12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Белоусова-Волянская Ольга Анатольевна46
Россия, Ставропольский край, Невинномысск

Игры пазлы в работе логопеда

Белоусова-Волянская Ольга Анатольевна

Учитель-логопед

МБДОУ №49 г. Невинномысска

Silentium.olga@yandex.ru

 

Аннотация. В статье описываются практические приёмы использования игр- пазлов в работе учителя-логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи

Ключевые слова. Индивидуальные занятия, учитель-логопед, автоматизация звуков, игры пазлы.

 

Puzzle games in the work of a speech therapist

Belousova-Volyanskaya Olga Anatolyevna

Speech therapist teacher

MBDOU No. 49 of Nevinnomyssk

Silentium.olga@yandex.ru

 

Abstract. The article describes practical techniques of using puzzle games in the work of a speech therapist teacher with children with severe speech disorders

Keywords. Individual lessons, speech therapist teacher, sound automation, puzzle games.

 

На любых занятиях, а не только у логопеда, ребёнку хочется не просто повторять, а играть. Ведь в игре намного быстрее происходит обучение новому и переход этих полученных знаний в умения и навыки. Поэтом одним из приёмов формирования речевых навыков является использование игр-пазлов. Это помогает переключить ребёнка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть, тем самым сохранить эмоциональный подъём, характерный для детей в играх, сформировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям и в то же время закрепить в непринуждённой обстановке навыки правильной речи.

Какие же задания можно придумать, выбрав такую игру? Задания могут быть разнообразными и решать именно логопедические задачи. Игры в виде пазлов используются не только при расширении и обогащении активного словаря, понимания грамматических конструкций, а также при автоматизации, дифференциации звуков, т.е. пазлы многофункциональны в зависимости от задач, которые ставит логопед на индивидуальном занятии.

И как оказалось для решения задач не надо много игр, а можно использовать одну, но при этом, играя в неё, ребёнок не поймёт, что он не только поиграл, но улучшил речевые навыки.

На одном из этапов индивидуального занятия, целью которого было автоматизация и дифференциация звуков /ш//ж/с//з/ в грамматических играх, использую пазлы «Что из чего сделано?» из серии «Учись, играя!» (Десятое королевство)

Первоначально ребёнок должен назвать все предметы, которые видит на карточке, которую собрал из частей. Затем можно предложить следующие игры:

- «Что из чего сделано?» (образование относительных прилагательных: железные, шерстяные, кожаные, золотые, стеклянные предметы);

- «Мой, моя, моё, мои» (подбор личных местоимений к существительным);

- О каком предмете можно сказать «моя»? - накрой его квадратом;

- О чём можно сказать «мой»? - накрой его цветочком;

- О чём можно сказать «мои»? - накрой кругом.

Убирает фишки и с каждой карточкой проигрывает грамматическую игру:

- «Назови ласково» образование уменьшительно-ласкательных форм существительных (с железными предметами: кастрюля – кастрюлька, пружина-пружинка т.д.)

- «Один-много» образование множественного числа прилагательных и существительных в родительном падеже (с кожаными предметами – одна кожаная сумка - много кожаных сумок, один кожаный сапог – много кожаных сапог т.д.)

- «Чего не стало?» умение изменять существительное по падежам (родительный и винительный падеж), (с шерстяными – были шерстяные носки – не стало шерстяных носков, была шерстяная шапка – не стало шерстяной шапки т.д.)

- «Назови, где находится» закрепление предлога «под» (со стеклянными - Под квадратом стеклянная банка; под цветком – стеклянный стакан т.д.). Закрепление предлога «на» (с золотыми – на цепочке лежит квадрат, на монете лежит цветок т.д.)

И что самое удобное игра в конце занятия оказалась в коробке, что облегчает уборку, т.к. ребёнок сам сложил всё, выполняя задания.

 

Список источников:

 

 

 

 

 

 

 

 

Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В.П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009. - 144 с.

Блягоз А.Н. Особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи / А.Н. Блягоз // Вестник АГУ. - 2006. - № 3. - С. 141-142.

Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи / Н.М. Быкова. - СПб: Детство-Пресс, 2013. - 160 с.

Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство - Пресс, 2008. - 144 с

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. - М. Мозаика-Синтез, 2006 - 56 с.

Жукова Н.С. Преодоление ОНР у детей / Н.С. Жукова. - М.: Эксмо, 2011. - 142 с

Климонтович Е.Ю. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи III степени / Е.Ю. Климонтович // Школа здоровья. - 2008. - № 1. - С. 43-46.

Коник Е.И. Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с ОНР / Е.И. Коник // Инновационные педагогические технологии. - 2014. - С. 234-235.

Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: КАРО, 2014. - 160 с.

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет / Т.А. Ткаченко. - М.: ГНОМ и Д, 2005. - 144 с.

Что из чего сделано? Комплект обучающих пазлов. Серия: Учись, играя! Производитель: Десятое королевство (Россия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

t1672041078aa.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.