12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кузьмина Маргарита Ивановна46 Россия, Липецкая обл., Елец |
Формирование универсальных учебных действий на уроках физики
Кузьмина М.И.
Формирование универсальных учебных действий на уроках физики
Приоритетной задачей новых стандартов образования является развитие в личности способности к самореализации.
Личностные УУД способствуют формированию [3; 7]:
•жизненного, личностного, профессионального самоопределения;
•способности к смыслообразованию,
•ценностно-смысловой ориентации студентов;
•готовности к жизненному и личностному самоопределению (прим. самоопределение – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров определение своего "способа жизни" и места в обществе);
•знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социуме и межличностных отношениях.
Цели урока физики, должны быть ориентированы прежде всего на развитие личности обучающегося, личного и ценностного отношения студентов к окружающим, к физике, к себе. На уроке физики студент начинает рассматривать причины открытия, происхождение изучаемого явления, постигать законы, лежащие в основе этого явления, учится предвидеть различные следствия, вытекающие из этих законов. При этом обучающийся видит закономерность изучаемого явления, целостную картины окружающего мира. [2; 7-9]
Учитывая н еодн ор одн ость, ин дивидуальн ые особен н ости, особен н ости обучен ия и состоян ие здор овья студен тов, пр едусматр ивается диффер ен цир ован н ая р абота н а ур оке физики, используется ур овн евый подход пр и отбор е содер жан ия учебн ого матер иала, а также диффер ен цир ован н ый подход пр и кон тр оле зн ан ий.
Личн остн ыми р езультатами обучен ия физике является пр иобр етен ие позн авательн ых ин тер есов, твор ческих способн остей, убежден н ость в возможн ости позн ан ия пр ир оды, ее закон ов, в н еобходимости использован ия достижен ий н ауки и техн ики для дальн ейшего р азвития общества. Фор мир уется самостоятельн ость в пр иобр етен ии н овых зн ан ий, пр актических умен ий, готовн ость к выбор у своего жизн ен н ого пути, цен н остн ое отн ошен ие к себе и окр ужающим, к пр иобр етен ию н овых зн ан ий, отн ошен ие к физике, как элемен ту общечеловеческой культур ы, уважен ие к твор цам н ауки и техн ики.
Р егулятивн ые ун ивер сальн ые учебн ые действия - действия, обеспечивающие ор ган изацию обучающимся своей учебн ой деятельн ости [3; 10]:
•целеполаган ие, как постан овка учебн ой задачи н а осн ове соотн есен ия того, что уже известн о и усвоен о учащимся, и того, что еще н еизвестн о;
•план ир ован ие – опр еделен ие последовательн ости пр омежуточн ых целей с учетом кон ечн ого р езультата; составлен ие план а и последовательн ости действий;
•пр огн озир ован ие – пр едвосхищен ие р езультата и ур овн я усвоен ия, его вр емен н ых хар актер истик;
•кон тр оль в фор ме ср авн ен ия способа действия и его р езультата с задан н ым эталон ом с целью обн ар ужен ия отклон ен ий и отличий от эталон а;
•кор р екция – вн есен ие н еобходимых дополн ен ий и кор р ектив в план , и способ действия в случае р асхожден ия эталон а, р еальн ого действия и его пр одукта;
•оцен ка - выделен ие и осозн ан ие обучающимися того, что уже усвоен о и что еще подлежит усвоен ию, осозн ан ие качества и ур овн я усвоен ия;
•волевая самор егуляция, как способн ость к волевому усилию, к пр еодолен ию пр епятствий.
Р егулятивн ые ун ивер сальн ые учебн ые действия лучше всего фор мир уются н а ур оках физики пр и выполн ен ии лабор атор н ых р абот, пр и р ешен ии экспер имен тальн ых задач, пр и р ешен ии качествен н ых и количествен н ых задач.
Пр и обучен ии физике, деятельн ость, связан н ая с пр оведен ием физического экспер имен та, включает в себя план ир ован ие, моделир ован ие, выдвижен ие гипотез, н аблюден ие, подбор пр ибор ов и постр оен ие устан овок, измер ен ие, пр едставлен ие и обобщен ие р езультатов. В кон ечн ом итоге можн о говор ить об усвоен ии экспер имен тальн ого метода позн ан ия физических явлен ий. Фор мир ован ие пер ечислен н ых качеств и их диагн остика должн а быть постоян н о в поле зр ен ия педагога. Р ешен ие экспер имен тальн ых, качествен н ых и количествен н ых задач, фор мир ует у обучающихся умен ие пр оводить н аблюден ия и описывать их, задавать вопр осы и н аходить ответы н а н их опытн ым путем, т.е. план ир овать пр оведен ие пр остейших опытов, пр оводить пр ямые измер ен ия пр и помощи н аиболее часто используемых пр ибор ов, пр едставлять р езультаты измер ен ия в виде таблиц, делать выводы н а осн ове н аблюден ий, н аходить пр остейшие закон омер н ости в пр отекан ии явлен ий и созн ательн о использовать их в повседн евн ой жизн и, соблюдая р азумн ые пр авила техн ики безопасн ости и пр иблизительн о пр огн озир уя последствия н епр авильн ых действий. [4; 2-7]
Позн авательн ые ун ивер сальн ые учебн ые действия р азделяются н а общеучебн ые и логические УУД.
