12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ляшко Оксана Николаевна47



Эффективные формы, методы и приёмы работы при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего сегодняшнего выступления «Эффективные формы, методы и приёмы при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку». Пожалуй, все со мной согласятся, что экзамен в 9 классе отнюдь не прост по своей структуре и содержанию. Кроме того, мы имеем дело с большим количеством слабо мотивированных учащихся, для которых 15 заветных баллов являются трудно достижимой задачей, требующей полной самоотдачи. Успех может быть достигнут только в результате систематической деятельности по подготовке к ОГЭ.

Слайд 2

На мой взгляд, очень актуально звучат слова Бернарда Шоу, который считал, что «Единственный путь, ведущий к знаниям, - деятельность». На мой взгляд, слово «деятельность» имеет отношение не только к нашим ученикам, постигающим знания, но и, в первую очередь, к нам, учителям. Деятельность учителя напрямую зависит от уровня его самообразования. Ведь каждому из нас известно, чтобы иметь право учить, надо постоянно учиться самому. Необходимо прежде всего самому разобраться в особенностях экзамена, изучить демонстрационный вариант, кодификатор, спецификацию, чётко знать критерии оценивания, рассмотреть различные формы, методы и приёмы работы с разными категориями учащихся.

Слайд 3

Следующий шаг – правильный выбор стратегии своей работы

В начале года считаю целесообразным:

Составить план работы.

Подготовить дидактический и методический материал.

Систематизировать теоретическую базу.

Продумать форму мониторинга качества усвоения материала.

Слайд 4

Деятельность учителя по подготовке уч-ся к ОГЭ реализуется в 4 направлениях

Информационная работа.

Урочная деятельность.

Внеурочная деятельность.

Индивидуальная работа.

Первым этапом подготовки к ОГЭ является информационная работа.


Слайд 5


Информационная работа — важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ нужно ознакомить как учащихся, так и их родителей со структурой и содержанием контрольно-измерительных материалов, процедурой проведения экзамена, критериями оценивания, планом работы по подготовке к ОГЭ.

Родители должны быть также ознакомлены с литературой и ресурсами в сети Интернет, помогающими успешно подготовиться к сдаче ОГЭ по русскому языку.


Слайд 6


В рамках информационной работы в кабинете оформлен стенд, отражающий общую информацию об экзамене по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационный вариант, инструкции по выполнению работы, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов. Я в своей работе использую сборники Ирины Петровны Цыбулько, Натальи Аркадьевны Сениной. Для написания изложений и сочинений использую раздел «Информационная обработка текстов различных стилей и жанров» из «Открытого банка заданий ОГЭ» ФИПИ.


Слайд 7

Мои ученики в самом начале года знакомятся со структурой экзаменационной работы, критериями оценивания каждого задания. На основе демонстрационного варианта ФИПИ мы выделяем главные аспекты в каждой части.


Слайд 8


Первая часть экзамена – написание сжатого изложения по прослушанному тексту – требует от школьника мобилизации памяти, владения нормами орфографии, навыками информационной обработки текста. Для формирования навыка написания сжатого изложения мы с ребятами составили алгоритм, отражающий план действий при написании первой части экзаменационной работы:

Установка перед прослушиванием:

- передайте содержание и основную мысль как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Изложение должно быть сжатым!


- во время первого прослушивания начинайте сразу делать записи, отмечая микротемы. Обратите внимание на более длительные паузы – это абзацы! 

Помните: в тексте – 3 микротемы, т.е. 3 абзаца.


- прослушивая текст второй раз, записывайте ключевые слова и фразы. Работая над восстановлением текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части.

Определите способы сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение), которые необходимо применить в каждом абзаце (один любой способ, но в каждом абзаце!)

Слайд 9

В процессе работы над черновиком ученики отрабатывают навык сжатия текста на основе применения следующих приёмов:

1)    сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов,

2)    образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;

3)   сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;

4)   разбивка сложного предложения на сокращенные простые;

5)   перевод прямой речи в косвенную;

6)   пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;

7)   пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.

После завершения работы обязательно нужно пересчитать слова. Объём изложения – не менее 70 слов. Самый оптимальный объём- около 90 слов.

Во время проверки обязательно использовать орфографический словарь!

