12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
*up*32
1

Учебная программа «Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

 

ПРОГРАММА

 

«Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

 

Пояснительная записка

Программа направлена на коррекцию употребления пространственных предлогов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Целевая аудитория: учителя-логопеды детских садов и воспитателей, компенсирующих и комбинирующих групп детей с общим недоразвитием речи.

В соответствии с ФГОС педагоги ставят перед собой задачу: дети должны свободно общаться, понимать и употреблять в речи предлоги в различных предложениях.

Наряду с нарушением звукопроизношения, зачастую отмечается несформированность грамматического строя речи, в данном случае, дети испытывают трудности в понимании и употреблении предлогов в речи. Страдает ориентировка в пространстве.

У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление в синтаксических конструкциях. Наблюдается не только многочисленные искажения употребления падежных форм родовых и числовых окончаний, согласования формы глагола с существительным, но и факт нарушения процесса выбора нужного слова, стойкие затруднения в механизме запуска речи, низкий уровень способности к построению предложений.

Свободная адаптация в социуме возможна только при всестороннем развитии ребенка. Поэтому, дети с нарушениями речи нуждаются в дополнительных занятиях направленные на формирование предложно-падежных конструкций, правильное употребление предлогов с существительными. Закрепление грамматических категорий и совершенствование в ориентировке в пространстве.

Актуальность данной проблемы у дошкольников весьма распространена и нуждается в разработке необходимых рекомендаций для того, чтобы помогать детям, родителям и педагогам справляться с ней.

Таким образом, появилась необходимость в разработке дополнительной коррекционной программы, которая включает в себя различные виды деятельности направленные на преодоление трудностей в употреблении простых и сложных предлогов по каждой лексической теме.

Приоритетом программы является гибкость её построения и использования, что является возможным включение, в коррекционный процесс любого ребенка старшего дошкольного возраста испытывающего затруднения в употреблении предлогов, а также составления предложений и рассказов.

Цель программы: Обеспечение комплексного подхода в коррекции, обучении и развитии применения в речи предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Реализация цели осуществляется в игровой деятельности.

Задачи:

-Выявить уровень сформированности предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с нарушением речи.

-Определить коррекционно-педагогические пути и методы формирования навыков использования предложно-падежных конструкций у старших дошкольников с нарушением речи, необходимые для совершенствования логопедической работы с данной категорией детей.

-Разработать и систематизировать план коррекционной работы по формированию предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

-Активизировать употребление предлогов в речи, закреплять практическое овладение правильного применения в речи грамматических конструкций.

Решение поставленных задач возможно при последовательной, целенаправленной организации работы по преодолению нарушений в речи ребенка и ориентировке в пространстве.

Осознанное употребление предлога в речи в данной программе опирается на освоении пространственного расположения предметов, что подразумевает ориентировку на плоскости листа, определение положения предметов в пространстве по отношению к себе (впереди, сзади, вверху, слева, справа).

В основу программы был заложен общедидактический принцип.

.Ожидаемый результат:

После проведения методического комплекса, у детей повысится уровнь сформированности предложно-падежных конструкций. Дети станут более свободно владеть предложно-падежными конструкциями, будут использовать распространенные предложения, будут правильно применять предлоги и понимать их значение.

 

Особенности речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Нарушение речи детей в специальной литературе трактуется как общее недоразвитие речи. Это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

Общее недоразвитие речи имеет разную степень выраженности. Р.Е. Левина определила три уровня недоразвития речи.

Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения, в тот период, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети имеют бедный активный словарь, который состоит из звукоподражаний и звуковых комплексов. Преобладают невербальные средства общения. Фразовая речь на этом уровне практически отсутствует, доминируют лепетные слова и жесты.

Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что у детей значительно возрастают речевые возможности, появляются простые по конструкции фразы. Как правило, они искажены в фонетическом и грамматическом отношении. Становятся доступным владение обиходным словарным запасом, обозначающие предметы, действия, редко качества. На этом уровне дети могут использовать личными местоимения, изредка предлогами. Дети могут отвечать на вопросы, но им требуется помощь педагога в беседе по картинке, в рассказах о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе. Недоразвитие речи выражается в незнание многих слов, в неправильном произношении звуков, нарушении структуры слова, отмечаются выраженные аграмматизмы. Понимание речи на этой стадии речевого развития заметно улучшается, становится возможным различие некоторых грамматических форм, но оно имеет неустойчивый характер.

