Урок истории в 5 классе «Древнее Двуречье»
Технологическая карта урока
Тема | Древнее Двуречье | |||||||
Класс | 5 | |||||||
Учебник | «История Древнего мира» 5 класс, авторы: Вигасин А.А. Годер Г.И., | |||||||
Тип урока | Открытия новых знаний | |||||||
Цель урока | Сформировать у учащихся представления о географическом | |||||||
Планируемые результаты | Предметные | Личностные | Метапредметные УУД | |||||
учащиеся научатся определять термины: Двуречье, клинопись, “сыновья школы”; получат возможность научиться: называть и показывать на карте Древнего Востока Междуречье, города и реки Двуречья; давать характеристику природно-климатических условий Двуречья | применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные | ||||
учащиеся определяют понятия, создают обобщения, классифицируют, устанавливают причинно-следственные связи, строят логические рассуждения, умозаключения и делают выводы | участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера | самостоятельно выделяют и формулируют цели; составляют план последовательности действий; принимают и сохраняют учебную задачу | ||||||
План урока | 1. Местоположение и природные условия 2. Занятия. Население 3. Религия. Письменность | |||||||
Оборудования урока | мультимедийная презентация мультимедийная установка, экран карточки с заданиями оценочные задания, карта Двуречья | |||||||
Форма урока | фронтальная, парная, самостоятельная | |||||||
Этап | Ход урока | Действия учеников | ||||||
Организа-ционный | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверка наличия заданий на столах./data/files/k1571865768.pptx (Древнее Друречье) | Оценивают готовность к уроку. | ||||||
Актуали- зация знаний | На прошлом уроке мы закончили путешествие по Древнему Египту. Давайте вспомним, что мы знаем об этой стране Задание – решение кроссворда. Ключевое слово, которое у нас получится ученые считают самой ранней системой письма в мире. 1. Мелкий предмет, который по мнению египтян защищает от злых духов и нечестий (АМУЛЕТ) 2. Река, протекающая через Египет (НИЛ) 3. Имя фараона, построившего самую высокую пирамиду (ХЕОПС) 4. Одно из сословий классовой структуры Египта, в их обязанности входило не только письмо и чтение уже написанных текстов, но и ведение налогов (ПИСЦЫ) 5. Вид письма древних египтян (ИЕРОГЛИФЫ) 6. Каменные «иглы фараонов» (ОБЕЛИСК) 7. Основатель науки – египтология, который расшифровал египетские иероглифы (ШАМПАЛЬОН) 8. Фараон, совершивший самые крупные завоевания (ТУТМОС) 9. Бог солнца в Древнем Египте (АМОН-РА) Какое ключевое слово у нас получилось? КЛИНОПИСЬ. Тема нашего урока тесно связано с этим словом.
ВИДЕО + рассказ учителя: Здесь несут свои воды реки Тигр и Евфрат. Они берут свое начало в горах Кавказа и впадают в Персидский Залив. Именно здесь, началась история человечества. И сегодня мы познакомимся со страной, которую с полным правом называют колыбелью цивилизации человечества – Древнем Двуречьем. Тема урока: Древнее Двуречье | Готовятся к повторению пройденного материала Ответы учеников Ответы учеников Следят по карте и отвечают на вопросы
| ||||||
Постановка целей, задач урока | Что мы точно должны узнать, чтобы познакомиться с этой страной? Какова цель нашего урока?
1. Местоположение и природные условия 2. Занятия. Население 3. Религия. Письменность | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. В диалоге намечают план изучения нового Возможные ответы: географическое расположение, природа, население, занятие населения, религия, письменность, культура
| ||||||
Объяснение нового материала | Чтобы попасть в новую для нас страну, каждый из вас должен заполнить анкету для получения визы. Необходимо быстро, а самое главное правильно выполнить задания чтобы мы смогли отправиться в путешествие по этой стране. Ваша первая задача — изучить местоположение Древнего Двуречья. Достанем из конвертов Задание № 1 (Приложение № 1) Проверка выполнения задания: - Почему страна, которую мы будем изучать получила такое название?
- Как называются главные реки, которые протекают в Двуречье? Можем ли мы дать определение этой страны? Давайте запишем следующее понятие: Двуречье (Междуречье, Месопотамия) – страна, расположенная в Западной Азии, близ рек Тигр и Евфрат. Сегодня современные государства, включающие земли Месопотамии, — Ирак, северо-восточная Сирия, периферийно Турция и Иран Как Вы думаете, почему египтяне об этой стране говорили там «реки текут наоборот?»
И действительно: И придает удивительную особенность. Местность делится как бы на две части: на севере - гористая и каменистая, а на юге – совсем ровная и камней там нет. Хорошо, давайте вернемся к нашему плану, с географическим положением этой страны мы знакомы, чтобы мы должна узнать дальше?
Проверка ответом на вопросы 1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье? 2. Какие культуры выращивали жители этой страны? 3. Какие занятия существовали у жителей Двуречья? Похожи ли занятия жителей Древнего Двуречья на занятия египтян? Как и в Древнем Египте, территорию Месопотамии люди начали заселять в V тысячелетии до нашей эры. Древние племена Междуречья со временем объединились для совместного проживания в укрепленные поселения. Именно в южной части Месопотамии зародилась древнейшая цивилизация Шумер. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Давайте зафиксируем в тетрадь: Древний народ: шумеры(«черноголовые») Возникновение государств: более 5 т.л.н. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства. Давайте найдем их на карте, стр. 33 учебника Из чего строили дома египтяне?
