12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Михайловна Чазова1894
Россия, Свердловская обл., город Верхотурье

Индивидуально-психологические особенности ребенка

(экспертная оценка)

__________________________________________________________________________

Задачи сопровождения: создание социально-психологиеских условий для развития личности ребенка, успешности его обучения.


Особенности

Результаты входящей диагностики


О

Б

Щ

Е

Н

И

Е

ИНИЦИАТИВНОСТЬ (по ведущей деятельности)

По результатам наблюдений

Самостоятельно выступает зачинателем нового дела.

Редко сам начинает какое-либо новое дело

Никогда не выступает начинателем нового дела

КРУГ ОБЩЕНИЯ, коммуникативные качества

По результатам социометрии, наблюдений, бесед

Занимаемая позиция (социальный статус) в классе, группе:

Любимец (лидеры, звезды) – имеет высокий авторитет в классе, одноклассники уважают его и прислушиваются к мнению, любят.

Предпочитаемые – с ребенком предпочитают общаться большинство детей в классе.

Нейтральный – ученик имеет ограниченный круг друзей среди одноклассников, чаще всего общается только с определенными лицами. Не склонен конфликтам, спокойный и даже скромный.

Неоднозначные – к ребенку дети относятся по-разному, одна половина учащихся с ним общается, вторая – не любит.

Незаметные – со школьником почти никто не общается, его почти никто не замечает.

Нелюбимый – большинство детей в классе его не любит, и только небольшая часть детей поддерживает общение с ребенком.

Гонимый – школьник не имеет друзей среди одноклассников, с ним практически не общаются дети, более того большинство учащихся не хотят с ними учиться.

Предпочитаемый круг общения:

Сверстники

Ребята младше по возрасту

Ребята старше по возрасту

Семья

Авторитетные взрослые: ________________________________

Приблизительное количество лиц поддерживающих постоянный контакт с ребенком в школе:_______________

КОНТАКТНОСТЬ (как коммуникативное качество)

По результатам наблюдений, бесед

Легко и охотно вступает в контакт (всегда, как правило, время от времени, в зависимости от настроения)

Контактирует только при необходимости

Замкнут, необщителен, не идет на контакт

Дистанцию в общении:

Соблюдает

Чувство дистанции снижено

Не соблюдает

ПОВЕДЕНИЕ (проявления)

по результатам наблюдений

Отклоняющееся от нормы (в чем проявляется):

- склонность к девиантному поведению (нарушение законов и правил принятых в обществе)

- аддиктивное поведение: склоноость н/л к употреблению ПАВ, Интернета

- самовольные уходы из дома

- низкий уровень сформированности процессов саморегуляции.

- гиперактивность

Не отклоняется от нормы

МОТИВАЦИЯ

По результатам наблюдений, Методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой), Анкета для определения школьной мотивации. (Н.Г. Лусканова)


Уровень мотивации учения:

Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности

Хорошая школьная мотивация

Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени и учебный процесс мало привлекает

Низкая школьная мотивация. Посещает школу неохотно, предпочитает пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Ребенок испытывает серьезные трудности в школе: не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается им как враждебная среда, пребывание в которой для школьника невыносимо. Может проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Отмечается нарушения нервно-психического здоровья.

Ведущий мотив учения:

мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, аффилиации, престижа, избегания неудачи, содержание учения, процесс учения, коммуникативные, творческой самореализации, достижения успеха

С

О

С

Т

О

Я

Н

И

Я

АГРЕССИВНОСТЬ

По результатам наблюдений, аудиовизуальной диагностики, опроса.

Признаки агрессивности ярко проявляются в поведении ребенка

Признаки агрессивности присутствуют в поведении ребенка

Признаки агрессивности в поведении ребенка не проявляются

Агрессивность проявляется по отношению к ____________

Преобладает вербальная/невербальная/ физическая / скрытая/явная агрессия

Агрессивность носит ситуативный характер/проявляется как устойчивая черта характера

ВОЗБУДИМОСТЬ

По результатам наблюдений, теста Люшера

Всегда спокоен, не бывает сильных эмоциональных вспышек

Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки

Эмоционально уравновешен

Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям

Проявляется в виде аффектов

ТРЕВОЖНОСТЬ

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Высокий уровень тревожности наблюдается по следующим показателям:

Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются социальные контакты.

Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.

Страх самовыражения – негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний (особенно публичной), достижений, возможностей.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

ОБЩАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ В ШКОЛЕ (УРОВЕНЬ): средний, высокий, низкий

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ (СО)

По результатам наблюдений, методики «СО и ВК» по М.Люшеру и «ЦТО» Эткинда

Преобладание отрицательных эмоций. У ребенка доминируют плохое настроение и неприятные переживания.

Эмоциональное состояние в норме. Ребенок может радоваться и печалиться, поводов для беспокойства нет.

Преобладание положительных эмоций. Ребенок весел, счастлив, настроен оптимистично.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (ВК)

По результатам наблюдений, методики «СО и ВК» по М.Люшеру и «ЦТО» Эткинда

хроническое переутомление, истощение, низкая работоспособность. Нагрузки непосильны для ребенка

компенсируемое состояние усталости. Самовосстановление оптимальной работоспособности происходит за счет периодического снижения активности. Необходима оптимизация рабочего ритма, режима труда и отдыха.

оптимальная работоспособность. Ребенок отличается бодростью, здоровой активностью, готовностью к энергозатратам. Нагрузки соответствуют возможностям. Образ жизни позволяет ребенку восстанавливать затраченную энергию.

перевозбуждение. Чаще является результатом работы ребенка на пределе своих возможностей, что приводит к быстрому истощению. Требуется нормализация темпа деятельности, режима труда и отдыха, а иногда и снижение нагрузки.

САМООЦЕНКА

Методика Дембо́-Рубинште́йн 

Высокая адекватная (ребенок по достоинству высоко оценивает свои возможности, способности и поступки)

Высокая неадекватная (представления о своих возможностях, способностях и поступках завышены, критику не воспринимает)

Средняя (адекватно оценивает свои возможности, способности и поступки. Отдаёт отчет своим действиям. Понимает свои слабые и сильные стороны)

Низкая адекватная (понимает, что его возможности, способности и поступки хуже чем у большинства сверстников и это соответствует действительности)

Низкая неадекватная (считает, что его возможности, способности и поступки хуже чем у большинства сверстников, но это не соответствует действительности. Школьник принижает свои способности, не верит в свои силы.

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ

Завышенный (ставит перед собой цели, которые в реальности достичь не способен. Берется за работу, которая ему не под силу)

Реалистичный (ставит перед собой адекватные цели, которые реально может достичь. Берется за работу, которая ему действительно под силу)

Заниженный (ставит перед собой либо слишком легкие цели, либо вообще не стремится к какой либо цели. Не заинтересован в успешности своей деятельности).

АДАПТАЦИЯ

(На основании анализа вышеперечисленных показателей)

Полная адаптация (сформированы познавательные мотивы обучения, благоприятные межличностные отношения со сверстниками и учителями, психоэмоциональное состояние в норме)

Частичная адаптация, угроза дезадаптации

Дезадаптация (не сформированы познавательные мотивы, ребенок испытывает трудности в установлении контакта со сверстниками и учителями, психоэмоциональное состояние взывает опасение)


За основу взята индивидуальная карта развития детей с ОВЗ, но со своими значительными дополнениями, корректировками и пояснениями  https://znanio.ru/media/individualnaya-karta-razvitiya-detej-s-ovz-2533386   

Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.