Третий уровень речевого развития характеризуется более или менее развернутой обиходной речью. Значительно меньше грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. На этой стадии у детей еще сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения слоговой структуры слова, что в свою очередь, создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.

Четвертый уровень по Т.Б. Филичевой характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя.

 

 

 

Трудности формирования предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

 

Правильное употребление предлога с существительным, при котором существительное меняется по падежам, в зависимости от управляющей функции предлога принято понимать как предложно-падежные конструкции.

Со старшей группы детей учат:

- понимать значение предлогов: на, в, за, под, к, от, по, около;

- правильно употреблять в речи предлоги с существительными и прилагательными;

- дифференцировать предлоги: на - в, на - под, к - от;

- уметь составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, по сюжетным и предметным картинкам, по схеме предлога и предложенным словам.

В подготовительной группе на занятиях обучают:

- понимать значение предлогов: из, с, над, из-за из-под, через, между;

- правильно употреблять их с существительными и прилагательными;

- дифференцировать предлоги: из-с, над-под, из-под-из, из-за-из;

- анализировать предложения с предлогом (определять количество слов в предложении, какой по счёту предлог и т.д.);

- составлять схему предложения с предлогом по схеме.

Специалистами отмечено, что для старших дошкольников с нарушением речи употребление предлогов представляет значительные трудности.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

а) пропуск или замена предлогов: В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В. Причина кроется в смешении их и в импрессивной речи и из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов. В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

б) замена одной предложно-падежной конструкции другой.

в) неправильное употребление падежного окончания существительного.

г) неправильное употребление, как предлога, так и падежного окончания.

Для выявления нарушений в речи ребенка и для определения эффективных путей коррекции специалист проводит специальное обследование.

Анализируя программы и методические разработки, результаты наблюдения за детьми, в рамках мониторинга был разработан методический комплекс для выявления уровня сформированности предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. В него входит 4 методики.

Способ определения результативности.

Диагностика проводится 2 раза в год (1-2 неделя сентября и 4-5 неделя мая).

Для проведения диагностической процедуры используются наглядный и словесный методы, используя следующие виды работ: составление простых предложения по картине, составление сложных предложения по картине, составление рассказа по картине

Таблица 1. Методическое обеспечение программы для выявления уровня сформированности предложно-падежных конструкций

 

Методика №1. «Где право?  Где лево? Кто и Где находится?»

Этап первый.

 

Задание 1.

Цель

Выявить умение правильно ориентироваться в правой  и левой сторонах пространства относительно своего тела.

 

Оборудование

Кубик

Инструкция

Ребенку предлагается сначала поднять вверх правую руку, затем положить кубик так же, как педагог, сначала справа, затем слева от себя.

 

 

 

 

Задание 2.

Цель

Исследование уровня пространственного целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка действовать по подражанию, показу, способности видеть целое на основе его частей

Оборудование

Оборудование:

набор геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник); карточки с изображением геометрических фигур, по-разному расположенных друг относительно друга (приложение 1).

Инструкция

Ребенку предлагает набор геометрических фигур, затем предъявляются карточки с изображением двух (затем трех) геометрических фигур, по-разному расположенных на листе (приложение 1).

Ребенку дается задание: «Положи таким же образом фигуры на своей карточке».

 

Задание 3.

Цель

Выявить уровень развития оптико-пространственной ориентировки детей.

Оборудование

Картинки (приложение 2).

(Оценка результатов представлена после таблицы)

Фиксируемые параметры: количество допущенных ошибок.

Инструкция

Из набора картинок (приложение 1), на которых предметы изображены в разных положениях, нужно указать на предмет, находящийся «внизу – вверху», «спереди – сзади», «внутри – снаружи», движущийся «назад – вперед», «вверх – вниз», «вправо – влево», «перед», «под», «за», «на», «около», «над», «в»

Фиксируемые параметры

Количество допущенных ошибок

 

Фиксируемые параметры к методике №1.

