конкрет­ных ситуаций).

Программа предлагает инновационные формы организации занятий:

- ситуационно-ролевые игры;

- диалог за круглым столом;

- урок доверия;

- урок путешествие;

- презентация;

- КТД по разным направлениям деятельности;

- мастерская организатора.

Использование мини-лекции и беседы в учебном процессе обусловлено легкостью их восприятия, значительной степенью разговорности при изложении, наличием так называемой «обратной связи». Активному восприятию таких форм занятий и поддержанию интереса к ним способствует использование таких наглядных средств как видео и фото материалов. Особое значение в процессе обучения играют деловые и ситуационно-ролевые игры, построенные на моделях жизненных ситуациях общения. Так как на таких занятиях отрабатывается тактика межкультурного взаимодействия, а также тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретных социальных ролей. Использование дискуссий и диспутов – один из наиболее эффективных приемов вербального общения, которые помогают разностороннему рассмотрению изучаемых тем учебного материала, отдельных вопросов, проблемных ситуаций.

КТД – это особые формы творческого сотрудничества со своими принципами: свобода выбора, равенство всех участников, добровольное участие в процессе деятельности, отсутствие соревнования, соперничества, проведение самоанализа, рефлексии, чередование индивидуальной и коллективной работы. Они способствуют развитию и повышению уровня творческих, организаторских и коммуникативных способностей.

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

1. Организационный момент: - приветствие; - проверка присутствующих.

2. Игровая разминка:

- активизация участников;

- создание непринужденной, доброжелательной атмосферы;

- повышение сплоченности;

- эмоциональный настрой на участие в занятии, совместную деятельность.

3. Объявление темы, цели и задач занятия.

4. Подача новой информации в деятельности (теоретическое и практическое рассмотрение изучаемого материала).

5. Закрепление учебного материала.

6. Подведение итогов, рефлексия.

7. Завершение занятия.

Основным способом и формой работы с детьми является групповое занятие. Но согласно содержанию программы, для выполнения творческих заданий, предусмотрены индивидуальные консультации. На занятиях первостепенное значение отводится формиро­ванию навыков самоанализа, самопознания и самосовершенствования с целью психофизического оздоровления.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Список литературы

Батаршев А.В. Психология личности и общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 248с – (Психология для всех).

Беспятова Н. К. Программа педагога дополнительного образования. М.:
2004 г.

Гришунина Е. В. Психология для девочек или секретные дневники. М.:
2000 г.

Годлман Д. Советы на все случаи жизни. Этикет для подростков / Пер. с англиского Е.Коваленко. – М.: «Издательство 2000 г.

Еникеева Д. Практическая психология для мальчиков или как стать настоящим мужчиной. М.: - г.

Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007-256с.

Иванченко В.Н Занятия в системе дополнительного образования детей. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007-288с.

Как вести себя в любой компании. Сост. В. Лившиц. Донецк. - 2002

Козлов Н. II. Истинная правда, или учебник для психолога по жизни. М.: 2001 г.

Козлов Н. И. Книга для тех, кому нравиться жить или психология личностного роста. М.: - 2000 г.

Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общения / авт.- сост. О.Я. Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2008. –
Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками. М.: - 2003 г.

Немов Р. С. Психология. Психодиагностика. Кн. 3. М.: - 1998 г.

Рожков М.И., Ковальчук М.А. профилактика наркомании у подростков. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.-1444с. –(Психология для всех)

Сборник образовательных программ для учреждений дополнительного образования детей. Часть 1 – Хабаровск: Министерство Образования Хабаровского края, Департамент общего образования, отдел воспитания и дополнительного образования, 2004 г.-156 с.

Сборник образовательных программ для учреждений дополнительного образования детей. Часть 2 – Хабаровск: Министерство Образования Хабаровского края, Департамент общего образования, отдел воспитания и дополнительного образования, 2004 г.-148 с.

Сборник практических материалов по использованию интерактивных методик в учебно-воспитательном процессе./ Сост. Селиверстова Т.Л.

Тыртышная М.А. Всё лучшее – впереди / социальноориентированные формы работы со школьниками / М.А. Тыртышная. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- 285с.: - (Библиотека учителя

Учение с увлечением -2. Сборник практических материалов для проведения мероприятий по профилактике и предотвращению домашнего насилия. Под ред. Н. Фоминой, Ю. Лытыповой. – Хабаровск, 2007

Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологи­ческой коррекции: — М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Хухлаева О.В. Психология подростка. М.: - 2005 г

Энциклопедия Этикета. – М.:РИПОЛ классик, 2006.г


 


 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения. Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. – М., 2005.

Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М.,2005.

Кинчер Дж. Книга о твоих знакомых. – СПб.: Владос, 2003.

Кинчер Дж. Книга о тебе. – СПб.: Владос, 2006.

Снайдер Д. Курс выживания для подростков. – М., 2005.

Профильное образование, Элективный курс. Прикладная этика. -  Волгоград: Учитель, 2007.

Маркуша А. Мозаика для делового человека. - М., 2007.

СелевкоГ.К. Управляй собой. - М., 2003.

Селевко Г.К. Познай себя. - М., 2003.

Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. - М.: Народное образование, 2005.

Селевко Г.К. Научи себя учиться. - М., 2007.

Селевко Г.К. Найди себя. - М., 2003.

Селевко Г.К. Сделай себя сам. - М., 2004.

Михайлов В.Т.Моя профессиональная карьера. - М., 2007.

Честных Ю. Н. Открыть себя. - М., 2000.

Зинченко А.А. Как построить свое «Я». - М., 2008.

Каган М.С. Мир общения. - М., 2005.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - М., 2005.

Тетровский А.П. Быть личностью. - М., 2009.

Прошитская М.П. Правильно выбери профессию. - М., 2008.


 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 2006.

Фролов В.Т. Перспективы человека. - М.,2007.

Коломенский О.Р. Гражданином быть обязан. - М., 2006.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 2009.

Тубельский А.Н. Школа самоопределения. - М., 2005.


 

36

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.