Чтобы продолжить путешествие по Древнему Двуречью, давайте убедимся, что уже очень много знаем об этом стране. | Решают поставленную заадчу Ответы учеников Ответы учеников Решают поставленную задачу Запись в тетрадь Следят по карте Ответы учеников Река Нил на течет с Юга на север и впадает в Средиземное море. А вот реки Тигр и Евфрат текут с Севера на юг и впадают в Персидский залив, поэтому египтяне и были удивлены такому факту Следят по карте Ответы учеников Ответы учеников Ответы учеников Запись в тетрадь Обучающиеся находят на карте города Ответы учеников | ||||||
Физминутка | Перед Вами будет утверждения о Двуречье, если утверждение правильно – то что нужно сделать, если нет?
1. Ур и Урук – главные реки Двуречья 2. Разливы Тигра и Евфрата происходили бурно 3. Первые государства в Двуречье возникли 5 т.л.н. 4. «шумеры» означают «черноголовые» 5. Двуречье – страна, расположенная в Западной Азии 6. Жителей Двуречья называли – египтяне | Ответы учеников | ||||||
Объяснение нового материала | Как мы уже отметили - основным материалом в Двуречья является глина. Из нее научились делать кирпичи, строить дома, дворцы и храмы. Вспомните, что такое храм? В Древнем Двуречье храмы называли зиккураты. - Каким богам преклонялись жители Двуречья? Для ответа на данный вопрос прочтите п.3 на с.67 учебника и выпишите имена главных богов этой страны. Вспомните, кому было позволено находиться в храме, жилище богов?
Многие ученые сходятся во мнении, что письменность возникла в Месопотамии раньше, чем в Древнем Египте, и распространилась по всей Передней Азии. Изобретение письменности было одним из величайших достижений человечества. В Древнем Двуречье существовало особое письмо, которое называлось – клинопись. Она получила также название, т.к. знаки на письме были похожи на маленькие клинышки Давайте представим себя археологами, в паре, с помощью клинописных знаков шумеров, расшифруем пословицы об ученье и настроим сегодня себя на получение знаний. Задание № 3 (Приложение № 3) Проверка задания Северными соседями шумеров были аккадцы. Столицей их царства стал город Аккад. В XXIV веке до нашей эры в Аккаде правил царь Саргон. Он создал первую в истории постоянную армию из профессиональных воинов. Сильная аккадская армия завоевала и подчинила себе Шумер. Шумерский язык начал постепенно выходить из обихода, а примерно с 2000 г. до н. э., его окончательно заменил в качестве разговорного семитский аккадский язык. Объединение Междуречья под властью Саргона привело к созданию сильного государства. Это позволило взять под строгий контроль ирригационные работы – они стали проводиться по всей стране, что привело к повышению урожаев. Саргон и последующие цари заботились о развитии торговли как внутри страны, так и за ее пределами. Он совершал успешные завоевательные походы в горные страны, где в изобилии было всевозможного сырья: метал, камень, строевой лес. Запишем в тетрадь: 2371 г. до н.э. - аккадец Саргон занял трон г. Киша и создал империю в Месопотамии покорил весь Аккад и Шумер
Какие выводы из сегодняшнего урока мы можем сделать? Молодцы! Как мы сегодня увидели как у жителей Древнего Египта, в Месопотомии - основными занятиями населения оставались земледелие и животноводство, как и в Египет, жители Двуречья рыли оросительные каналы, возводили плотины, отвоевывая у пустынь и болот все новые земли. И конечно главную роль в развитии и становлении государства в Междуречья сыграли шумеры и аккадцы. | Ответы учеников Запись в тетрадь Ответы учеников Работа с текстом учебника
Работают в парах Следят по карте Ответы учеников | ||||||
Рефлексия | С чем мы сегодня познакомились на уроке? Посмотрим план урока. Что Вам больше всего понравилось и было интересно? Мы сегодня хорошо поработали, давайте оценим, как Вы поработали на уроке? Как Вы себя оценили? | Ответы учеников
| ||||||
Домашнее задание | Параграф 13. Задание на выбор «Рассказ от имени ученика школы Двуречья» / Доклад: «Зиккурат в городе Уре» | Записывают домашнее задание |
ЗАДАНИЕ № 1
Для помощи используйте § 13 (стр. 65-67) п. 1
АНКЕТА для оформления визы | ||
Фамилия | Имя | Класс |
____________________ | _____________ | _______________ |
Название страны | |
Почему страна получила такое название? | |
На каком континенте находится страна? | |
Главные реки | |
Как проходили разливы рек? | |
Когда возникли государства? |
ЗАДАНИЕ № 2
Исторический источник. Геродот.
… Земля же её орошается дождём мало, и это сперва питает корни хлеба; однако посев вырастает, и хлеб вызревает при помощи орошения из реки, но не так как в Египте, где сама река разливается на поля, но с помощью орошения рукам или насосами (черпательными машинами, приводимыми в движение рабочим скотом).
… Всё Междуречье, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Из всех стран на свете, насколько я знаю, эта земля производит, безусловно, самые лучшие плоды. Земля приносит их в таком изобилии, что урожаи здесь бывают раза два, а то и три в год. Листья пшеницы и ячменя достигают там целых четырёх пальцев в ширину. Там просо и сезам (масленичное растение) бывают высотой с дерево. Повсюду на равнине растут там финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальмы приготовляют хлеб, вино и мёд.
1. Какая земля существовала в Древнем Двуречье?
2. Какие культуры выращивали жители этой страны?
3. Какие занятия существовали у жителей Двуречья?
ЗАДАНИЕ № 3
1) Без труда не выловишь и из пруда.
2) Что то и пожнешь
3) боятся, а делают
4) Учение , а неученье – тьма.
5) Если за ничему не научился, зря прожил
6) явятся - украсят, знания появятся - ум украсят.