12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Никольская Юрате26
0

Формирование и развитие смыслового чтения в 5 классе на уроках ОДНКНР

Формирование и развитие у учащихся 5 классов смыслового чтения на уроках ОДНКНР.

Ю.В. Никольская, МАОУ "Школа № 59", город Нижний Ноагород, yurate73@bk.ru


В современной России процесс информатизации общества растет с каждым годом. Поэтому предъявляются новые требования к систематизации и анализу информации, и проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. Во ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям, также согласно «Примерным программам» для средней школы одной из целей обучения является умение работать с информацией.

На уроках ОДНКНР в основе процесса обучения лежит работа с текстом.

Причем работа с разными типами теста: учебный текст , сказки, притчи, пословицы и поговорки . Правильно организованная система работы с любыми типами текстов способствует развитию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Отвечая на вопрос, для чего нужна такая деятельность, я полагаю, что она создаёт условия для самостоятельного освоения учащимися предметных знаний и общеучебных умений, позволяет разнообразить работу с текстом, исходя из задач, решаемых в процессе обучения, что будет способствовать повышению качества подготовки учащихся по ОДНКНР. Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней и подходить к информации критически. Поэтому очень важно научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать ее и критически оценивать.

Работая с учащимися 5-классов, я отметила:

1. низкий уровень познавательной активности учащихся, читательской грамотности, критического отношения к получаемой информации,

2. проблемы с умением преобразовывать и интерпретировать, сопоставлять содержащуюся информацию с имеющимся жизненным опытом.

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в использовании и интерпретации приемов технологии развития критического мышления при работе с текстом с целью формирования УУД, стратегии смыслового чтения обучающихся на уроках ОДНКНР и повышения качества обучения.

Можно выделить несколько видов работы с текстом.

1. Поиск информации и понимание прочитанного текста. При осуществлении данной работы учащиеся учатся:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

- находить в тексте требуемую информацию;

- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста.

2. Преобразование и интерпретация текста. При осуществлении данной работы с текстом на уроках ОДНКНР учащиеся учатся: структурировать, преобразовывать, интерпретировать текст.

3. Оценка информации, полученной из текста. При осуществлении данной работы с текстом учащиеся учатся:

- откликаться на содержание информации;

- выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию, конфликтную информацию;

- находить пути проверки противоречивой информации;

- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте.

На уроках идет работа с разными видами текста:

- художественное описание, повествование, научный комментарий, инструкция;

- графики, диаграммы, схемы, таблицы.

Приемы, используемые на стадии вызова

Основными функциями, реализуемыми на стадии вызова, являются: мотивационная (побуждение к работе с новым информационным материалом, стимулированием интереса к теме); информационная (актуализация имеющихся знаний по теме); коммуникационная (бесконфликтный обмен представлениями, идеями, мнениями).

Учитель на стадии вызова актуализирует у учащихся имеющиеся знания по изучаемой теме, побуждает интерес к новому материалу. Мною используются следующие приемы:

Показ иллюстрации

Показ отрывка из мультфильма (например, отрывок из мультфильма "Белая цапля" при изучении темы "Бережное отношение к природе")

Показ видеоролика ("Добро всегда возвращается " на уроке "Законы нравственности-часть культуры общества")

Сравнить два противоречивых высказывания (например, "Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача" и " Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали")

Приемы, используемые при работе с текстом на стадии осмысления

Основными функциями, реализуемыми на смысловой стадии, являются:

- информационная (знакомство с новой информацией по теме);

- систематизационная (классификация изучаемой информации по категориям);

- мотивационная (сохранение интереса к теме).

- коммуникационная (реализация на этой стадии возможна при организации парной или групповой работы, идет бесконфликтный обмен способами действия в процессе работы с новым информационным материалом).

На данной стадии учитель формирует навыки осмысленного, вдумчивого чтения. Организует непосредственную работу с новой информацией для ее осмысления.

Мною используются следующие приёмы:

Сопоставление текстов ( например "Звездочка Зухра", и сказок "Золушка", "Мороз Иванович" при изучении темы " В труде красота человека",

Сравнение ненецкой сказки "Кукушка" и рассказа К.Д. Ушинского "Дедушка")

Работа с текстами пословиц и поговорок, которых очень много в учебнике, раскройте смысл пословицы ( например, при изучении темы " Живительные воды нравственности." такие пословицы как "Дружба - как стекло: разобьешь - не сложишь", " Жизнь дана на добрые дела", " Некрасив собою, зато честен душою").