3 балла – понимание цели задания, быстрое, самостоятельное и успешное выполнение, отсутствие специфических ошибок;

2 балла – понимание задания, ориентировка в нем, действие методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки;

1 балл – непонимание или частичное понимание условия, отказ выполнять задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные специфические ошибки.

 

Таблица 2. Методическое обеспечение программы для выявления уровня сформированности предложно-падежных конструкций

 

Методика № 2 «Прячем игрушку»

Этап второй

 

Задание 1.

Цель

Выявить объем понимаемых ребенком предложно-падежных конструкций (предлоги в, из, на, за, из-за, под, из-под, перед, около).

Оборудование

Маленькая игрушка – зайка, коробка.

Инструкция

Ребенку дается игрушка – зайка, ребенку необходимо перемещать зайку по рассказу: «Зайка боится лисы. Он прячется к тебе в карманчик. Где зайка? Зайка спрятался. Лиса пробежала мимо. А зайка вылез из карманчика и залез на стол. Опять появилась лиса. Давай прятать зайку. Спрячь его в коробку. Вылез зайка из коробки. Спрячь за коробку, вылез зайка из-за коробки, теперь спрячь его под коробку, вылез зайка из-под коробки, теперь посади зайку перед коробкой, около коробки».

Фиксируемые параметры:

Умеет ли ребенок спрятать зайку, используя только то, чем располагает сам: в карманчик, в коробку и т.д.

 

Фиксируемые параметры к методике №2

3 балла – задание выполняется правильно, самостоятельно;

2 балла – ребенок путает некоторые предлоги, задание выполняется после стимулирующей помощи, допускаются ошибки;

1 балл – задание не выполняется даже с помощью, ребенок не может выразить пространственное отношение с помощью предлогов.

 

Таблица 3. Методическое обеспечение программы для выявления уровня сформированности предложно-падежных конструкций

 

Методика №3. «Кто? Что? Сколько? »

Третий этап

 

Задание 1.

Цель

Выявить умение ребенка употреблять имена существительные в разных падежах, множественном числе.

Оборудование

Картинки (приложения 1), вопросы и слово в исходной форме

Инструкция

1) Ребенку предлагаются картинки (приложение 1), изображающие определенные ситуации: девочка сыплет зерно петуху, девочка глядится в зеркало, стол накрыт скатертью. Перед ребенком ставится задача: «Рассмотри картинки и ответь на вопросы: кто сыплет зерно? (девочка). Кому девочка сыплет зерно?(петуху).Около чего стоит собака? (конуры). Куда смотрится девочка? (в зеркало). Чем накрыт стол? (скатертью). Где лежат книги? (в портфеле).

2) Ребенку предлагаются картинки (приложение 4) и называются слова в именительном падеже: сумка, блюдце, ложка, вишня (дерево), яблоня, ноги, ведро.

Фиксируемые параметры

Ошибки в постановке данного слова в определенный падеж, образовании форм родительного падежа множественного числа.

 

Фиксируемые параметры к методике №3

 

3 балла – понимание цели задания, быстрое, самостоятельное и успешное выполнение, отсутствие специфических ошибок;

2 балла – понимание задания, ориентировка в нем, правильная постановка падежа в нужную форму методом проб и ошибок, принятие помощи и хорошая обучаемость, немногочисленные ошибки;

1 балл – непонимание или частичное понимание условия, отказ выполнять задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные специфические ошибки.

 

Таблица 4. Методическое обеспечение программы для выявления уровня сформированности предложно-падежных конструкций

 

Методика № 4 «Добавь слова»

Четвертый этап

 

Задание 1.

Цель

Выявить умение правильного употребления предложно-падежных конструкций

Оборудование

Карточки с записью предложений, в которых пропущены предлоги, сюжетные картинки (приложение 5).

Инструкция

Ребенку предлагается вставить в предложение подходящий по смыслу предлог (по картинке) (приложение 1):

«Книга лежит … столе»; «Чайка летит … водой»; «Гол забили … ворота», «Лампа висит … столом», «Мальчик едет … машине».

2) Ребенку предлагается соотнести пространственный предлог с подходящим словом в нужной падежной форме (по картинке) (приложение 6): «Птица выпорхнула из …»; «Самолет пролетел над …»; «Книгу положили на …», «Собака спит в …», «Дорожка идет от … до …».