Общеучебн ые УУД включают в себя [3; 9]:
•самостоятельн ое выделен ие и фор мир ован ие позн авательн ой цели;
•поиск и выделен ие н еобходимой ин фор мации, с пр имен ен ием методов ин фор мацион н ого поиска, в том числе с помощью компьютер н ых ср едств;
•стр уктур ир ован ие зн ан ий;
•выбор н аиболее эффективн ых способов р ешен ия задач в зависимости от кон кр етн ых условий;
•р ефлексию способов и условий действия, кон тр оль и оцен ка пр оцесса и р езультатов деятельн ости;
•смысловое чтен ие, пр и котор ом пр оисходят пр оцессы постижен ия студен том цен н остн о-смыслового содер жан ия текста, т. е. осуществляется пр оцесс ин тер пр етации, н аделен ия текста смыслом;
• умен ие адекватн о, осозн ан н о и пр оизвольн о стр оить р ечевые высказыван ия в устн ой и письмен н ой р ечи;
• действие со зн аково - символическими ср едствами (замещен ие, кодир ован ие, декодир ован ие, моделир ован ие).
Н а ур оках физики студен ты учатся воспр ин имать, пер ер абатывать, пр едъявлять ин фор мацию в словесн ой, обр азн ой и символической фор мах, ан ализир овать и пер ер абатывать получен н ую ин фор мацию в соответствии с поставлен н ыми задачами, выделять осн овн ое содер жан ие пр очитан н ого текста, н аходить ответы н а поставлен н ые вопр осы и излагать его, пр иобр етают опыт самостоятельн ого поиска, ан ализа и отбор а ин фор мации с использован ием р азличн ых источн иков и н овых ин фор мацион н ых техн ологий для р ешен ия позн авательн ых задач. [2; 4]
Зн акомство с любой н овой физической величин ой пр едусматр ивает действие со зн аково-символическими ср едствами. Большой опыт н а ур оке физике студен ты пр иобр етают в кодир ован ии и декодир ован ии пр иобр етен н ой ин фор мации с помощью фор мул.
2)Ун ивер сальн ые логические действия.
В р амках обучен ия под логическим мышлен ием пон имается способн ость и умен ие пр оизводить пр остые логические действия (ан ализ, син тез, ср авн ен ие, обобщен ие и т.д.).
Совокупн ость логических действий пр едставляет собой [3;11]:
• ср авн ен ие кон кр етн о-чувствен н ых и ин ых дан н ых (с целью выделен ия тождеств), р азличия, опр еделен ия общих пр изн аков и составлен ие классификации;
•ан ализ - выделен ие элемен тов, р асчлен ен ие целого н а части;
•син тез - составлен ие целого из частей;
• сер иация - упор ядочен ие объектов по выделен н ому осн ован ию;
• классификация - отн ошен ие пр едмета к гр уппе н а осн ове задан н ого пр изн ака;
• обобщен ие - ген ер ализация и выведен ие общн ости для целого р яда или класса един ичн ых объектов н а осн ове выделен ия сущн остн ой связи;
• доказательство, устан овлен ие пр ичин н о - следствен н ых связей, постр оен ие логической цепи р ассужден ий;
• устан овлен ие ан алогий.
Для р еализации фор мир ован ия позн авательн ых УУД, а также фор мир ован ия н авыков р аботы с источн иками ин фор мации, н авыков смыслового чтен ия целесообр азн о использовать дискр етн ый подход. Это позволяет систематизир овать зн ан ия, учит р ебят выделять осн овн ое, а задача учителя лишь н апр авлять их мысли. Пр имер ом р аботы может служить таблица:
Домин ир ующие элемен ты зн ан ий | Задан ие по теме (вопр ос) | Источн ик: учебн ик, н омер стр ан ицы |
Закон ы Н ьютон а | Какое утвер жден ие содер жится в пер вом закон е Н ьютон а? во втор ом закон е Н ьютон а? в тр етьем закон е Н ьютон а? | Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика 10кл., 2008г., стр .53-74 |
| | |
Таблица хор ошо запомин ается и в дальн ейшем используется как спр авочн ая. Он а может быть полезн а пр и р ешен ии задач, пр и выполн ен ии тестовых задан ий. Такие таблицы помогают освоить осн овн ой матер иал. Изучаемый матер иал связывается воедин о, р азвивается логическое мышлен ие, н авыки самостоятельн ой р аботы с учебн иком, повышается активн ость обучающихся, р астет ин тер ес к пр едмету.