Только после проверки переходить к переписыванию работы в бланк. Каждый раз напоминаю о важности указания номера задания. Учащиеся должны знать, что все буквы и знаки препинания должны четкими, не вызывающими сомнений у проверяющего эксперта.

Слайд 10

 

  Особые затруднения у учащихся вызывают задания 2-8. Во второй части работы ученики могут набрать 7 баллов. Ежегодно анализируя результаты выпускников, можно увидеть, что максимальное количество баллов набирается редко. Второе, третье и пятое задание, проверяющие умения производить синтаксический, пунктуационный и орфографический анализы, являются самыми сложными.


Слайд 11

В связи с этим считаю необходимым на каждом уроке обязательно анализировать структуру предложений, отрабатывать навык нахождения грамматической основы, объяснять знаки препинания. Урок начинать с орфографических «пятиминуток». Для успешного выполнения заданий этой части подбираю необходимый дидактический материал, провожу работу в парах с последующей взаимопроверкой, индивидуальную работу по карточкам, на доске, предлагаю осложненное списывание, объяснительные  диктанты. Очень эффективным приёмом работы считаю комплексный анализ текста, позволяющий на основе одного текста проверить различные навыки учащихся. Названные виды работы, проводимые в системе, способствуют повышению уровня знаний учащихся.

Я считаю, что набрать во второй части 3-4 балла может любой учащийся. Для этого необходимо научить детей осуществлять синонимическую замену словосочетаний. Обязательно нужно требовать внимательное прочтение текста с целью нахождения информации. Текст необходимо читать «с карандашом в руках», подчёркивать фразы, подтверждающие верный или неверный ответ.

Учащиеся могут с лёгкостью справиться с заданиями, проверяющими умения определять средства выразительности, лексические термины. Для этого достаточно заставить их выучить необходимые определения.


Слайд 12

В нашей школе для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку еженедельно проводятся две консультации. В первой четверти на одной из консультаций обязательно проводится повторение теоретического материала по разделам, представленным во второй части экзаменационной работы. Учитель должен систематизировать и обобщить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации и лексике, проверить усвоение теории на практике, провести диагностические работы. На второй консультации отрабатывается навык написания сжатого изложения. Тексты необходимо брать из открытого банка ФИПИ.

В первой четверти перед прослушиванием аудиозаписи я раздаю каждому учащемуся печатный вариант текста, который они под моим руководством сжимают, используя различные приёмы, выделяют микротемы, определяют ключевые слова. После этого они работают над черновиком по правилам экзамена: слушают текст два раза, делают записи, оформляют текст.

Во второй четверти на обеих консультациях ученики пишут сжатые изложения без печатного текста и решают варианты, включающие задания 2-8. Вариант у всех одинаковый, для того чтобы провести анализ каждого задания. Варианты беру из печатного сборника И.П. Цыбулько.


Слайд 13

К третьей части работы – сочинению-рассуждению я приступаю только во втором полугодии. Это задание проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение. Из трёх предложенных вариантов сочинений я советую выбирать 9.2. На это есть ряд причин. Для того чтобы писать рассуждение на лингвистическую тему, необходимо владеть языковым материалом, иметь большую теоретическую базу, что для большинства не по силам. В сочинении 9.3 нужно дать определение понятию, привести примеры из читательского или жизненного опыта, которым они не обладают. Ученики часто подменивают понятия, поэтому работы отличаются нелогичностью, скудностью словаря.


Слайд 14

На первом занятии, посвящённом разбору структуры сочинения, я анализирую текст, распечатанный для каждого учащегося, разбираю аргументы, объясняю требования к сочинению, знакомлю с шаблоном сочинения 9.2, под диктовку записываю пример сочинения по данному тексту.


Слайд 15

Учителю в процессе работы над сочинением –рассуждением по заданному тексту необходимо научить уч-ся:

- внимательно вчитываться в текст «с карандашом в руках», находить ключевые слова, выделять нужные цитаты для комментирования;

- зрительно помнить план работы:

- количество абзацев - 4,

- вводные слова – обязательное условие рассуждения,

- обязательно указание номера предложения – примера,

- пример: либо цитата, либо смысл, переданный своими словами,

- вывод по примеру обязателен,

- тезис и вывод не могут повторяться, мысль формулируется по-разному,

- объём сочинения-рассуждения не менее 70 слов

Рекомендую требовать от уч-ся

- обязательно использовать черновик при написании сочинения;

- активно использовать словари для проверки, стараться избегать затруднительного правописания и сложной пунктуации.