3) Ребенку предлагается найти связь между группами слов («ведро - лейка», «книга - сумка», «дерево - самолет», «гараж-машина» (приложение1) и составить фразы с использованием предлогов.

Исходные модели фраз: «Ведро стоит около лейки»; «Книга лежит в сумке»; «Самолет пролетел над деревом»; «Машина стоит в гараже».

 

Фиксируемые параметры

Частота употребления ребенком рассматриваемой формы, ошибки, выражающие в замене окончаний любого падежа нулевой формы, количество допущенных ошибок.

 

Фиксируемые параметры к методике №4

 

3 балла – быстрое, самостоятельное и успешное выполнение заданий, предлагаемых ребенку, правильное употребление всех падежей в нужной форме, понимание и применение предлогов, отсутствие специфических ошибок;

2 балла – понимание задания, ориентировка в нем, немногочисленные ошибки, замена окончания падежных форм, замена одного падежа другим, принятие помощи и хорошая обучаемость;

1 балл – непонимание или частичное понимание условия, отказ выполнять задание самостоятельно, длительное выполнение с большим количеством проб, многочисленные специфические ошибки.

 

1.3 Учебно-методическое планирование коррекционной работы по формированию предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

 

Формированием предложно-падежных конструкций занимается логопед, а также воспитатели, дефектолог и других участники образовательного процесса. Предлагается календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи, а именно – формированию предложно-падежных конструкций.

Программа рассчитана на 1 год, 1 раз в неделю, 32 занятия в год, используя различные формы работы с детьми: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

Рекомендуемое время проведения занятий: первая половина дня, допускается включение в игровую деятельность детей и режимные моменты.

Этапы проведения коррекционной работы.

1.На подготовительном этапе проводится работа по формированию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного представления, анализа и синтеза как основы усвоения, понимания и владения пространственными предлогами и последующего формирования предложно-падежных конструкций.

2.На основном этапе работы формируется представление о лексическом и грамматическом значении предлога как средстве выражения между словами.

Работу рекомендовано проводить в по следующим направлениям:

- формирование у детей четких лексических значений предлогов;

- дифференциация предлогов в устной речи;

- осознание словесного состава предложения;

- введение предлогов в экспрессивную речь.

3.На заключительном этапе работы закрепляют навыки формирования предложно-падежных конструкций в связной речи.

 

Учебно-тематическое планирование

 

Дата

Тема

Предлоги

Совместная деятельность педагога с ребенком

С е н т я б р ь

3 нед

Фрукты

2 занятия

С,

В,

На

Составление простых предложений с предлогами (с помощью педагога

По картине

4 нед

Активизация речевой деятельности

На прогулке по фрукто-вому саду

О к т я б р ь

 

1 нед

Овощи

2 занятия

На, в

С

Из

Составление простых предложений с предлогами (с помощью педагога)

По картине

2 нед

Активизация речевой деятельности

На прогулке по огороду

3 нед

Ягоды

2 занятия

С, на, под, из-под

Составление простых предложений с предлогами (с помощью педагога

По картине

4 нед

Активизация речевой деятельности

Игра «Ягоды»

5 нед

Сад-огород

1 занятие

С, в, на, из, под, из, под

Составление рассказа используя 2-3 простых предложения. (с помощью педагога)

По картине

Н о я б р ь

 

1 нед

Грибы

1 занятие

За, между, под, на

Составление простых предложений с предлогами (с помощью педагога)

По картине

2 нед

Деревья

2 занятия

Под ,с

Над

Составление простых предложений с предлогами (с помощью педагог)

По картине

 

3 нед

Активизация речевой деятельности

На прогулке

4 нед

Осень

1 занятие

Под, из-под

Составление рассказа используя 2-3 простых предложения. (с помощью педагога)

По картине «Лес»

Д е к а б р ь

 

1 нед

Одежда

Обувь

Головные уборы

2 занятия

На,

Из

Вокруг

 

Составление простых предложений с предлогами (с помощью педагог)

По картине

2 нед

Дидактическая игра « сезонная одежда», «назови 3 предмета одежды»

На прогулке

3 нед

Зима

1 занятие

Про, из-за, к, в, вокруг, перед

Беседа:«зима и зимние праздники».

