12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга22
2

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Овсянникова Дарья Константиновна, учитель 1 категории, МБОУ «СОШ №6», г.Новокузнецка, Кемеровской области.

Толченова Татьяна Анатольевна, учитель высшей категории, МБОУ «СОШ №6», г.Новокузнецк, Кемеровской области.

Хайрутдинова-Шиллер Ольга Викторовна, учитель 1 категории, МБОУ «СОШ №6», г. Новокузнецка, Кемеровской области.


ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Ключевые слова: интерактивное обучение, специальная форма организации познавательной деятельности, активность педагога, активность учащихся, мозговой штурм, дискуссия, ролевые игры.

В статье рассмотрены возможности методик интерактивного обучения при изучении истории и обществоведения. Доказано, что интерактивное обучение является специальной формой организации познавательной деятельности учащихся на уроке.

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях «ученик – ученик» (работа в парах), «ученик - группа учащихся» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учащихся – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер» и т.д. Интерактивное обучение - специальная форма организации познавательной деятельности, когда практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы. Ученик не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетенций в образовательной и коммуникационной сферах.

Очень эффективен мозговой штурм - метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Цель метода: ведение группового обсуждения для решения какой-либо проблемы. Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей. Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом называя идеи (нельзя повторяться); чем больше список идей, тем лучше.

Задачами методики мозгового штурма являются: включение в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизация творческого потенциала участников. Размер групп можно выбирать в зависимости от целей занятия и отведенного на него времени: 2, 3, 4, 5 – 6.

Для создания групп можно предложить следующие способы: найдите себе партнера, с кем бы вам хотелось работать в течение следующих десяти минут; выберите того, с кем вы еще не работали вместе; выберите того, кто родился в том же месяце, что и вы; примерно того же роста, как и вы и т.д.

Во время проведения мозгового штурма педагог кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки, фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. Со стороны учителя запрещается критика любых мнений и предложений, предпочитается разнообразие идей. Обычно такие задания обогащают личный опыт учащихся. Дети после обсуждений обычно приходят к правильным выводам. Знания, полученные на этом уроке, могут пригодиться ученикам в их будущей самостоятельной жизни.

Дискуссия – специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Цели дискуссии: воздействие на мнения и установки участников в процессе обучения. Участники групповой дискуссии должны: слушать и слышать друг друга; не перебивать; не оценивать друг друга; не обижать и не обижаться; умолкнуть по знаку; участвовать всем; соблюдать регламент.

Существуют различные формы дискуссионного диалога при изучении истории: «круглый стол» (разные позиции – свободное выражение мнений);

экспертные группы (обсуждение в микрогруппах, затем выражение суждений от группы); форум (группа вступает в обмен мнениями с аудиторией); симпозиум (формализованное представление подготовленных мнений, сообщений по данной проблеме); дебаты (представление бинарных позиций по вопросу: доказательство – опровержение); «судебное заседание» (обсуждение, имитирующее судебное разбирательство – слушание дела); «аквариум».

Роль учителя в организации групповой дискуссии: обозначение проблемы; побуждение к дискуссии всех участников; сбор различных мнений и аргументов; подведение итога групповой работы; сообщение объективной информации по теме дискуссии и своего комментария; заботиться о том, чтобы накал встреч не спадал до конца. В ходе дискуссии учитель следит за соблюдением правил ведения дискуссии: Я критикую идеи, а не людей. Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

Ролевая игра – ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом. Ролевая игра дает возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Компонентами ролевой игры выступают:

- моделированиеформирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации;

- инструктаж - вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации;

- подкрепление - поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.

Положительные стороны ролевой игры: В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории. Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя. Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений. Роль учителя заключается в том, что предоставляет участникам возможность принимать новые формы поведения в ситуациях, определяет поведение в той или иной жизненной ситуации. Учитель обучает и инструктирует участников исполнения роли.

Ролевую игру можно использовать на различных этапах урока. Приемы использования ролевой игры на уроках истории:

1. «Кто я?». Ученик в костюме какого-то персонажа рассказывает о нем. Учащиеся угадывают кто он. Урок «Религия древних греков»: «Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые темные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов так жестоко наказал меня?» (Прометей). Поэма Гомера «Илиада»: «Завтра мой поединок с вождем троянцев Гектором. Я готов сражаться. Только бы стрела или копье моего врага не попали мне в пятку (Ахиллес).

2. «Интервью» - ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи. Например: Вопросы рыцарю: Сколько весили доспехи? Что получал победитель? и др.

3.Синквейн это стихотворение, которое состоит из 5 строчек по определенным правилам. 1 строка – название темы, 2 строка - определение темы в двух прилагательных, 3 строка – 3 глагола, показывающие действия в рамках темы, 4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме, 5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи. Составление синквейна позволяет развивать творческое мышление, выразить свое отношение к изучаемой теме, сформировать четкое представление о той или иной позиции.

В 5-8 классах для активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать различные игры. Учитель, передавая знания посредством игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребенка, а не из своих соображений удобства и порядка.

4.Игра «Три предложения». Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передается содержание. Данная игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное, на котором основываются и навыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составить план, конспект, реферат.

Методически верно организованная игра требует от ее участников активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения. Использование информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. Информационные технологии позволяют оперировать большим объемом информации и работают с большим быстродействием, реализовывая возможность лучшего усвоения материала, оптимизации учебного процесса и усиления мотивации учащихся к учебной деятельности.

В настоящий момент крайне значимы мультимедийные технологии в форме презентаций, т.к. они стимулируют учащихся к творческой деятельности.

Итак, применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Формируются ключевые компетенции: умение брать на себя ответственность при принятии решений, толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков, умение работать с различными видами информации, способность постоянно повышать свое образование и т.д.

В настоящий момент крайне значимы мультимедийные технологии в форме презентаций. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.

Большую пользу может принести использование обучающих программ и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Здесь важен и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту.

Литература:

1.Коротаева Е.В. . Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников [ Текст]: учеб. пособие/Е.В.Каратаева. – Москва: АСТ, 2003г.- 342 с.

.Авдонина Л.П. Ментальные карты как инновационная педагогическая технология//В сб.: Современные вопросы теории и практики обучения в вузе. Вып. 17. - Новокузнецк: СибГИУ, 2014. – СС. 43 – 51.

​​​​​​​ Д. Джонсон, Р. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек .Методы обучения. Обучение в сотрудничестве.-Викепедия.

Джон Дьюи .Демократия и образование.-М.:Педагогика-пресс,2000.

Д.И.Латышина. История педагогики.-Гардарики,2005.

В.Я. Ляудис. Инновационное обучение и наука.-М., 1992.

А. А. Радугин .Педагогика.-М.:Центр,2002.

Ю. Г. Фокин .Преподавание и воспитание в высшей школе. Методология, цели и содержание, творчество.-М.:Академия,2002.

Е.А.Хруцкий .Организация и проведение деловых игр.-М.:Высшая школа, 1991.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.