Слайд 16

Шаблон играет очень важную роль в формирования умения писать сочинение-рассуждение. В первом абзаце ученики объясняют своими словами смысл фразы из текста. Во втором и третьем абзаце приводят примеры, комментируют их, делают выводы. Оформить рассуждение помогают вводные слова: во-первых, во-вторых. В четвёртой части делают вывод по всему рассуждению. В процессе применения данного шаблона ученики запоминают структуру, логически правильно строят свои сочинения.


Слайд 17, 18


Так, на следующих двух слайдах представлены два сочинения –рассуждения в формате 9.2, написанные учащимися с использованием шаблона.


Д.С. Лихачёв писал: «Чтобы научиться писать, надо писать». Действительно, навык написания сочинения формируется в процессе систематической работы. Мои ученики сочинения-рассуждения в формате 9.2 пишут каждую неделю. Во втором полугодии одна из консультаций посвящена обучению написания сочинения 9.2, вторая – формированию навыка написания сжатого изложения. Задания, тексты для прослушивания и анализа рекомендую брать из открытого банка ФИПИ. При этом на каждой консультации ученики решают варианты из печатных сборников.

Все три части работы взаимосвязаны и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.

Формированию комплекса умений на основе работы с текстом способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаю такие формы деятельности, как конспектирование, составление планов и отзывов. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками.


Слайд 19

Выпускники имеют различные способности, разный образовательный уровень. Кроме того, у каждого свой собственный «порог у спешности» и «желаемая высота». В связи с этим без индивидуального подхода в обучении высоких результатов не добиться. Необходимо систематически вести мониторинг индивидуальных достижений учащихся; анализировать допущенные ошибки; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию по устранению пробелов в знаниях; контролировать качество работы над ошибками.


Слайд 20

Эффективным методом контроля знаний учащихся является репетиционный ОГЭ.

Рекомендую проводить пробные экзамены не менее 4 раз в год.

В чём плюсы этой формы контроля?

- позволяет осуществить контроль уровня знаний, умений, навыков, необходимых для получения успешного результата на ОГЭ;

- прочувствовать «атмосферу» экзамена;

- проверить «временные рамки» работы;

- выстроить прогноз результата;

- ознакомить родителей с полученными баллами;

- пробудить сознательность учащихся, способствовать повышению мотивации к учёбе.

Слайд 21

Все работы, выполненные выпускниками в ходе подготовки к ОГЭ, систематизированы в портфолио уч-ся. С содержанием портфолио в обязательном порядке знакомятся родители не менее одного раза в четверть, родители слабоуспевающих учеников – не менее одного раза в месяц.

Слайд 22

Я в своей работе использую листы ознакомления родителей с результатами уч-ся

Что они отражают? Качество выполнения заданий в КИМах, результаты усвоения теории, промежуточного контроля, репетиционных экзаменов, посещение консультаций.

Нам, педагогам, необходимо убедить родителей в том, что результат ОГЭ зависит от взаимодействия семьи и школы. Чтобы добиться высокого результата уч-ся, родители должны стать нашими союзниками.


Слайд 23

В заключение хочется отметить главное. Наш труд становится эффективным только в том случае, если все выше перечисленные мероприятия носят систематический характер. Конечно, это очень трудно, контингент учащихся разный, иногда просто опускаются руки от «борьбы с ветряной мельницей». В этом случае вспомните слова Владимира Солоухина:

«У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту. Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине. Иногда приходится идти как бы от вершины в противоположную сторону, петлять, двигаться, не видя самой вершины за другими скалами. Все можно. Нельзя только одно – терять высоту. Каждый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим, и тогда, если даже ты идёшь как бы и не к вершине, всё равно ты становишься выше, то есть ближе к цели. Итак, нельзя терять высоту!»

Дорогие коллеги, я искренне желаю вам оптимизма, неиссякаемой энергии, уважения учеников и их родителей, поддержки коллег, успешного воплощения самых смелых творческих замыслов!

Слайд 24 Спасибо за внимание! Желаю всем удачи на ОГЭ!


Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.