12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евдокимова Ольга Юрьевна6

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ УЧЕНИКА НА УРОКЕ ИСТОРИИ

Евдокимова Ольга Юрьевна
учитель истории Гимназии № 71 «Радуга» г. Кемерово

















































Кемерово, 2022г.



Современные реалии диктуют условия, в которых ребёнку, обладающему чертами активной, энергичной, творческой личности со здоровой самооценкой, будет проще вступить во взаимодействие с миром на следующей стадии своего взросления – высшее учебное заведение. Школа является одним из важнейших агентов социализации, т.к учителя, школьная администрация, одноклассники и товарищи так же влияют на формирование и развитие личности ребёнка. Самооценка – это элемент самосознания, характеризующийся эмоционально-насыщенной оценкой самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, а также важный регулятор поведения [1]. В этой статье я хочу поговорить о том, как важно педагогу не упустить момент формирования здоровой самооценки обучающегося на его уроке, а именно – на уроке истории.
В современном ФГОС существует системно-деятельностный подход, смысл которого заключается в том, что ученик выступает не объектом, а субъектом учебного процесса. Таким образом, мы можем говорить о том, что ребёнок на уроке должен не получать информацию в готовом виде, а принимать участие в процессе, взаимодействуя с учителем (при необходимости и с одноклассниками) для того, чтобы добыть знание, которое усвоится. Деятельная активность ребёнка на уроке строится, в первую очередь, из оценки своих возможностей. Но любую деятельную активность педагог может повысить, создав комфортную атмосферу работы на уроке. Что мы можем включить в общее понятие «комфортная атмосфера»? Взаимопонимание ребёнка и педагога, взаимоуважение. Без данных компонентов создание здоровой внешней среды для развития адекватной самооценки и самоконтроля ученика невозможно. Именно в ней обучающийся сможет самовыражаться, принимать участие в дискуссиях, слушать и слышать своих одноклассников и учителя. Учитель же, в свою очередь, должен поощрять активность ученика. Это может быть не только в виде положительной отметки, но и словесно, используя такие фразы как «Ты молодец, я знал(а), что у тебя получится!», «Сегодня ты работаешь гораздо лучше, мне нравится твоя вовлеченность». Похвала взращивает в ребёнке позитивные ассоциации с предметом и положительный настрой, помогает лучше анализировать и производить самоконтроль своих знаний. Если ответ ребёнка был неверным, то педагог ни в коем случае не должен ругать его перед всем классом, унижать, ставить в неловкое положение. Это может негативно повлиять на развитие самооценки и желание изучать предмет. В таком случае, педагогу стоит предложить классу коллективно поискать ответ на вопрос, как бы помогая конкретному ученику сформулировать точный ответ. Все эти факторы оказывают благоприятное развитие как на учебно-познавательную деятельность ребёнка, так и на развитие его личности и формирование здоровой самооценки.
Какие же конкретные методы может использовать педагог для формирования здоровой самооценки и самоконтроля ученика?
1. Урок-игра как одна из форм познавательной деятельности ученика. В первую очередь, нам важен сам процесс урока и его влияние на формирование самооценки ученика. Так чем же хорош игровой урок? Не все дети могут вести открытый диалог с учителем на уроке. Потому что они стесняются, боятся дать неправильный ответ, боятся осуждения одноклассников. Одна из задач урока-игры как раз-таки в преодолении этого страха. Работая в команде, ученик понимает, что дать неправильный ответ – не страшно, поскольку некая иллюзия коллективной ответственности снимает внутренние блоки. Тем самым, обучающийся принимает участие в общих дискуссиях, привыкая к подобному роду обсуждения ответа, а уже после, как итог, расширяет свои границы и старается свободнее отвечать на уроке.

2. Работа в парах. При таком методе работы у детей развивается еще один важнейший компонент самоконтроля и самооценки – коммуникация. Ребёнку с развитыми коммуникативными навыками гораздо проще осуществлять самопрезентацию в будущем, контактировать с другими людьми, уметь слушать и слышать своего собеседника.

3. Домашняя работа в виде творческих заданий. Творческая работа в виде сочинения-рассуждения или эссе – это особый вид домашнего задания. Чаще всего, работа направлена на развитие аналитических способностей ребёнка, поскольку она всегда будет предусматривать рассуждение о чём-либо/ком-либо. Ребёнок учится проводить сравнительные параллели между событиями/личностями, искать причинно-следственные связи. Также, не лишним будет давать ученику задания, связанные с профориентацией, которые очень хорошо впишутся в уроки по обществознанию. Предложить детям написать небольшое сочинение на тему «Кем я вижу себя через 10 лет?» или «Учёба – моя главная деятельность» - это очень хороший способ, во-первых, помочь ребёнку с самоопределением, во-вторых – дать ему возможность самовыражения через такого рода работу.
Таким образом, обобщая всё вышеперечисленное и подводя общую черту, мы можем сделать вывод. Для формирования здоровой самооценки ученика на уроке одну из важнейших ролей занимает педагог непосредственно. Современному учителю необходимо создавать психологически приятную обстановку на уроке, подчёркивая позитивное и стараясь свести к минимуму негативное. Создав такую атмосферу, в которой обучающийся не будет бояться проявлять себя, педагог сделает огромный вклад в формирование будущей личности ребёнка.

История как наука относится к социально-гуманитарным дисциплинам, а предметы гуманитарной направленности дают ученикам достаточно большое поле для самовыражения себя и своих мыслей, поскольку в таких дисциплинах нет точных и сложных вычислений. В качестве примера рассмотрим урок истории в 9 классе. Например, тема «Восстание декабристов 1825 г.». Итак, мы можем использовать разные варианты развития дискуссии в классе. В учебниках после параграфа есть рубрика вопросов «думаем, сравниваем, размышляем». Эта рубрика направлена не на лаконичный и системный ответ, а на анализ и рассмотрение предложенной ситуации с разных сторон. Дискуссионная часть урока в виде устных ответов на такой вопрос очень хорошо воспитывает в учениках навыки проявления себя и своего мнения, а также умения не только высказываться, но и слушать товарищей, что благотворно влияет на воспитание личности и формирования устойчивого самомнения. Также урок может быть выстроен по форме групповой работы. Ученики самостоятельно делятся на группы для выполнения последующих заданий учителя. Например, даётся задание – поделиться на две группы, задача первой заключается в том, чтобы доказать на примере невозможность существования полностью коммунистического государства. Задача второй группы заключается в противоположном – представить модель государства, максимально приближенного к коммунистическому. Для эффективного выполнения работы ученикам нужно трезво оценить свои возможности, а значит и грамотно разбиться на команды, зная свои слабые и сильные стороны. Далее, после распределения по командам, следует более грамотно распределить работу. Более того, у участника каждой команды будет присутствовать оппонент из другой команды, что даёт возможность по окончанию урока сделать вывод о проделанной работе каждого ученику. Например,: «здесь я был силён, а вот тут я мог бы сделать лучше, мне помог увидеть мою ошибку товарищ из другой команды.»



















































Список литературы

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.