12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бражкина Ольга Михайловна98
Россия, Пермский край, Кудымкар



МАОУ «Белоевская общеобразовательная школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»






















Формирование умений обучающихся с ОВЗ приёмам

переработки текста на устных предметах (биология, география)






















Подготовила: Бражкина Ольга Михайловна

учитель географии и биологии высшей категории







2024





Чтобы научить учащихся осознанно читать тексты, нужно учить преобразовывать информацию из одной формы в другую, вовлекать ребенка в учебный процесс в соответствии с его способностями и возможностями. Преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит освоение текста.

Оценка достижения планируемых результатов в школе предусматривает выполнение учащимися итоговых работ (тестов, контрольных), которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания. При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.

1 этап. Осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели


Выделение ключевой информации из текста.

Прочитай текст. Подчеркни характерные признаки государства. С помощью подчёркнутых слов определи страну.

Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию. В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира. Управляет государством президент. Столица государства – город Москва.



Вариант выполнения задания

Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию. В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира. Управляет государством президент. Столица государства – город Москва.

Это государство Российская Федерация.



2 этап. Сопоставление информации из разных источников, осуществление выбора дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет.


а) Составление собственного высказывания по тесту, по рисунку и имеющемуся жизненному опыту

Опиши погоду, используя рисунок и имеющийся жизненный опыт.

t1713628374aa.png

Ясная морозная погода. Идёт небольшой снег. Температура воздух – 20° (– 25°). Ветра нет.

б) Сопоставление информации текста учебника и таблицы

Изучи сведения о горах России, пользуясь картой, текстом и заполни таблицу.


t1713628374ab.jpg


Используя данные таблицы, выполни задания:


Запиши название самой высокой горы:____________________________________________

Запиши название самой низкой горы: ____________

Сосчитай, на сколько метров Ключевая сопка выше горы Белуха__________________________________________________________________________________________________

Подумай, что тебе бы ещё хотелось узнать о горах? Чем ты для этого воспользуешься?_________________________________


в) Выбор верных и неверных высказываний с опорой на текст и рисунок

Прочитай статью учебника. Рассмотри иллюстрацию. Выполни задания.

t1713628374ac.jpg


А) Знаком укажи верные высказывания:

Земля расположена от Солнца дальше, чем Юпитер.

Сатурн расположен от Солнца дальше, чем Юпитер.

Венера расположена ближе всех к Солнцу.

Уран находится между Сатурном и Нептуном.

Марс – пятая планета от Солнца.


г) Дополнение высказывания с опорой на схему

Пользуясь схемой расположения планет Солнечной системы, допиши высказывания, чтобы они были верными:


Марс расположен между ___________ и _________________.

Нептун расположен дальше от Солнца, чем _________________.

Между Венерой и Марсом расположена ___________________.

По величине ____________ - самая большая из планет.


3 этап. Обобщение и систематизация информации, перевод её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную)

а) Перенос информации материала учебника в таблицу с применением собственных наблюдений

Создай таблицу сезонных явлений, используя рисунок в учебнике и имеющийся жизненный опыт


Зима

Весна

Лето

Осень

Покров земли





Деревья





Небо







Зима

Весна

Лето

Осень

Покров земли

снег

снег, проталины, трава

зелёная трава

бурая трава

Деревья

нет листьев

почки, цветы

зелёные листья

плоды, жёлтые, красные листья

Небо

чистое

чистое, ясное

чистое, ясное

хмурое, серое




4 этап. Дополнение готовых информационных объектов (текстов, таблиц, схем, диаграмм), создание собственных.



а) Определение несоответствия текста и схемы



t1713628374ad.gifСоотнеси схему с текстом. Найди несоответствие и исправь.



Дуб могучее и красивое дерево. Для многих лесных жителей он является источником пищи. Например, белки, лесные мыши и сойки питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу.



Ответ

Дуб могучее и красивое дерево. Для многих лесных жителей он является источником пищи. Например, белки, лесные мыши и сойки питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу. (Все эти животные являются помощниками дуба, так как помогают ему расселиться в лесу – разносят его семена).

б) Формирование умения составлять схемы к тексту



Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев.

В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники.

А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить.

Кустарники → птицы →жуки, гусеницы →деревья


в) Редактирование текста

Прочитай текст. Найди в нем несоответствие и подбери противоположное по смыслу слово. Запиши исправленный вариант текста.

Первые оттепели обычно бывают в начале сентября. Осенью грозы становятся частыми. Над рекой все реже нависают туманы. В это время во всем чувствуется приближение лета. В середине осени происходит ледостав.



Вариант выполнения

Первые оттепели (заморозки) обычно бывают в начале сентября. Осенью грозы становятся частыми (редкими). Над рекой все реже (чаще) нависают туманы. В это время во всем чувствуется приближение лета (зимы). В середине (в конце) осени происходит ледостав.



г) Восстановление текста по опорным словам

Модель Земли называют .... А условное изображение по­верхности Земли на плоскости называют .... Существует мно­го видов географических карт. На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зеленым -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.

(Масштаб, глобусом, вода, ледники, слева, суша, картой, справа.)




д) Дополнение готовых информационных объектов


Рассмотри изображение человека.

Так же, как и на примере слева отмечено ухо, на изображении справа покажи стрелками и подпиши шею, сердце, печень, колено человека.



t1713628374ae.jpg



Ожидаемые результаты:

Обучающийся получит возможность научиться:

осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные.


Формирование умений обучающихся приёмам переработки текста даёт возможность самостоятельно понять материал, задание, вопрос и результативно выполнить его. Это мотивация и успешность в учёбе, для учеников и педагогов.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.