12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шишкина Людмила Николаевна4657
Я работаю преподавателем профессионального цикла в Алчевском строительном колледже ФГБОУ ВО "ДонГТУ". Имею высшую категорию и педагогическое звание "преподаватель- методист". Педагогический стаж - 33 года.
Россия, Луганская Народная Респ., Алчевск

ИКТ как современное средство обучения и воспитания студентов колледжа

Шишкина Людмила Николаевна,

мастер производственного обучения

ОСП «Алчевский строительный колледж»

ГОУ ВО ЛНР «ДонГТИ»,

г. Алчевск, shishkina_lyudmila@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены информационные и коммуникационные технологии, которые применяются мною при подготовке уроков производственного обучения и проведении внеурочных мероприятий в Алчевском строительном колледже.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, мультимедиа, интернет - ресурс.

Введение

Современную жизнь очень сложно представить без использования информационных технологий. В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся динамизм и вариативность. Одна из задач преподавателей средних профессиональных учебных заведений на современном этапе – заложить фундамент в подготовке специалиста-профессионала, готового к жизни в новом информационном мире. Это обусловлено активным использованием в образовательном и воспитательном процессе информационно-коммуникационных технологий, которые в последние годы становятся его неотъемлемой частью.

Основная часть

Применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность студентов, дает возможность повысить качество образования детям из малообеспеченных семей, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. А также, средства ИКТ, используемые в современном образовании позволяют добиваться высоких результатов в обучении. Новые технологии дают возможность обеспечить взаимодействие между преподавателем и студентом в системе открытого и дистанционного обучения.

Информационные и коммуникационные технологии или ИКТ — звучит солидно и очень современно. По мнению многих исследователей (Г. А. Абумова, В. П. Беспалько, А. П. Аношкин, С. А. Маврин, В. И. Андреев и др.), ИКТ создают принципиально новую систему в обучении и воспитании. Учебные заведения становятся по настоящему открытой образовательной системой для внешнего мира, т. к. студенты получают доступ к объемным массивам информации, они оказываются лишь перед выбором необходимой им информации в соответствии с их целями, которые ставит и корректирует преподаватель. Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение. Образование сегодня приобрело совершенно новое качество благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, наличию доступа в сеть Интернет.

В своей работе при организации дистанционной работы студентов я использую электронные тесты, применяю презентации, и как средства развития навыков самостоятельного поиска даю задания студентам самим приготовить презентации. Мультимедиа средства значительно расширяют возможности представления учебной информации. Позволяют создавать активный познавательный процесс, что существенно повышает мотивацию студентов, повышает эффективность самостоятельной работы. При подготовке сообщений и рефератов студенты используют Интернет-ресурсы для поиска информации, знакомятся с информационными ресурсами электронных библиотек и электронных энциклопедий. Использование информационных технологий позволяет видоизменить и совершенствовать содержание, методы и формы обучения. Подготовка и проектирование урока производственного обучения предусматривает эффективное применение возможностей информационно-коммуникативных технологий для отработки методического и дидактического материала. Использование в учебном процессе современных технических устройств (компьютеров, теле - и видеоаппаратуры, интерактивных средств обучения) и информационно-коммуникативных технологий ведет к качественно новому анализу и пониманию педагогического процесса, установлению новых принципов обучения и воспитания. Хочу высказать свое мнение, но думаю, что оно совпадает и с мнением других педагогов нашего колледжа, на современном этапе значительно возрос интерес мастера производственного обучения в использовании ИКТ на уроках; повысилась  и заинтересованность студентов в подготовке материалов к таким урокам, они с удовольствием работают над проектами, проводят исследовательскую работу, создают презентации, что позволяет сделать урок насыщеннее, интереснее, а самое главное - привлечь студентов к этой работе, позволить увидеть и продемонстрировать одногруппникам результат своего труда (см. рис.1.).

t1648634672aa.jpg

Рис.1. Демонстрация презентации «Охрана труда в строительстве» студентом группы 

 Виды и формы внеурочной работы сегодня очень разнообразны. Однако современные требования представляют новые способы приобщения студентов к окружающему миру, расширения их кругозора, пробуждения интереса к творческой деятельности. Использование компьютера позволяет сделать любое мероприятие ярким, информативным и по-настоящему современным. Вот как, например, мы готовили с группой студентов внеурочное мероприятие «Мы будем строить солнечные города», посвященное Дню города. Ребятам очень понравилась идея создания презентации о родном городе Алчевске. Группа была разделена на подгруппы, каждая из которых получила определенное задание. Каждому студенту первой группы необходимо было найти фотографии, описать историю улиц города. Над собранной информацией стала работать группа редакторов, которые последовательно соединили всю информацию в единое целое. Третья группа положила все собранное в слайды презентации. Получился интересный проект о родном городе, который был продемонстрирован на воспитательном часе в группе, а затем в колледже на внеурочном мероприятии, посвященном Дню города (см. рис.2.).

t1648634672ab.jpgt1648634672ac.jpg t1648634672ad.jpg

Рис.2. Внеурочное мероприятие «Мы будем строить солнечные города»

Презентацию проекта можно посмотреть по ссылке: https://disk.yandex.com/i/VZvzvmIS3UNJ8X.

Такие мероприятия заставляют студентов приобщаться к истории и культуре родного края, изучать наследие и достопримечательности родного города, жизнь и деятельность выдающихся людей, создавших его.

Заключение

Считаю, что при обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения и воспитания в колледже можно решать ряд важных задач дидактического характера:

  • значительно повышать уровень самостоятельной работы студентов, результативность его самоподготовки;
  • добиваться совершенствования самого процесса преподавания;
  • воздействовать на формирование мотивации студента к обучению;
  • обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и т.д.
  • активизировать процесс обучения студента в направлении научно-исследовательской, поисковой деятельности;
  • для создания различных учебных ситуаций, в которых студент усваивает материал в игровой форме;
  • для повторения и закрепления пройденного материала;
  • для обеспечения необходимого уровня усвоения учебного материала;
  • для сообщения разного рода сведений и формирования навыков и умений по отбору и систематизации информации и т.п.

Список литературы:

  1. Алексеева Л. Инновационные технологии как ресурс эксперимента /Л.Алексеева // Учитель.- 2004. №3. – С.28-29.
  2. Балунова С. А. Современные педагогические технологии подготовки мастеров производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 275-278
  3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с
  4. Курс лекций по дисциплине «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-18948.html
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.