Работа в парах или группах по 5-6 человек помогает развитию коммуникативных навыков, помогает учить читать, понимать, воспринимать текст, учит высказывать свои суждения по теме. В учебнике по ОДНКНР много фотографий, иллюстраций и учащиеся получают задания составить расказ по ним. Сравнить иллюстрации или фотографии ( Урок "Береги землю родимую, как мать любимую", сравнить образы русских богатырей и богатырей народов России Нюргуна Боотура, Урал-батыра, Ульпа-защитника чувашского народа, Сияжара-героя мордовского эпоса и наших былинных богатырей Ильи Муромца, Никиты Кожемяки, Добрыни никитич, Алеши Поповича).

Работа с текстами и информацией по Нижегородскому краю (Керженский заповедник, Красная книга Нижегородской области на уроках "Бережное отношение к природе", мини проект "По страницам Красной книги Нижегородской области").

Составление вопросов к учебным текстам.

Дайте одно - два объяснения, почему…

Как вы думаете…?

Как вы считаете…?

Объясните, почему…

В чем различие…?

Например, при изучении темы "Жизнь ратными подвигами полна" в учебнике есть тексты , рассказывающие об участии башкирских кавалеристов в войне 1812 года, об Алексее Петровиче Маресьеве, о Александре Ивановиче Покрышкине .

Учащиеся работают в парах. Составляют по 2 вопроса к тексту.

- Как вы думаете, почему воинам башкирсокого полка М.И. Кутузов поручал серьезные задания?

- Как вы думаете, почему воины башкирсокго полка были награждены орденам за участие в войне 1812 года?

- Как вы считаете, почему в купе поезда, в котором ехал Маресьев, к нему обращалось много людей?

-Как вы считаете, почему Маресьев вернулся в строй и снова начал летать?

- Объясните, почему Покрышкина называют национальным героем России?

- Объясните, почему на счету Покрышкина 156 побед в воздушных боях?

Составление вопросов вызывает затруднения и на формирование этого умения необходимо обращать внимание на уроках.

Приемы, используемые на стадии рефлексии

Основными функциями, реализуемыми на стадии рефлексии, являются: - коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

- информационная (преобразование информации в личностное знание);

- мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению и углублению знаний по теме);

- оценочная (рассмотрение новых идей и знаний в контексте имеющихся представлений; выработка собственной ценностно-смысловой позиции; самооценка процесса мышления и деятельности).

Деятельность учителя на данной стадии способствует выработке собственного отношения к информации у каждого учащегося. На стадии рефлексии я использую следующие приемы:

Ответы на поставленные в начале урока вопросы.

Например, "Люди, которые творят добро, зачем они это делают? Почему? Можно ли и в наше время творить добро бескорыстно?"

Составьте инструкцию, правила, советы, а как вы бы поступили, что вы можете сделать.( А как вы мы можете участвовать в охране природы? на уроке "Береги землю родимую, как мать любимую", советы однокласникам "Как не ссориться с родителями на уроке "Любовь – главная семейная ценность").

С помощью данных технологических приемов формируются универсальные учебные действия: личностные, (самоопределение и смыслообразование); регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция); познавательные (общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем); коммуникативные (планирование, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, принятии решения и его реализации, управление поведением, владение диалогической и монологической речью).

Подобные уроки помогают учащимся приобретать навыки самостоятельной работы с информацией, а, значит, повышается мотивация ученика и интерес к предмету. Учитель выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса.

Новые знания оказываются для учащихся не чем-то отстраненным, что надо выучить на оценку, а тем, во что вложены собственные силы. Знания, полученные на уроках ОДНКНР, всегда пригодятся ученику в повседневной жизни, в рамках строительства взаимоотношений с одноклассниками, родными, выработки своей жизненной позиции и определенной модели поведения в обществе.

Система работы с текстом способствует развитию критического мышления ученика, формированию читательской грамотности, так как ребёнок учится осмысливать информацию, т.е. перерабатывать её в своём сознании, отбирать необходимый опыт, объективно оценивать явления, факты, процессы, выделять существенные признаки, формулировать и решать проблемные вопросы, формировать навыки взаимодействия с другими людьми, аргументировано отстаивать собственную точку зрения. Ученик, обладающий такими качествами, станет в будущем не только хорошим специалистом, но и человеком, готовым и способным достойно жить в открытом обществе, занимать активную гражданскую позицию, самостоятельно определять проблему и искать пути ее решения.


Список литературы:

1. Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе, М., ООО"Издательский дом "Новый учебник", 2004

2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критическогго мышления на уроке, М., "Просвещение" , 2011

3. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И, Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России, Моска , Вентана Граф, 2021


7


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.