12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Евдокимова Ольга Юрьевна6 |
Формирование самооценки ученика на уроках истории
ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧЕНИКА НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Евдокимова Ольга Юрьевна
учитель истории Гимназии № 71 «Радуга» г. Кемерово
Кемерово, 2022г.
Современные реалии диктуют условия, в которых ребёнку, обладающему чертами активной, энергичной, творческой личности со здоровой самооценкой, будет проще вступить во взаимодействие с миром на следующей стадии своего взросления – высшее учебное заведение. Школа является одним из важнейших агентов социализации, т.к учителя, школьная администрация, одноклассники и товарищи так же влияют на формирование и развитие личности ребёнка. Самооценка – это элемент самосознания, характеризующийся эмоционально-насыщенной оценкой самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, а также важный регулятор поведения [1]. В этой статье я хочу поговорить о том, как важно педагогу не упустить момент формирования здоровой самооценки обучающегося на его уроке, а именно – на уроке истории.
В современном ФГОС существует системно-деятельностный подход, смысл которого заключается в том, что ученик выступает не объектом, а субъектом учебного процесса. Таким образом, мы можем говорить о том, что ребёнок на уроке должен не получать информацию в готовом виде, а принимать участие в процессе, взаимодействуя с учителем (при необходимости и с одноклассниками) для того, чтобы добыть знание, которое усвоится. Деятельная активность ребёнка на уроке строится, в первую очередь, из оценки своих возможностей. Но любую деятельную активность педагог может повысить, создав комфортную атмосферу работы на уроке. Что мы можем включить в общее понятие «комфортная атмосфера»? Взаимопонимание ребёнка и педагога, взаимоуважение. Без данных компонентов создание здоровой внешней среды для развития адекватной самооценки и самоконтроля ученика невозможно. Именно в ней обучающийся сможет самовыражаться, принимать участие в дискуссиях, слушать и слышать своих одноклассников и учителя. Учитель же, в свою очередь, должен поощрять активность ученика. Это может быть не только в виде положительной отметки, но и словесно, используя такие фразы как «Ты молодец, я знал(а), что у тебя получится!», «Сегодня ты работаешь гораздо лучше, мне нравится твоя вовлеченность». Похвала взращивает в ребёнке позитивные ассоциации с предметом и положительный настрой, помогает лучше анализировать и производить самоконтроль своих знаний. Если ответ ребёнка был неверным, то педагог ни в коем случае не должен ругать его перед всем классом, унижать, ставить в неловкое положение. Это может негативно повлиять на развитие самооценки и желание изучать предмет. В таком случае, педагогу стоит предложить классу коллективно поискать ответ на вопрос, как бы помогая конкретному ученику сформулировать точный ответ. Все эти факторы оказывают благоприятное развитие как на учебно-познавательную деятельность ребёнка, так и на развитие его личности и формирование здоровой самооценки.
Какие же конкретные методы может использовать педагог для формирования здоровой самооценки и самоконтроля ученика?
1. Урок-игра как одна из форм познавательной деятельности ученика. В первую очередь, нам важен сам процесс урока и его влияние на формирование самооценки ученика. Так чем же хорош игровой урок? Не все дети могут вести открытый диалог с учителем на уроке. Потому что они стесняются, боятся дать неправильный ответ, боятся осуждения одноклассников. Одна из задач урока-игры как раз-таки в преодолении этого страха. Работая в команде, ученик понимает, что дать неправильный ответ – не страшно, поскольку некая иллюзия коллективной ответственности снимает внутренние блоки. Тем самым, обучающийся принимает участие в общих дискуссиях, привыкая к подобному роду обсуждения ответа, а уже после, как итог, расширяет свои границы и старается свободнее отвечать на уроке.
2. Работа в парах. При таком методе работы у детей развивается еще один важнейший компонент самоконтроля и самооценки – коммуникация. Ребёнку с развитыми коммуникативными навыками гораздо проще осуществлять самопрезентацию в будущем, контактировать с другими людьми, уметь слушать и слышать своего собеседника.
3. Домашняя работа в виде творческих заданий. Творческая работа в виде сочинения-рассуждения или эссе – это особый вид домашнего задания. Чаще всего, работа направлена на развитие аналитических способностей ребёнка, поскольку она всегда будет предусматривать рассуждение о чём-либо/ком-либо. Ребёнок учится проводить сравнительные параллели между событиями/личностями, искать причинно-следственные связи. Также, не лишним будет давать ученику задания, связанные с профориентацией, которые очень хорошо впишутся в уроки по обществознанию. Предложить детям написать небольшое сочинение на тему «Кем я вижу себя через 10 лет?» или «Учёба – моя главная деятельность» - это очень хороший способ, во-первых, помочь ребёнку с самоопределением, во-вторых – дать ему возможность самовыражения через такого рода работу.
Таким образом, обобщая всё вышеперечисленное и подводя общую черту, мы можем сделать вывод. Для формирования здоровой самооценки ученика на уроке одну из важнейших ролей занимает педагог непосредственно. Современному учителю необходимо создавать психологически приятную обстановку на уроке, подчёркивая позитивное и стараясь свести к минимуму негативное. Создав такую атмосферу, в которой обучающийся не будет бояться проявлять себя, педагог сделает огромный вклад в формирование будущей личности ребёнка.
Список литературы
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.