12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мирсаева Альбина Айратовна24
0

Характеристика работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Характеристика работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы


Каждый человек в чем-то талантлив. Но добьется он успеха или нет, во многом зависит от того, будет ли проявлен и замечен его талант в детстве, представится ли ребенку возможность реализовать свою одаренность.

Слово «одаренность» происходит от слова «дар». Одаренный ребенок – тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. В наше время выражение «одаренные дети» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть одаренным.

Работа с одаренными детьми – это постоянный и сложный процесс. Он требует от педагогов новых знаний, гибкости, личностного роста и тесного сотрудничества с родителями.

Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.

При работе с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы считается целесообразным использование следующих методов работы: проблемного, исследовательского, частично-поискового, проектного.

Я стараюсь на своих уроках формировать и поддержать интерес учащихся разными средствами:

1. Коммуникативное – познавательная направленность

- подготовить справку на определенную тему, например, «Словари русского языка»,

- подготовить выступление по теме «Как бы я объяснил (а) правописание … своим друзьям из VI класса»

- наряду с орфографическими (лексико - орфографическими) пятиминутками можно проводить лингвистические пятиминутки:

Шиворот- навыворот. Чем является морфема ши? Корень или приставка?

Как произошли слова, например, ро̀жки и рожкѝ (ро̀жки – рога мн. число, рог – рожок, рожки; рожкѝ- макароны). «Угадай слово» - учащиеся решают ребусы.

- сообщения на тему «Прошлое Чацкого, его знания»

2. Учет мотивационного – волевого фактора

- Составить игры, кроссворды по определенной теме

- подбор слов на конкретную тему

3.Поисково – творческая работа

- подбор информации

- работа с теоретическим материалом учебника при получении новых знаний, сильные ученики, опираясь на наблюдения, самостоятельно составляют опорные схемы, алгоритмы, таблицы. Это вовлекает детей в активную деятельность, позволяет самостоятельно сделать выводы, что дает более стойкий результат по освоению темы.

Общеизвестно, что коэффициент полезного действия урока значительно выше, если ребята поставлены в ситуацию, когда им приходиться самим самостоятельно овладевать новыми знаниями или расширять имеющиеся; когда они могут обобщить, аналитически мыслить.

Приведу пример из исследовательской работы учащегося. Работа над подготовкой справки «Словари русского языка» было домашним заданием, где учащийся должен был рассказать о видах словарей русского языка; сколько слов вошли в книгу; какие термины включает в себя; как дается толкование слов; почему словари являются нашими помощниками.

Вовлечение учащихся в поисковую работу позволяет выявить наиболее способных и одаренных к научной деятельности, научить их в данном этапе элементарным навыкам и основам исследования. В ходе выполнения творческих работ у учащихся появляется высокий уровень самостоятельности и активности.

Хорошим стимулом для выполнения заданий являются лингвистические эксперименты. При использовании этого способа анализ предложений производится с помощью всякого рода замен, подстановок, перефразировки текста. Например:

Таблица 1

В инструкции подробно говорилось о том, как устранить неисправности в телевизоре.

В инструкции подробно говорилось о способах устранения неисправностей в телевизоре.

Где находится штаб народного ополчения, Звягинцев точно не знал.

Звягинцев точно не знал местонахождения штаба народного ополчения.

Привелось мне как-то писать официальное заявление, для чего я был вызван в контору.

Привелось мне как-то писать официальное заявление, и для его написания я был вызван в контору.


Из наблюдений учащийся приходит к выводу, что во всех случаях средствами связи придаточной части с главной являются союзные слова, поскольку при перестройке текстов выявляется тенденция к замене местоимений и местоименных наречий полнознаменательными словами (как = способах, где = местонахождения, для чего = для его написания)

Приемлемой формой самостоятельной работы являются семинарские занятия. Самый распространенный метод – это Баскет-метод, который основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

На таких уроках ставятся вопросы проблемного характера, ответы на которые требуют исследовательского подхода к тексту. В ходе подготовки к семинарскому занятию ученики подбирают литературу по теме, самостоятельно готовят анализ отдельных образов, ответы на некоторые сложные вопросы, выявляющие идейный смысл произведения. Такая работа активизирует учебный процесс.

Предлагая учащимся подготовить выступление на тему « Как бы я объяснил (а)…» стараюсь показать учащимся как это ценно сделать хоть небольшое, но свое открытие. Попытаться найти ответы на многие и многие вопросы.

Полезно для учащихся самостоятельное составление вопросов и заданий, связанных с языковым материалом. Такая работа может быть предложена как при проверке домашнего задания, так и на других этапах урока.

Вот, к примеру, некоторые проблемы, которые один из учеников решил разрешить после прочтения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус»:

1. Ищет ли Парус счастья? 2. Бури или покоя просит Парус? 3. Совместимы ли в одно и то же время струя светлей лазури», «луч солнца золотой» и «ветер свищет», «мачта гнется и скрипит»? Может Парус изображен в разные отрезки времени? 4. Что же скрывает в себе этот символ – Парус?

Полезны для развития навыков самостоятельной работы учащихся микроисследования. Например, дается задание провести исследовательскую работу на определение сходства и различий между причастиями и прилагательными, найти сходства в творчестве писателей.

Задания такого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений:

1. работать с научно-популярной литературой и справочниками; 2) делать выводы; 3) составлять текст.

Ролевая игра – самая интересная для учащихся форма урока. Ролевые игры позволяют сделать уроки динамичными и интересными.

Ученическое научное исследование в какой – то степени – ролевая игра, в которой автор-ученик в максимально приближенных к реальности условиях «играет» (выполняет) роль ученного.

Один такой урок – огромная школа не только для ребят, но и для учителя.

Я считаю, что данная тема неисчерпаема, можно много говорить о каждой форме работы с одарёнными детьми. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к быстро меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Эта способность обеспечивается, в том числе, и возможностью развития одарённости школьника в период обучения на уроках русского языка и литературы.




























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.