12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Руцынская39
Учитель математики и инфррматики
Россия, село Среднебелая
1

Эмоциональная компетентность, как фактор развития коммуникативной культуры педагога

Сообщение на педсовет:

Эмоциональная компетентность, как фактор развития коммуникативной культуры педагога

«Современный учитель должен владеть не только наукой воспитания и обучения, но и искусством общения с ребенком

и детским коллективом»
Шалва Александрович Амонашвили

В последнее время все больше вызывает интерес понятие эмоциональная компетентность.

Эмоциональная компетентность или эмоциональный капитал - это необходимый набор личных и социальных навыков, позволяющих распознавать, интерпретировать эмоции в себе и других и конструктивно реагировать на них. Этот термин подразумевает непринужденность в общении с другими и определяет способность человека эффективно и успешно руководить и самовыражаться.

По мнению многих ученых, эмоциональная компетентность влияет на развитие личности в обществе, а именно помогает строить карьеру и взаимоотношения между людьми. Эмоциональная компетентность помогает анализировать и выстраивать линию эффективного поведения в значимой для человека ситуации.

Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного образования, которая включает в себя формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих у обучающихся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Психолого-педагогическая наука при этом доказала: для того, чтобы обучение было эффективным, учитель должен не только владеть системой профессиональных умений, использовать свои теоретические знания, но и уметь создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению.

Педагогическое мастерство учителя как раз и состоит в том, чтобы уловить своеобразие каждого обучающегося, быть внимательным ко всему, что происходит на уроке, своевременно и правильно реагировать на поведение обучающихся, на их отношение к предмету и учителю.

Важным является также умение учителя уйти от стереотипов и организации взаимодействия с обучающимися. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, должно быть замещено взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и обучающихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, поддержка, доверие, и др. Раздраженный тон педагога, окрики, опрос с вербальной и эмоциональной агрессией, предвзятость, негативная жестикуляция, воспринимаемая обучающимися как угроза, ведет к негативным эмоциональным состояниям, выраженными нарушением взаимоотношений в диаде «учитель-ученик».

Поэтому, на сегодняшний день, актуальной является работа с педагогическими работниками, направленная на развитие эмоциональной компетентности при взаимодействии учителя и обучающихся, на обучение навыкам конструктивного, бесконфликтного общения, расслабления и снятия напряжения.

Коммуникативная культура педагога

В системе образования профессия педагога является преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компе­тентным.

Профессиональная компетентность педагога - это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризующей его профессионализм. Профессиональная компетентность педагога включает перечень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности. Профессиональная компетентность педагога, высту­пая условием становления и развития его педагогического мас­терства, составляет содержание педагогической культуры.

Специфика педагогической деятельности такова, что педагогу необходимо развиваться не только как специалисту в области своего предмета, но и как личности.

Профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной сфере личности.

Критерии продуктивного педагогического общения:

создание благоприятного психологического климата;

формирование определенных межличностных отношений в учебной группе;

формирование позитивной «Я-концепции» личности;

развитие у обучающегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. 

Поэтому в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию особую актуальность приобретает вопрос об эмоциональной компетентности педагога.

Включенный в педагогическую деятельность, педагог должен не только анализировать свои профессиональные и личностные возможности воздействия на обучающегося, но и посредством эмпатии (умение сопереживать, сочувствовать, проявлять доброжелательность, чувство сопричастности ко всем его победам и поражением) проникнуть в мир его интересов и увлечений.

Чем выше у педагога уровень эмпатии по отношению к обучающимся, тем точнее он может прогнозировать и предугадывать его поведение. Эмпатия определяет способность учителя строить отношения сотрудничества и сотворчества. Обучение и воспитание становится эффективным лишь тогда, когда учитель понял ученика, проявил к нему внимание, помог ему.

Не менее важным качеством, которое входит в структуру эмоциональной компетентности педагога является коммуникативная толерантность - принятие человека таким, какой он есть, терпимость к разнообразию личностных, поведенческих интеллектуальных проявлений. Толерантный педагог учитывает различные психофизические возможности, темп, стиль усвоения материала разными обучающимися, не делает категоричных оценок, стремится качественно оценивать разные стороны деятельности учащегося. Такой учитель всегда даст ученику шанс быть самим собой.

Важно отметить, что эмоциональное отношение учителя к обучающимся во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие обучающегося в процессе обучения.

Оказывается, что взаимоотношения обучающихся в классе в большинстве случаев соответствует тому или другому эмоциональному стилю, которым характеризуется поведение учителя. Так, у педагога эмоционально-неуравновешенного, который то подозрителен и отрицательно настроен к обучающимся, то сентиментален и необоснованно поощряет учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношении друг к другу.

Культура проявления эмоций и чувств человека позволяет судить не только о его воспитанности, но и об умении общаться с другим человеком. Очень важно отметить, что эмоциональное отношение учителя к обучающимся во многом определяет успех его педагогической деятельности и эмоциональное благополучие обучающегося в процессе обучения.

Положительное, комфортное общение учителя с обучающими возможно при грамотном умении педагога выражать перед учениками свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. Обучающиеся любят учителей с доброжелательным выражением лица, поэтому мимика педагога должна быть разнообразной.

Профессиональная компетентность педагога - это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности). Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся.

Эмоциональная гибкость проявляется в способности «оживлять» подлинные эмоции, контролировать отрицательные, проявлять творчество. Так же эмоциональная гибкость  - это способность учителя правильно понимать, искренне, принимать переживания обучающихся, проявлять к ним теплоту и участие.

Эмоциональная культура отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.