Особую р оль в фор мир ован ии позн авательн ых УУД игр ает р абота н ад пр оектами, подготовка к выступлен ию н а ежегодн ой кон фер ен ции. В осн ове этого метода лежит р азвитие позн авательн ых н авыков обучающихся, умен ий самостоятельн о кон стр уир овать свои зн ан ия, умен ий ор иен тир оваться в ин фор мацион н ом пр остр ан стве, р азвитие кр итического и твор ческого мышлен ия
Метод пр оектов всегда ор иен тир ован н а самостоятельн ую деятельн ость учащихся - ин дивидуальн ую, пар н ую, гр упповую, котор ую студен ты выполн яют в течен ие опр еделен н ого отр езка вр емен и [3; 12]. Этот вид р аботы ор ган ичн о сочетается с гр упповой деятельн остью. Метод пр оектов всегда пр едполагает р ешен ие какой-то пр облемы. Р ешен ие пр облемы пр едусматр ивает, с одн ой стор он ы, использован ие совокупн ости, р азн ообр азн ых методов, ср едств обучен ия, а с др угой, пр едполагает н еобходимость ин тегр ир ован ия зн ан ий, умен ий пр имен ять зн ан ия из р азличн ых областей н ауки, техн ики, техн ологии, твор ческих областей.
Коммун икативн ые действия обеспечивают социальн ую компетен тн ость и учет позиции др угих людей, пар тн ер а по общен ию или деятельн ости, умен ие слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективн ом обсужден ии пр облем, ин тегр ир оваться в гр уппу свер стн иков и стр оить пр одуктивн ое взаимодействие и сотр удн ичество со свер стн иками и взр ослыми
В состав коммун икативн ых действий входят [5; 2]:
• план ир ован ие учебн ого сотр удн ичества с пр еподавателем и свер стн иками – опр еделен ие цели;
• постан овка вопр осов - сотр удн ичество в поиске и сбор е ин фор мации;
• упр авлен ие поведен ием пар тн ер а - кон тр оль, кор р екция, оцен ка действий пар тн ер а;
• умен ие с достаточн ой полн отой и точн остью выр ажать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммун икации;
•владен ие мон ологической и диалогической фор мами р ечи.
В коммун икативн ую компетен тн ость входит способн ость устан авливать и поддер живать н еобходимые кон такты с др угими людьми, владен ие опр еделен н ыми н ор мами общен ия, поведен ия [6; 2]. Такие способн ости н аиболее эффективн о пр иобр етаются в гр упповой и коллективн ой р аботе, н апр имер , в исследовательской и пр оектн ой деятельн ости, в постан овке экспер имен тов н а ур оке физики.
Элемен ты фор мир ован ия коммун икативн ых УУД можн о р ассмотр еть н а пр имер е ур ока кон фер ен ции. Ур ок – кон фер ен ция - особая фор ма учебн ого зан ятия, сочетающая ин дивидуальн ую р аботу (подготовка сообщен ия и выступлен ие с н им н а ур оке) с активн ой р аботой студен тов (кон спектир ован ие выступлен ий, обсужден ие докладов, оцен иван ие выступлен ий). Н а ур оке – кон фер ен ции обучающиеся с одн ой стор он ы являются выступающими, с др угой стор он ы оцен ивают тр уд своих товар ищей, задают вопр осы, участвуют в дискуссии, пр оводят самооцен ку своей р аботы.
Библиогр афический список
1. Стан дар ты втор ого поколен ия «Пр имер н ая осн овн ая обр азовательн ая пр огр амма обр азовательн ого учр ежден ия» Осн овн ая школа Москва «Пр освещен ие», 2011г.
2. Г. Асмолов, Г.В. Бур мен ская, И.А. Володар ская, О.А. Кар абан ова, Н .Г.Салмин а. Культур н о истор ическая, системн о-деятельн остн ая пар адигма пр оектир ован ия стан дар тов школьн ого обр азован ия, 2000г.
3.Бухольцев С.Н . «Пр оектн ая деятельн ость н а ур оках физики», 2009г.
4.Бор исова Л.А. «Фор мир ован ие исследовательских умен ий школьн иков пр и пр оведен ии лабор атор н ых р абот» Н аучн о-методическая газета «Физика»№20/ 2010г.5. Войтен кова Л.Г. «Исследовательская деятельн ость н а ур оках физики», 2008г.
6. Мильман В.Э. Вн утр ен н яя и вн ешн яя мотивация учебн ой деятельн ости.// Вопр осы психологии, 2010г.
Ин тер н ет источн ики