Разучивание стихов и песен к праздникам.

По картине «Зимние забавы»

Я н в а р ь

 

3 нед

Игрушки

1 занятие

Со, с, в, на, по

Составление рассказа из 3-4 простых предложений с предлогами (с помощью педагога)

По слайдам «Подарки». «Новогодняя ёлка»

4 нед

Продукты питания

1 занятие

Из, для

Составление простых предложений с предлогами (с помощью педагога)

По картине

5 нед

Посуда

1 занятие

На, между, в, из

Активизация речи детей в сюжетно-ролевой игре

Игра «столовая»

Ф е в р а л ь

 

1 нед

Животные

2 занятия

К, из, с, в

Из-под

Составление сложных предложений с предлогами (с помощью педагога)

Презентация «Животный мир»

2 нед

Театрализованная деятельность в муз. Зале

Составление рассказа из 3-4 простых предложений с предлогами (с помощью педагога

Игра «животные»

По картине

«Мишки в лесу»

3 нед

Птицы

2 занятия

К, с, из, на

Через

Составление простых и сложных предложений с предлогами ( с помощью педагога)

Презентация «птицы»

4 нед

Подвижная игровая деятельность

Игра «Птицы» на прогулке

М а р т

 

1 нед

Весна

1 занятие

Все предлоги

Составление рассказа из 3-4 простых предложений с предлогами (с помощью педагога)

Слайды

На прогулке

2 нед

Профессии

2 занятия

Все предлоги

Составление простых и сложных предложений с предлогами ( с помощью педагога)

По сюжетным картинкам

3 нед

Активизация речи детей в сюжетно-ролевой игре

Игра «Профессии наших мам»

4 нед

Транспорт

1 занятие

Все предлоги

Составление простых предложений с предлогами в игровой деятельности

Игра «Транспорт»

А п р е л ь

 

1 нед

Мебель

1 занятие

Все предлоги

Активизация речи детей во время экскурсии в мебельный магазин

Экскурсия

2 нед

Рыбы

1 занятие

Все предлоги

Составление рассказа из 3-4 простых предложений с предлогами (с помощью педагога)

Презентация «Рыбы»

3 нед

Цветы

2 занятия

Все предлоги

Составление простых предложений с предлогами.

Презентация «Цветы»

4 нед

Составление сложных предложений с предлогами в игровой деятельности ( с помощью педагога)

На прогулке

М а й

 

3 нед

Насекомые

2 занятия

Все предлоги

Составление простых предложений с предлогами

Презентация

«Насекомые»

4 нед

Составление сложных предложений с предлогами

На прогулке

5 нед

Лето

1 занятие

Все предлоги

Составление рассказа из 3-4 простых предложений с предлогами

По картине

На прогулке

 

Содержание представлено в виде лексического материала подобранных и адаптированных для данной категории детей.

Систематическое и последовательное использование коррекционного методического комплекса позволяет достичь высокие показатели динамики усвоения детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи предложно-падежных конструкций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

 

Алтынбаева, Е.Г. Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] / Е.Г. Алтынбаева // Логопедический портал: [сайт]. Режим доступа: http://logoportal.ru/statya-15319/.html.

Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса [Текст] /Т.В. Ахутина. – М.:КД «Либроком», 2012.

Бенилова, С.Ю., Давидович Л.Р., Руднева О.В. Эмоционально - поведенческие нарушения у детей с расстройствами развития речи // Логопедия сегодня №3(25), 2009.

Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Электронный ресурс] / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова //Режим доступа:https://doc24693183_437399943?hash=1d7051a082dcd512&dl=555f9 b05e4ba37b880.

Волкова, Л.С. Логопедия. М.: Просвещение, 2009.

Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ; Астрель, 2010.

Грибова, О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. М.: Владос, 2012.

Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: АРКТИ, 2002

Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. М.: Детство-Пресс, 2007.

Гвоздев, А.Н. Современный русский литературный язык. Часть 2. Синтаксис [Текст] / А.Н. Гвоздев М.:КД «Либроком», 2009.

Дефектология / ООО Школьная пресса ,Российская академия образования,2011

Дудочкина, О.А. Особенности формирования предложно- падежных конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.